Культурология

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:22, курс лекций

Краткое описание

Приспособление к природе и преобразование ее в целях удовлетворения потребностей человека как природного и социального существа происходит в общественной форме. Общество – это система взаимосвязей и форм объединения людей, придающая их совместной жизнедеятельности организованный характер. Под культурой понимается система ценностей норм, идеалов, которая объединяет людей и определяет их общественные цели, программы преобразований. Природа с культурологической точки зрения – это объективные естественные условия существования человека.

Оглавление

I. Культура и природа 4
II. Социодинамика культуры 10
III. Человек в мире культуры 19
IV. Межкультурные коммуникации 29
V. Типология культур 38
VI. Проблема Запад-Россия-Восток в культурологическом
аспекте 50
VII. Культура и формирование современной глобальной
цивилизации 62
Основные термины и понятия 70

Файлы: 1 файл

Культурология_2.doc

— 573.50 Кб (Скачать)

Все источники информации в современном обществе можно  подразделить на следующие категории:

  • индивиды;
  • властные структуры;
  • институты СМИ;
  • группы интересов (партии и общественные движения);
  • институты культуры, образования, науки, религии.

Информацию передают агенты коммуникации. У каждого из них свои функции, задачи и полномочия. Властные структуры издают нормативные документы, определяют содержание сообщаемой ими информации, финансируют СМИ. Институты СМИ – теле- и радиокомпании, институты и газеты – осуществляют техническую сторону информационного обеспечения. Министерство связи следит за состоянием кабельных сетей, исправностью радиостанций, функционированием почты и телеграфа, телефонных сетей. Издательства нанимают квалифицированный персонал, через корреспондентов собирают со всех концов света информацию, обрабатывают, иллюстрируют и выпускают в свет. Группы интересов – представляют собой какие либо влиятельные круги. Это могут быть  оппозиционные партии, промышленные компании, многочисленные общественные движения, фонды, ассоциации, апеллирующие к общественности и стремящиеся заручиться ее поддержкой. В системе науки и образования существуют традиционно сильные учреждения, создающие и передающие информацию: школы и университеты, конференции и симпозиумы, отдельные ученые и научные школы, журналы и вестники.

Второй элемент в  формуле Лассауэла – что сообщается - обозначает содержание посылаемой информации, под которым понимается совокупность передаваемых с помощью каналов массовой коммуникации знаний, оценок, верований.

Содержание информации может подаваться аудитории в  различных формах: устных высказываниях, печатных текстах, рисунках, фотографиях, экранных изображениях. У содержания сообщения есть два главных параметра – форма и объем. Объем колеблется от единственного знака до миллиардов бит информации.

Третий элемент –  кому предназначено сообщение –  указывает на аудиторию. По структуре она не однородна. Существует великое множество аудиторий. Некоего усредненного читателя или слушателя не существует. Аудитория распадается на свое множество в зависимости от того:

  • к какому классу, сословию обращено сообщение;
  • какова степень внушаемости аудитории;
  • в каком психологическом состоянии находятся люди;
  • каков уровень образования аудитории;
  • где проживают люди (село, город);
  • каков уровень культуры в данной стране;
  • каков политический режим страны;
  • каковы религиозные убеждения людей;
  • каков уровень доверия аудитории к СМИ.

Четвертый элемент формулы  Лассауэла – каналы массовой коммуникации. К ним относятся издательства, редакции газет и журналов, теле- и радиотрансляционные сети, электронная почта, компьютерные системы. Они различаются техническими возможностями, а, следовательно, количеством и качеством передаваемой информации.

Пятый элемент формулы – эффект трансляции – представляет сумму двух факторов: организации передачи информации и восприятие информации. Эффект воздействия информации на аудиторию зависит от следующих факторов:

  • квалифицированности организации потока информации;
  • технической оснащенности средств передачи информации;
  • широты охвата аудитории;
  • образовательного и культурного уровня аудитории;
  • содержания сообщения;
  • формы подачи, доказательности информации, понятности сообщаемого материала, его занимательности;
  • степени доверительности людей к СМИ;
  • формы политических запретов;
  • экономической ситуации в стране;
  • привлекательности информации для аудитории.

Привлекательность складывается из доступности языка, сообщения, личностной значимости темы, эмоциональности информации.

Прогресс коммуникации заключается в возрастающей мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, скорости передачи сообщений. Изменилась их общественная роль. Сегодня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью», выступают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей, более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников.

Практически человечество еще не успело как следует адаптироваться к новой ситуации, возникают всевозможные накладки и дисфункции. «Четвертая власть» научилась весьма скрыто и эффективно манипулировать общественным мнением. Средства связи сделали индивида беспомощным в случае технических неисправностей: поломка телевизора, телефона, радио на какое-то время изолируют его от нормальной жизни. Дисфункция технических средств коммуникации проявляется еще и в том, что они снижают потребность в живом, непосредственном общении.

Коммуникацию можно  классифицировать по разным основаниям.

В зависимости от языка  сообщения различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются неречевые знаковые системы, например, жесты) коммуникацию.

В вербальной коммуникации в качестве передатчика используют человеческую речь, т.е. звуковой язык – систему фонетических знаков, включающую два элемента – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством общением в человеческом сообществе. Считается, что благодаря ей лучше всего передается смысл сообщения.

