Культурология

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:22, курс лекций

Краткое описание

Приспособление к природе и преобразование ее в целях удовлетворения потребностей человека как природного и социального существа происходит в общественной форме. Общество – это система взаимосвязей и форм объединения людей, придающая их совместной жизнедеятельности организованный характер. Под культурой понимается система ценностей норм, идеалов, которая объединяет людей и определяет их общественные цели, программы преобразований. Природа с культурологической точки зрения – это объективные естественные условия существования человека.

Оглавление

I. Культура и природа 4
II. Социодинамика культуры 10
III. Человек в мире культуры 19
IV. Межкультурные коммуникации 29
V. Типология культур 38
VI. Проблема Запад-Россия-Восток в культурологическом
аспекте 50
VII. Культура и формирование современной глобальной
цивилизации 62
Основные термины и понятия 70

Файлы: 1 файл

Культурология_2.doc

— 573.50 Кб (Скачать)

Структурными элементами экологического сознания являются: центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; нормативы экологического взаимодействия с природой, присущие данному обществу, поколению; чувственный и рациональный аспект культурно-исторического опыта взаимодействия с природой. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими средствами восприятия  природы. Ценностно-нормативное ядро экологического сознания определяет его тип – антропоцентрический и экоцентрический. Структуру антропоцентрического и экоцентрического сознания можно представить в виде сравнительной таблицы их признаков (Ситаворов В.В., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Академия, 2000. С.161) (с сокращениями).

 

 

Антропоцентрическое экологическое  сознание

Экоцентрическое экологическое сознание

1. Высшая ценность – человек.

1. Высшая ценность – гармоническое  развитие человека и природы.

2. Иерархическая картина мира.

2. Отказ от иерархической картины  мира.

3. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку.

3. «Экологический императив»: правильно то, что не нарушает существующее в природе равновесие.

4. Природа воспринимается как  объект человеческой деятельности.

4. Природа воспринимается как  равноправный партнёр во взаимодействии с человеком.

5. Этические нормы и правила  не распространяются на взаимодействие с миром природы.

5. Этические нормы и правила  распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой.

6. Деятельность по охране природы  продиктована дальним прагматизмом  – необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

6. Деятельность по охране природы  продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей.


 

В настоящее время в общественном сознании преобладает антропоцентрическая установка. Экологическая этика, экологическая психология только формируются. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования, декларируя высокие гуманные цели, строилась в своей основе на антропоцентрической парадигме. В экологическом образовании объёмно представлено естественнонаучное содержание, но существенно отстаёт гуманитарное. Экологизация современного образования, проникновение экоцентрических идей во все сферы жизни, осознание непреходящей ценности природы для существования человека как целостного телесно – духовного существа, формирование обостренного восприятия кризисного состояния среды обитания, бережное отношение к культурному наследию человечества – необходимые условия предотвращения экологической катастрофы. «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило равнодушен и к своей стране… Убить человека биологически может несоблюдение биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии духовной» (Д.И. Лихачев. Раздумья. – М., 1991. С. 201).    

                                                                                                                                                                                              

                       

                    

Задания. Вопросы.

Ответы.

1. Раскройте содержание понятия  «природа» с культурологической  точки зрения.

2. Как рассматривается понятие  «культура» при соотнесении его  с понятием «природа»?

3. В чем проявляется влияние  природы на культуру?

4. Каковы исторические типы отношения  человека к природе?

5. Раскройте содержание понятия  «экологическая проблема».

6. Каковы социально-культурные  причины современного экологического кризиса?

7. В чем сущность понятия «экологическая  культура»?

8. Дайте сравнительную характеристику  антропо- и экоцентрического сознания.

 

 

Задания. Тесты.

Ответы.

1. В культурологии природой называется:

а) естественные условия  существования человека;

б) материя;

в) Вселенная;

г) человек в его  телесности.

