Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:55, реферат
Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние (
качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово "
культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка " и
первоначально служило для характеристики земледелия , т. е. Уровня
развития производства . Постепенно его значение расширялось . В средние
века понятие " куль Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие культурология.
1. Указанная цель обусловила решение следующих задач:
2. Дать определение понятию «культура» и «культурология»
3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи
4. Дать современное понимание культурологии
5. Описать основные этапы становления культурологического знания тура " концептуализировалось и стало служить для
качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от
варварства к культуре , отожествляемой с христианским вероисповеданием ,
разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения
мира , от язычества - к полной христианизации человечества .
Введение
Глава 1. Культурология как наука
1.1 Современное понимание культурологии как науки
Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания
Заключение
Список использованной литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Культурология как наука
1.1 Современное понимание
Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания
Заключение
Список использованной
Введение
Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.
Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.
Хотя культура стала
Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.
Актуальность: Прежде чем «культурно»
развиваться, а это необходимо
каждому, в какой-то мере, индивиду,
человеку, необходимо знать, что
такое культура, откуда она появилась
и для чего нужна в
Целью данной работы является,
описать и охарактеризовать
1.
Указанная цель обусловила
2.
Дать определение понятию «
3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи
4.
Дать современное понимание
5.
Описать основные этапы
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
Культурология — область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.
Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции. Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:
1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)
2) Социальную (типы коллективного поведения)
3) Идеологическую (идеи, верования, знания)
В этой иерархии подсистем
основной является
Уайт сформулировал общий
закон развития культуры: «Культура
движется вперед по мере того,
как возрастает количество
В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).
Объект и предмет
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.
Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.
Фундаментальная
Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Социальные перспективы
Предмет культурологи:
1.
Исследование процессов
2.
Исследование общества с точки
зрения его способностей к
созданию условий для
3.
Исследования содержания и
4.
Исследования культуры как
5.
Исследования культурного
Методы культурологи:
1.
Диахронический - требует изложения
явлений, фактов, событий мировой
и отечественной культуры в
хронологической
2. Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.
4. Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
5.
Типологический - метод предполагает
изучение структур системы
6. Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
7.
Семиотический - метод, основанный
на учении о знаках, позволяет
изучить знаковую структуру (
8.
Психологический - подход, который
ориентирует исследователя на
изучение субъективных
Задачи культурологи:
1. формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;
2. развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;
3. привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
1..Современное понимание
В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.
Для современного понимания
культуры весьма важной
Теории архетипов культуры,
принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы
культуры заложены в психике
человека, в ее наиболее глубоких
слоях – коллективном, бессознательном.
Архетипы, проецируясь на внешний
мир, определяют своеобразие
П. А. Сорокин является
одним из крупнейших