Существуют такие типы невербальной коммуникации, которые связаны с использованием не жестов и движений, а предметов и рисунков, например, дорожные знаки и светофоры, религиозные символы, национальные и государственные флаги.

Примерно 30% населения  Земли старше 15 лет не умеют ни читать, ни писать. Для общения они используют не письменную, а устную речь, а также невербальные сигналы.

Человечество пользуется письменным языком около 5 тысяч лет. До сих пор существуют общества, знающие только разговорный и  жестовый язык. Из 300 языков мира меньше половины облечено в письменную форму. Культурное наследие передается следующим поколениям путем устной коммуникации.

Часто используемой является также ритуальная коммуникация, под которой понимается процесс реализации социально предписанного поведения. Когда в класс входит учитель, школьники дружно встают. Каждый из них отдельно участвует в ритуальном действии. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием, приподниманием шляпы. У нарушающих нормы ритуальной коммуникации возникают трудности при общении с окружающими людьми.   

2. Любое общение начинается с восприятия – перцепции. Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Если враждебность проявляется в поведении индивидов, то большой беды в том нет. В крайнем случае, ее считают проявлением бытового расизма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охватывает большие массы людей, то возникают межнациональные конфликты и войны.

Межэтнические отношения  внутри и вне одного государства  могут  принимать форму:

  • более или менее мирного сотрудничества;
  • этнического конфликта.

Довольно разнообразны способы межэтнического сотрудничества. Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межэтнические браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в единое целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов.

Второй процесс –  этническое поглощение, т.е. ассимиляция, - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о вымирании малых народов Севера, то речь идет именно об ассимиляции. Они растворились в русском этносе без остатка. Тяжелые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодежи к крупным очагам культуры привели к запустению мест проживания малых народов.

Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка – пример мирного пути, а древние империи, завоевывавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом насильственного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом – сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращается образование на нем, закрываются книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов –  формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. Результатом выступает культурный плюрализм. Плюрализм культур, традиций, идеологий несводим к общему основанию. Жизненные формы не могут быть квалифицированы как более высокие или более низкие, верные или неверные. Никакое знание не может быть получено вне контекста культуры, традиции, языка. Проблема не в том, чтобы универсально распространять высшую культуру и единственно верную истину, но в том, чтобы сохранить и развить взаимопонимание разных культур и людей, их коммуникации.         

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. В США миллионы людей говорят как на английском, так и на других языках, едят как «американскую» (яблочный пирог, стейк, гамбургеры), так и «этническую пищу» (китайскую, корейскую, мексиканскую), отмечают как национальные (14 июля – день Благодарения), так и местные религиозные праздники. Каждая нация может что-то предложить другим народам и, в свою очередь, чему-то научиться у них.

Американские антропологи  говорят, что в США на смену  идеи  «плавильного котла», в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического «салата», в котором можно различить каждый ингредиент, хотя все они помещены в одной чашке и приправлены одним соусом.

Культурный плюрализм  – показатель успешной адаптации  человека к чужой культуре без  отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.    

Однако даже при самом  удачном стечении дел на бытовой  почве между представителями  разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает так называемый этноцентризм. Люди часто относятся с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными.

Под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной. Оценочные суждения выражаются обычно в терминах «неправильная культура», «неистинная культура», «отсталая, варварская культура», если речь идет о чужом этносе. Собственная культура расценивается как единственно правильная или самая передовая. Испанские миссионеры, хлынувшие в открытую Колумбом Америку, обращали «язычников» в собственную веру, навязывая им ценности западного общества как единственно правильные.

От этноцентризма надо отличать принцип культурного релятивизма, выдвинутый в 1906 г. американский социологом Уильямом Самнером. Этот принцип гласит, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Например, каннибализм (людоедство) и детоубийство имели смысл в контексте тех обществ, где подобные обычаи практиковались. Американский антрополог Рут Бенедит расширила трактовку релятивизма, предположив, что любая культура должна пониматься не только из собственных предпосылок, но и тогда, когда рассматривается в своей целостности. Обычаи, правила или традиции не могут быть адекватно поняты или оценены вне рамок своей культуры.  

3. В совокупности духовных и предметных факторов культуры большую роль играет культура общения, обозначающая совокупность внутренних (духовных) и внешних (поведенческих) стереотипов, благодаря которым осуществляется взаимодействие между людьми. Стереотипы – упорядоченная определенным образом система информации в межкультурной коммуникации.

Культура общения имеет  свои функции. Прежде всего, это воспитательная функция, направленная на формирование и воспроизводство главных черт духовного мира личности и этноса в целом. Эта функция предполагает широкую сеть разнообразных организационных мер, социальных институтов, закрепляющих, развивающих, создающих устойчивые стереотипы общения. Оценочно-регулятивная функция межкультурного общения обеспечивает устойчивость духовных качеств, единство требований к поведению человека. Оценка и самоконтроль, торможение своих желаний, активность, ответственность – основные факторы, выступающие как результат проявления и как цель действия этой функции. И, наконец, коммуникативная функция межкультурного общения выступает как средство связи между людьми и всеобщее условие их совместной деятельности.

Информация о работе Культурология