2. Какое суждение наиболее  точно выражает взаимосвязь природного и культурного:

а) природа и культура – противоположные и взаимосвязанные  сферы реальности;

б) природа и культура – формы бытия человека;

в) культура – преобразованная  человеком природа.

3. Какой признак характерен  для экоцентрического экологического сознания:

а) человек – высшая ценность;

б) сохранение природной  сферы для будущих поколений;

в) отказ от иерархической  картины мира;

г) природа – объект человеческой деятельности.

4. Отказ от иерархической  картины мира как признак экологического сознания означает:

а) признание равнозначности всех уровней бытия;

б) признание единства всех уровней бытия;

в) признание однородности вселенной;

г) отказ от принципа развития.

 

 

        

          

II. СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

1. Культура и социум, их взаимосвязь.  Понятие социодинамики культуры.

2. Основные типы культурных  процессов. Феномен контркультуры.

3. Социокультурное противоречие  как источник динамики культуры.

4. Модернизация и глобализация  в современной культуре.

1. Культура – это вся ценностно-смысловая сфера общества. Культуре условно противостоит социум как область социально-практических отношений и действий. Они направлены на достижения материально-ощутимых результатов, на проведение социальных реформ (И.В. Кондаков. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. Гл. I, п.2). Различия  между культурой и социумом весьма условны и подвижны. Поэтому культура и социум – это два взаимосвязанных между собой аспекта любых социокультурных явлений. В одном и том же явлении возможна перестановка акцентов с одного на другой.

Между социальными институтами  и культурными ценностями имеет  место взаимоопосредование и взаимовлияние. Культурные ценности приобретают социальное значение. Такой процесс называется социализацией. Деятельность же социальных институтов приобретает культурное значение. Этот процесс называется аккультурацией. Так, религия часто связана с нравственностью и этическими учениями, с философией и искусством, проникает в политику и сама подвергается политическим влияниям. Искусство связано с художественной критикой и публицистикой, которые находятся под влиянием политической идеологии и прямого социального заказа социальных слоев, групп.

Развитие в 40-е годы XIX в. разночинской культуры привело к резкой социализации литературы, искусства, философии. Их ценность измерялась практической полезностью для общества, народа, социальных «низов». Граница между культурой и социумом, искусством и действительностью демонстративно размывалась в пользу социума. Подлинно культурным признавалось лишь социально – полезное.

В условиях же тоталитарного политического  режима наука и искусство советского общества были до такой степени насильственно социализированы и идеологизированы, что во многом утрачивали свое культурное (ценностно-смысловое) содержание, выпадали из культуры и становились атрибутами социума (средствами агитационно-пропагандистской кампании, механизмами организационно-массовой, партийно-государственной работы, компонентами политики). В то же время в тоталитарной культуре особенно заметен большой отрыв духовной культуры от реальности: сущее подменяется должным, социальная действительность подменяется политическим и социальным мифом (например, «развитой социализм», «социализм с человеческим лицом»). В результате сам социум тоталитарного общества во множестве случаев выступает как аккультурированная, идеализированная реальность.

С точки зрения взаимосвязи культуры и социума в самой культуре различаются три подсистемы. Первая – мировоззренческо-познавательная – религия, философия, наука (в разные периоды). Вторая – художественно-эстетическая – искусство, эстетический идеал. Третья – соционормативная культура, которая включает в себя непосредственно социализированные сферы культуры: политическую, правовую, хозяйственно-экономическую, обыденную мораль. Эта подсистема регулирует поведение людей как социальных существ. Главными регуляторами выступают нормы морали и права.

Все процессы в культуре должны рассматриваться в единстве этих подсистем. Каждой подсистеме соответствует кодовый эквивалент: первой – понятие, второй – образ, третьей – действие. Любое культурно- историческое явление включает в себя эти эквиваленты. В развитии культуры происходит постоянное перекодирование социокультурного содержания из одной подсистемы в другую с помощью этих эквивалентов.

