Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:22, курс лекций
Приспособление к природе и преобразование ее в целях удовлетворения потребностей человека как природного и социального существа происходит в общественной форме. Общество – это система взаимосвязей и форм объединения людей, придающая их совместной жизнедеятельности организованный характер. Под культурой понимается система ценностей норм, идеалов, которая объединяет людей и определяет их общественные цели, программы преобразований. Природа с культурологической точки зрения – это объективные естественные условия существования человека.
I. Культура и природа 4
II. Социодинамика культуры 10
III. Человек в мире культуры 19
IV. Межкультурные коммуникации 29
V. Типология культур 38
VI. Проблема Запад-Россия-Восток в культурологическом
аспекте 50
VII. Культура и формирование современной глобальной
цивилизации 62
Основные термины и понятия 70
Католицизм – направление в христианстве, возникшее в результате разделения христианской церкви в XI-XII вв. Особенность католицизма по сравнению с православием – добавление к «символу веры» филиокве, согласно которому святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына; наличие догмата о непорочном зачатии Марии и ее телесном вознесении; о непогрешимости Папы Римского; обязательное безбрачие духовенства.
Коран – священная книга мусульман, содержащая свод проповедей – притч, установлений морального и юридического характера, правил совершения ритуалов и молитвенных действий. Коран состоит из 114 глав (сур), включающих 6206 ритмико-смысловых отрывков – айат.
Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., обращенный к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Классицизм стремится к выражению возвышенного, героического, нравственного в строгих и гармоничных образах.
Коммуникация – процесс обмена информацией между людьми, а также между техническими аппаратами.
Коммуникация ритуальная – процесс реализации социально-предписанного поведения.
Контркультура – субкультура, нормы и ценности которой противоречат доминирующим в данном обществе культурным ценностям.
Конфессиональный тип культуры – культура, в основе которой лежат религиозные ценности.
Кровнородственный тип культуры – наиболее древний тип культуры, в котором степень солидарности и любого типа обязательства и формы поведения людей определяются степенью их кровного родства.
Культура – специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире, реализующийся на основе системы ценностей, норм и идеалов и консолидирующий людей данного общества.
Культурная конфигурация – специфический способ связи элементов данной культурной системы.
Культурная семантика – раздел культурологии, исследующий информационно-коммуникативный аспект культуры.
Культурная система – упорядоченная совокупность культурных элементов.
Культурология – междисциплинарная наука о ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных механизмах, организующих совместную жизнедеятельность людей.
Культурно-исторических типов теории – учения о многообразии и своеобразии культур, отрицающие единство всемирно-исторического процесса; формировались как антитеза линейно-европоцентристской концепции истории, эволюционистской трактовки исторического процесса.
Личность – социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения и обогащения им социально-культурного опыта.
Любовь – в общекультурном смысле – нравственно-эстетическое чувство в отношениях людей друг к другу, сопровождающееся душевной теплотой, сердечностью.
Лицемерие – отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственный поступок, совершаемый в эгоистических целях, выдается за нравственный.
Массовая культура – культура, создаваемая в условиях рынка и направленная на удовлетворение потребностей и интересов основной массы населения.
Менталитет – определенное, специфическое и устойчивое явление культуры, характеризующее как особенности социальной психологии народа, так и способы его жизнедеятельности, формы общения, устойчивые традиции.
Миф – рассказ, древнее повествование о богах, героях. Система мифов лежит в основе всей культуры. Мир обожествляет игру природных сил и, понятых как ее продолжение, стихийные страсти души. Для мифа, в отличие от религии, природное явление и страсть – это и есть боги. Мифы повествуют о творении природы и культуры, о превращении хаоса в космос.
Модернизм – художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. XIX в., объединяющая множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений; выступает за поиск новизны, необычного, оригинального.
Модернизация – в историко-культурном плане – это процесс перехода от традиционного общества к современному, сопровождающийся автономизацией личности, развитием научного понимания мира, секуляризацией всех сфер жизни и сознания.
Мораль – духовно-практический, оценочно-императивный способ освоения действительности, определяющий отношение человека к себе, другим людям, обществу и к миру в целом, и регулирующий поведение людей на основе представлений о добре и зле, справедливости, смысле жизни.
Народ – в культурологическом смысле – динамическая общность людей, объединенных материальным, социальным и духовным творчеством.
Нарциссизм – форма выражения эгоистического начала в человеке, связанная с самолюбованием, с завышенной самооценкой своих способностей, физических и интеллектуальных сил.
Наука – одна из подсистем культуры, ориентированная на производство объективных знаний о мире и человеке.
Национальный тип культуры – культура, в которой основой интеграции людей является государство, единая система национальных ценностей и общий экономический интерес.
Нирвана – в буддизме – это конечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот, состояние полного покоя, уход в небытие и, тем самым, преодоление цепи перерождений (сансара). В нирване отсутствует разница между состояниями «жизни» и «смерти».
Норма – образец, предписание, требование поступать и действовать определенным образом.
Обыденная культура – это такой уровень овладения знаниями, навыками и нормами, умениями, который необходим человеку в повседневной жизни.
Общение – социально-психологический процесс взаимодействия людей по поводу сообщенной информации.
Ответственность – способность человека предвидеть последствия своих действий и отвечать за них.
