Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:22, курс лекций
Приспособление к природе и преобразование ее в целях удовлетворения потребностей человека как природного и социального существа происходит в общественной форме. Общество – это система взаимосвязей и форм объединения людей, придающая их совместной жизнедеятельности организованный характер. Под культурой понимается система ценностей норм, идеалов, которая объединяет людей и определяет их общественные цели, программы преобразований. Природа с культурологической точки зрения – это объективные естественные условия существования человека.
I. Культура и природа 4
II. Социодинамика культуры 10
III. Человек в мире культуры 19
IV. Межкультурные коммуникации 29
V. Типология культур 38
VI. Проблема Запад-Россия-Восток в культурологическом
аспекте 50
VII. Культура и формирование современной глобальной
цивилизации 62
Основные термины и понятия 70
Задания. Тесты. |
Ответы. | ||
а) образ-действие; б) понятие-образ; в) понятие-образ-действие; г) образ-понятие-действие.
а) выражение интересов различных субъектов культуры; б) максимальное участие культуры в решении социальных проблем; в) финансовое обеспечение деятельности культурных учреждений; г) совершенствование системы образования. |
|||
а) рост национальной элиты; б) сочетание традиций и новаций; в) экономический рост.
а) сохранение национального своеобразия; б) утверждение системы общечеловеческих ценностей; в) реализация принципа сотрудничества в межгосударственных отношениях. |
III. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
1. Культурная регуляция, осуществляющаяся в реализации норм, ценностей и значений, происходит через их внедрение в структуру поведения и деятельности индивидов, через их приучение к социальным ролям и нормативному поведению, усвоение позитивных мотиваций, приобщение к общезначимым ценностям. Эти механизмы составляют процесс социализации, важными составляющими частями которого является воспитание, общение и самосознание. Социализация поддерживается особыми институтами (семья, школа, трудовые коллективы, неформальные группы) и внутренними механизмами самой личности.
Уже при рождении индивид получает социальный статус, вытекающий из статуса его семьи, родителей. Рождение ребенка имеет, таким образом, не только биологический или демографический аспект, но и социокультурный. Именно поэтому во всех культурах вскоре после рождения производятся различного рода обряды, означающие посвящение ребенка в культуру данного коллектива и общества. Статус рождения настолько важен, что к некоторым его аспектам индивид остается приписанным всю свою жизнь (этничность, сословность, кастовость). И, конечно, индивид остается «приписанным» культурно к своим биологическим особенностям: пол, раса. По мере своего взросления индивид включается во все новые и новые сферы общения. Эти переходы фиксируют важнейшие этапы жизненного пути человека и сопровождаются соответствующими культурными «метами» и знаками (дни рождения, поступление в школу, совершеннолетие, призыв в армию, вступление в брак). «Меты» фиксируются памятными подарками, что предполагает их длительное хранение. Например, фотография – распространенная форма фиксации социально значимых ролей и отношений между индивидами.
Однако нельзя свести
социализирующую функцию
Культурные нормы и смыслы определяют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусные градации, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, социальное или профессиональное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения.
Знаковыми носителями социального статуса могут выступать различные факторы: родство, этническое и социальное происхождение, богатство, образование, личные достижения в профессиональной сфере, жизненном опыте, науке, искусстве. Статусные формы культуры сохраняются в любом обществе, хотя и в ослабленном или же трансформированном виде. Важное значение статусная символика имеет в бюрократии, где должности, ранги, этикет – важные факторы организации.
В стабильных социальных структурах статусная символика может длительное время поддерживаться в устойчивом состоянии, оформляя постоянные градации между сословиями, рангами, ступенями бюрократической иерархии. В мобильном обществе происходит, с одной стороны, постепенное «просачивание» сверху вниз символов престижа, но с другой – вышестоящий класс вновь и вновь формирует символические барьеры, оформляющие социальную дистанцию между верхами, средними слоями и низами. Этот механизм целенаправленно используется бизнесом, работающим над повышением статусного сознания потребителей, формируя новые потребности и вкусы.
Процесс социализации взаимосвязан с процессом инкультурации. Они очень близки по своему содержанию, но смешивать их нельзя.
Социализация означает подготовку человека к жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время, ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах.