Так, мифологические и религиозные представления переводятся на язык образов; а образы – на язык науки и философии – понятия; философские и научные понятия – на язык образов, а также на язык социологии, т.е. в план действий, практических интересов и социальных целей, в сферу политики, повседневности. Осуществляется и обратный перевод исторических событий, политических решений, социальных действий в план культурного выражения: в картину мира, в художественные образы, в философские и социально-политические учения, в исторические прогнозы.

В этом отношении говорят  о культурном смысле таких важных социально-политических явлений и событий, как удельная междоусобица, ордынское иго, самодержавие, Петровские реформы, Отечественная война 1812 года, отмена крепостного права, русская революция, гражданская война, военный коммунизм, НЭП, коллективизация.

Соответственно явления  отечественной культуры приобретают  социальный смысл: Крещение Руси, развитие права, русский религиозный Раскол, возникновение западничества и славянофильства как реакции на экспансию западно-европейской культуры, роль литературы и литературной критики, формирование русской интеллигенции, рождение русского марксизма и его превращение из науки в социальную утопию, хрущевская оттепель, горбачевская гласность.

Таким образом, развитие культуры осуществляется путем взаимодействия и взаимопроникновения социума в культуру и культуры в социум. Такой процесс называется социодинамикой культуры.

2. Временные изменения культурных систем, моделей взаимодействия между людьми и их социальными группами называются социокультурными процессами. В них проявляется динамика культуры. Она может быть разделена на социальную микродинамику (в пределах жизни одного-двух поколений) и историческую макродинамику (культурно-исторические этапы); на динамику внутренних процессов (взаимодействие между элементами и субъектами данной культуры) и динамику взаимодействий с ее социальным окружением. В конечном счете, все культурные процессы связаны с обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, их социальной интегрированности на основе новой системы ценностей и норм.

Можно выделить две группы причин культурных изменений. Первая состоит в необходимости адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, социальных структур, норм, механизмов социализации и коммуникации и т.д.). Второй причиной являются специфические особенности бытия человека как субъекта культуры: противоречивость, принципиальная незавершенность, творческий поиск.

К основным типам культурных процессов относятся следующие:

  • возникновение новых культурных образцов – знаний, норм, идей, идеалов, символов, форм реализации совместных действий, способов обмена информацией;
  • распространение культурных явлений, их внедрение в общественную жизнь, заимствование их другими культурами;
  • усвоение культурного опыта и интерпретация культурных явлений субъектами культуры;
  • социальное и историческое воспроизводство культурных систем и форм путем межпоколенной трансляции социокультурного опыта, культурных образцов;
  • воспроизводство форм социальной организации  и регуляции в виде социальных институтов и общепринятых норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия;
  • изменчивость культурных явлений: постепенная трансформация их в процессе функционирования и распространения; повышение или понижение их утилитарной и социальной эффективности;
  • эволюция культурных систем по пути усложнения их структуры, повышения устойчивости и универсальности, социально-интегративных возможностей, а также, наоборот, деградация культурных явлений, снижение их социально-адаптивных и интегративных функций; 
  • социодинамика культуры – это единство эволюционных, постепенных и революционных, взрывных процессов. Так, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация  характеризуется эволюционностью.

Динамика культуры в  традиционных и либеральных обществах  имеет разные формы. В первых акцент делается на воспроизводство существующих ценностей и образцов, традиций. Во вторых доминирует стремление к новациям, развитие частной инициативы, свобода, творчество.

Если новые ценности и нормы противоречат базовым  ценностям господствующей культуры, то они составляют содержание контркультуры. Контркультура – это попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60-70-е годы ХХ века. Для нее характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Идеология контркультуры – это смесь различных положений экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма, анархизма, восточных философий и религий. Теоретики контркультуры ставили своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; «непотребительский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозным поиском. В 70-х годах контркультурное движение распалось на множество разнохарактерных групп. 

Информация о работе Культурология