"Культурология как наука"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние (
качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово "
культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка " и
первоначально служило для характеристики земледелия , т. е. Уровня
развития производства . Постепенно его значение расширялось . В средние
века понятие " куль Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие культурология.
1. Указанная цель обусловила решение следующих задач:
2. Дать определение понятию «культура» и «культурология»
3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи
4. Дать современное понимание культурологии
5. Описать основные этапы становления культурологического знания тура " концептуализировалось и стало служить для
качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от
варварства к культуре , отожествляемой с христианским вероисповеданием ,
разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения
мира , от язычества - к полной христианизации человечества .

Оглавление

Введение
Глава 1. Культурология как наука
1.1 Современное понимание культурологии как науки
Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 32.61 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 Введение 

 Глава 1. Культурология как наука

1.1 Современное понимание культурологии как науки

 Глава 2. Основные этапы становления  культурологического знания 

 Заключение 

 Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

 Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

 Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

 Хотя культура стала предметом  познания с момента возникновения  философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

 Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

 Актуальность: Прежде чем «культурно»  развиваться, а это необходимо  каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что  такое культура, откуда она появилась  и для чего нужна в современном  обществе. Данная работы раскрывает  все эти вопросы и направлена  на развитие научного знания  личности.

 Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие  культурология.

1.                Указанная цель обусловила решение  следующих задач: 

2.                Дать определение понятию «культура»  и «культурология»

3.                Осветить цели, задачи, предмет, методы  культурологи 

4.                Дать современное понимание культурологии

5.                Описать основные этапы становления  культурологического знания 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА 

 Культурология — область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

 Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

 Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем

 Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции. Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)

2) Социальную (типы коллективного поведения)

3) Идеологическую (идеи, верования, знания)

 В этой иерархии подсистем  основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.

 Уайт сформулировал общий  закон развития культуры: «Культура  движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной  энергии на душу населения,  или по мере того, как возрастает  эффективность или экономия в  средствах управления энергией, или то и другое вместе».  В книге «Наука о культуре»  (1949) ввел в научный обиход понятие  «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

 В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

 Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

 Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

 Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

 Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

 Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

 Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

 Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

 Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Предмет культурологи:

1.                Исследование процессов создания  и приобщения к миру абсолютных  ценностей; 

2.                Исследование общества с точки  зрения его способностей к  созданию условий для духовного  творчества развитой личности.

3.                Исследования содержания и форм  феноменов культуры, их пространственно-временные  взаимосвязи. 

4.                Исследования культуры как одной  из технологий самоорганизации  общества.

5.                Исследования культурного контекста  различных исторических явлений,  теорий социальных систем.

 Методы культурологи:

1.                Диахронический - требует изложения  явлений, фактов, событий мировой  и отечественной культуры в  хронологической последовательности.

2.                Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

3.                Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

4.                Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

5.                Типологический - метод предполагает  изучение структур системы культуры  путем восхождения от абстрактного  к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

6.                Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

7.                Семиотический - метод, основанный  на учении о знаках, позволяет  изучить знаковую структуру (систему)  текста или любого другого  культурного объекта. 

8.                Психологический - подход, который  ориентирует исследователя на  изучение субъективных механизмов  деятельности культуры, индивидуальных  качеств, бессознательные психические  процессы. Этот метод очень важен  при исследованиях особенностей  национальных культур. 

 Задачи культурологи:

1.                формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

2.                развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

3.                привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

 Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

1..Современное понимание культурологии как науки

 В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.

 Для современного понимания  культуры весьма важной представляется  игровая теория культуры, принадлежавшая  Хейзинге, который считает игру основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и многом другом.

 Теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы  культуры заложены в психике  человека, в ее наиболее глубоких  слоях – коллективном, бессознательном.  Архетипы, проецируясь на внешний  мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике.

 П. А. Сорокин является  одним из крупнейших социологов  и культурологов 20 века. Он создатель  теории социальной стратификации  (социального расслоения) и социальной  мобильности. Исторический процесс  есть циклическое колебание культур,  каждая из которых есть самостоятельная  целостность и имеет в своей  основе несколько главных посылок,  определяющих ее тип. 

Информация о работе "Культурология как наука"