Инкультурация обозначает процесс освоения человеком традиций и норм поведения в конкретной культуре. Культура в развитых странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.
Таким образом, адаптация
к социальному порядку жизни
в чужой стране происходит быстрее,
чем инкультурация –
Адаптация происходит и при социализации и инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная.
Когда человека спрашивают: «Кто ты?», то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я – профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою культурно-национальную принадлежность: «Я - русский».
На индивидуальном уровне
процесс инкультурации
Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок, или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание или косвенное наблюдение являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение только тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он наблюдает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а поступают по-другому. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию, и процесс инкультурации затрудняется.
Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Культура учит нас что, когда и как следует есть.
Социализация – врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность.
Инкультурация – срастание с культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.
Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» - образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-ые годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы. Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» – совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди (вплоть до «ни убий»), на этикет.
Таким образом, два процесса – инкультурация и социализация – развиваются по разным законам. На один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации и наоборот. Инкультурация достигает своего максимума к старости, социализация же – в молодости и зрелости, а затем чаще всего уменьшается, реже – остается на том же уровне.
Процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Когда оба процесса совпадают, т.е. идут в одном направлении, можно построить единый континуум «социализация – инкультурация».
Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Минимальный показатель инкультурации и социализации у так называемых феральных людей – человеческих детенышей, воспитывающихся среди волков и других животных. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди.
Социализация связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума, в который включено усвоение основных социальных ролей, норм языка, черт национального характера. Термин же «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества: не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знании всемирной истории. Итак, инкультурация означает приобретение широкой гуманитарной культуры.
2. Важнейшим фактором, определяющим функционирование культуры, ее носителем является личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или не срабатывают, подвергаются разного рода трансформации, индивидуализируются. Личность в культуре часто рассматривается как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе. Но это лишь базовая характеристика индивида, вписанного в общую систему регуляции. Собственно личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов в этой общепринятой системе. За этот выбор личность несет ответственность, принимая на себя издержки риска и успех в достижениях.
В русской культуре словом «личность» принято обозначать либо отдельного человека, носителя социальных характеристик, либо совокупность свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность.
Свойства индивида не исчерпываются его социальной или культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой – личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реальное функционирование присущих культуре норм и ценностей и тех отклонений от норм, которые неизбежны в реальной жизни.
Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты общепринятого норматива или же разнообразия, которое допустимо в рамках определенной культуры, культурной среды какой-либо общности.
Степень индивидуализации сильно отличается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.
Социокультурные факторы поведения личности раскрываются при рассмотрении тех ролей, которые приняты для каждой субкультуры данной общности. В ролевом описании любая социальная группа предстает в виде определенных позиций: классовых (предприниматель или наемный работник), профессиональных (рабочий, фермер, военный, ученый), семейных (муж, жена, дети). Но каждый человек может совмещать в себе несколько ролей, варьируя их в зависимости от цикла деятельности, ситуации или личной склонности (ленивый или старательный студент).
Таким образом, индивид предстает как фрагментарная и частичная личность, как носитель разных ролей, относящихся к разным сферам и типам культуры.
В культурном плане проблематика освоения и сочетания ролей раскрывает многое в социальной жизни, формирует характер и идентичность социальных групп, наций и индивидов. Она оказывается крайне важной в общении между представителями разных групп, для социальной мобильности, меняющей положение групп и индивидов. В более развитых культурах именно появление индивидуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако, отношение к ней радикально отличается в зависимости от культурно-исторического типа.
Становление личности в истории культуры требует двух предпосылок. Во-первых, нужна некоторая внутренняя ценностная ориентация, установка на самоценность «Я», ее внутреннего мира, не совпадающего с требованиями внешнего мира, а иногда и противостоящего им. Такая отделенность фиксировалась в культуре различными способами. Еще от античной культуры в европейскую переходит понятие судьбы как неизбежного достояния каждого человека, над которым он, в конечном счете, не властен. В христианстве особое значение приобретает понятие души, как сущностного и индивидуального достояния человека, соединяющего в себе некоторое божественное начало и личный выбор, определяющий состояние и конечные перспективы индивидуальной жизни. Но те или иные аналоги судьбы и души можно найти в каждой развитой культуре и лишь детальное сопоставление культур показывает степень сходства и различия между ними.