Перцепция культурная – восприятие традиций, ценностей чужой культуры, оценка представителей этой культуры.
Плюрализм культурный – признание самобытности культуры других этносов без ущерба для ценностей собственной культуры.
Почвенники – представители течения русской общественной мысли 60-х годов XIX века, родственного славянофилам. К их числу принадлежали: Ф.М. Достоевский А.А. Григорьев, Н.П. Страхов. Проповедовали сближение образованных людей с народом («почвой») на религиозно-этнической основе.
Постмодернизм – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании стран Запада, появившихся в конце 60-х годов XX века. В искусстве отвергает поиск нового, культивирует эксперименты и переосмысливая модерн, предпочитает смешение стилей прошлого. Постмодернизм представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством.
Протестантизм – одно из трех основных направлений христианства. Возник в результате антикатолического движения в Европе XVI в. – Реформации. Для протестантизма характерны: отсутствие противопоставления духовенства и мирян, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества. Существуют только два таинства – крещение и причащение.
Природа – с культурологической точки зрения – объективные естественные условия существования человека и сам человек с его телом, физиологией, природными задатками.
Профессиональная этика – кодекс поведения, предписывающий нравственный характер взаимоотношений между людьми определенной профессии, а также между ними и обществом.
Профессиональный тип культуры – культура, в основе которой лежат принципы и нормы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями профессии.
Психоаналитическое направление в культурологии – исследования культуры, в которых главное внимание уделено бессознательному уровню психики человека в понимании сущности и развития культуры.
Психология культуры – раздел культурологии, исследующий взаимосвязь личности и культуры, механизмы социализации и инкультурации, генезис индивидуальности в пространстве культуры.
Реализм – направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности.
Религия – стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественным, божественным, которое заключает в себе совершенство, могущество и смысл бытия. Сверхъестественное открывается человеку через веру как личностный выход за пределы очевидности и рассудка к божественному смыслу, который вдохновляет человека, придает ему полноту жизни. Религия выражает себя в мировоззрении, культе и различных формах объединения верующих (церковь, община и др.)
Релятивизм культурный – рассмотрение чужой культуры, исходя из условий ее порождающих, без оценки данной культуры.
Романтизм – идейное и художественное движение в европейской культуре конца XVIII – начала XIX вв., характеризующееся возвышенными устремлениями, культивированием идеалов, отрицанием прозы и серости действительности, трепетностью и мечтательностью, желанием создать совершенный мир.
Сакральный – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.
Свобода – способность и возможность поступать в соответствие со своей волей, возможность выбора.
Семантика – раздел семиотики; учение о значениях знаков и отношениях между ними.
Семиотика – наука, исследующая свойства естественных и искусственных знаковых систем. Семиотический подход исследует явления культуры со стороны их знаково-символической природы.
Символ – особого рода знак, в котором обнаруживается действенное присутствие выражаемого им содержания. Культурный символ тем отличается от простого знака, что несет в себе живую глубинную связь с тем бытием, которое в нем выражено. Символ культуры многозначно и иносказательно выражают такое содержание, которое составляет существо ценностей и идеалов конкретной культуры.
Символ Веры – краткое и точное изложение основ христианской веры, ее догматов.
Символизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью смыслов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности.
Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной мысли середины XIX века; выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития страны на основе самобытности, идеализировали общественный строй древности, критиковали Петровские реформы, развивали религиозную философию; сыграли важную роль в изучении народного быта и искусства. Оппоненты западников. Представители: И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков.
Социализация – процесс адаптации индивида к условиям общественной жизни путем усвоения и воспроизводства социального опыта и социальных связей в собственной жизни.
Социальная культурология – раздел культурологии, исследующий культуру как всеобщую форму человеческого существования, как ценностно-нормативное основание общественной жизни.
Социальная солидарность – система принципов и методов упорядочения социально-практической и духовной деятельности людей; социальная солидарность находит свое оформление в идеологии.
Социодинамика культуры – развитие культуры путем взаимодействия и взаимопроникновения социума в культуру и культуры в социум.
Социокультурное противоречие – резкое несоответствие сложившихся социальных отношений и существующей культуры.
Социокультурная катастрофа – распад исторически сложившихся социальных связей, культурная деградация как результат своевременно не разрешенного социокультурного противоречия.
Социокультурный процесс – временные изменения культурных систем, моделей взаимодействия между людьми и социальными группами.
Социокультурная ситуация – совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития.
Социологическая школа в культурологии - объединяет тех исследователей, которые истоки и закономерности развития культуры видят в общественной природе и социальной организации человека.
Социум – сфера социально-практических отношений и действий в отличие от культуры как ценностно-смысловой сферы общества.
Специализированная культура – это высший уровень овладения достижениями человечества, связанный с общественным разделением труда, специализацией, институализацией и профессиональной подготовкой.
Стереотип социальный – упорядоченная определенным образом система информации, используемая в межкультурной коммуникации; стереотипы социальные закрепляются на подсознательном уровне как не подлежащий сомнению императив по отношению к представителям иноэтнических культур.
Стиль – совокупность главных особенностей художественного творчества, проявляющихся как в выборе тем, идей, характеров, так и в изобразительно-выразительных средствах их воплощения.
Структурализм – философское и культурологическое направления в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. ХХ в. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Это позволяет выявить глубинные пласты в культуре, например, ментальные структуры.