"Культурология как наука"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние (
качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово "
культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка " и
первоначально служило для характеристики земледелия , т. е. Уровня
развития производства . Постепенно его значение расширялось . В средние
века понятие " куль Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие культурология.
1. Указанная цель обусловила решение следующих задач:
2. Дать определение понятию «культура» и «культурология»
3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи
4. Дать современное понимание культурологии
5. Описать основные этапы становления культурологического знания тура " концептуализировалось и стало служить для
качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от
варварства к культуре , отожествляемой с христианским вероисповеданием ,
разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения
мира , от язычества - к полной христианизации человечества .

Оглавление

Введение
Глава 1. Культурология как наука
1.1 Современное понимание культурологии как науки
Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 32.61 Кб (Скачать)

 Сорокин выделяет три типа  культур: 

1.                 Чувственный - преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности.

2.                 Идеациональный - преобладает рациональное мышление.

3.                 Идеалистический - преобладает интуитивное познание.

 Приведенная характеристика  отдельных школ и концепций  весьма условна. Эта условность  связана с «размытостью» границ  между подходами, и с тем,  что многие основные содержательные  моменты и идеи, содержащиеся в одних концепциях, используются или включены в теоретические построения в других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 

 Этимология термина «культура»  восходит к латинскому cultura - обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время, данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами.

 К концу XVII века в трудах  немецкого ученого Пуффендорфа (1684 г.) культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного. Возникает точка зрения, что «культура» - это контркультура. Пуффен-дорф придал термину «культура» ценностную окраску, указав на то, что культура по своему назначению, по своей значимости является тем, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В такой трактовке и феномен, и термин «культура» приблизились к научному пониманию.

 Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан-Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо - разрушающая. Культурные народы, по его мнению, «испорченные», морально «развращенные» по сравнению с «чистыми» первобытными народами.

 Немецкие просветители в  то же самое время, наоборот, подчеркивали «созидательный», прогрессивный  характер культуры. По их мнению, культура - это переход от более  чувственного и животного состояния  к общественному укладу. В животном  состоянии, как они считали,  культура отсутствует. С её  появлением осуществляется трансформация  человечества от стадного характера  общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному, от некритического к оценочно-рефлексивному.

 Важной вехой в становлении  понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 - 1803), который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура - это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.

 Другой немецкий мыслитель  Вильгельм фон Гумбольдт (1769 - 1859) подчеркивал, что культура  есть господство человека над  природой, осуществляемое с помощью  науки и ремесла. И в концепции  Гердера, и в концепции Гумбольдта по сути культура рассматривается как содержание, характеристика социального прогресса.

 Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него - развитие культуры как совершенствование разума. Другой немецкий мыслитель Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура - это независимость и свобода духа.

 Таким образом, в представленных  позициях культура характеризуется  как духовная сторона общественной  жизни, как ценностный аспект  духовной составляющей человека.

 В конце XIX века, наследуя  просветительские идеи о прогрессивной  динамике общественной жизни,  немецкий экономист и философ  Карл Маркс (1818 - 1883), основываясь  на материалистическом понимании  истории, выдвинул в качестве  глубинного основания культуры  материальное производство, что  привело к делению на материальную  и духовную стороны культуры  при доминировании первой. К. Маркс  расширил содержательные границы  культуры, включив в неё не  только духовные, но и материальные  образования. Однако заслуга Маркса  еще и в том, что он обосновал  связь культуры со всеми сферами  социальной жизни, показал культуру  во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях.  Кроме того, он увидел в культуре  функциональную способность связывать  историю человечества в единый  целостный процесс. 

 Первую попытку определения  культуры сделал английский этнограф  Эдуард Бернард Тайлор (1832 - 1917), основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений.

 Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.

 В подходе Э.Б. Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация. Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле - тождественные понятия. Это характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (О. Шпенглер, А. Вебер, Ф. Теннис) и русской традициях (Н.А. Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это «мертвое время» культуры.

 Одним из первых приблизился  к пониманию культуры как некоторой  системы английский социолог  Герберт Спенсер (1820 - 1903), который  рассматривал общество и культуру  как организм, где есть свои  органы и части тела. И здесь  существенно не то, что происходит  отождествление культуры с физиологической  природой организма, а то, что  разные части социума, имея  свои функции, находятся в единстве.

 Также рассматривая культуру  как единый организм, немецкий  историк культуры Освальд Шпенглер (1880 - 1936) делает дальнейший шаг  вперед, показав в своей работе  «Закат Европы», что каждый  культурный организм является  не постоянным, а динамичным. Но  динамика эта находится в границах  определенного цикла: рождение, расцвет,  смерть, как у любого биологического  организма. Особенно важно то, что культурную сущность такого организма Шпенглер видел во внутреннем строе души того или иного народа. Таким образом, Шпенглер оказался в рамках трактовки психологической сущности культуры.

 С именами английских антропологов  Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна (1881 - 1955) и Бронислава Малиновского (1884 - 1942) связан дальнейший этап в научной трактовке культуры. Они одними из первых выделили в природе культуры её деятельностную сущность. Рэдклифф-Браун, понимая культуру как живой организм в действии, полагал, что изучение структуры этого организма включает в себя изучение функций структурных элементов и в отношении друг к другу, и в отношении к целому. Малиновский напрямую связывал культуру, её функционирование с удовлетворением деятельностных потребностей.

 В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и его жизненность. В силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже – лучше», более развита или менее. Так возникает теория культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек – мир».

 Представления о культуре  были расширены тем интересом,  который был проявлен к ней  австрийским психоаналитиком Зигмундом  Фрейдом (1856 - 1936), связавшим культуру  с психическими стереотипами. Именно  в рамках психологической антропологии  происходит включение личности  в культуру.

 Следующий этап обогащения  понятия культуры связан с  идеями структурализма, который  получил распространение и как  научное направление, и как  методология исследования феноменов  культуры (мы остановимся на анализе  этого направления ниже).

 И так основные вехи в  истории и логике становления  понятия «культура»:

- появление термина, его первоначальная  связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы);

- оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;

- духовная сторона общественной  жизни, её ценностный аспект: немецкие  просветители;

- разделение на материальную  и духовную культуру, доминирование  материального производства, понимание  истории культуры как единого  целостного процесса: марксизм;

- первое научное определение  культуры путем перечисления  разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор;

- соотношение понятий культура  и цивилизация; 

- аналогия между культурой и  живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся  в единой динамичной системе; 

- выявление функций структурных  элементов культуры в отношении  между собой и по отношению  к целому: функционализм; 

- относительность сравнения ценностных  установок культур в силу их  самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;

- включение личности (с ее сознанием  и подсознанием, рациональными и  иррациональными моментами) в  культуру: психологическая антропология, психоанализ; 

- распространение метода структурной  лингвистики на различные области  социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.

 От вполне ограниченного,  узкого понимания культуры, носящего  романтический, субъективный оттенок,  общественная мысль переместилась  в сферу познания всего мира  созданной человеком «второй  природы», применяя в этом познании  общепринятые в науке методы  и руководствуясь в оценке  результатов современными критериями  научности, такими как логичность, непротиворечивость, возможность экспериментальной  проверки.

 Более того, к настоящему  времени сформировался и собственно  культурологический метод анализа,  который используется не только  в специализированных исследованиях  культуры, но и в других областях  знания.

 Сказанное не означает, что романтические представления о культуре полностью ушли из общественного сознания: в обыденной жизни они, безусловно, доминируют (хотя бы в представлениях о том, что «культурный» человек должен посещать театры, читать книги и т.п.), узкое понимание культуры имеет место в средствах массовой информации, бытует в среде технической интеллигенции, полагающей, что есть наука, а есть культура.

 Культурологический метод анализа,  находится в стадии становления,  еще достаточно трудно с максимальной  долей определенности зафиксировать  именно культурологический аспект  исследования феномена культуры, так как культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и других исследований. Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.

 

Заключение 

 Перспективы развития культурологии как науки и как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех направлениях.

 Во-первых, на пути сближения  с социологией. Понимание культуры  как системы социальных технологий  по выработке ценностных ориентаций  общества, создание комплекса духовных  принципов человеческой жизнедеятельности,  инструмента самопознания и самоидентификации  человеческих коллективов, системы  информационно-коммуникативных полей  обмена информацией и наследования  социального опыта - все это  формирует проблемное поле для  культурологических и социологических  исследований.

 Во-вторых, на пути определенной  экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии.

 В-третьих, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, и информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе "Культурология как наука"