Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:55, реферат
Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние (
качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово "
культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка " и
первоначально служило для характеристики земледелия , т. е. Уровня
развития производства . Постепенно его значение расширялось . В средние
века понятие " куль Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие культурология.
1. Указанная цель обусловила решение следующих задач:
2. Дать определение понятию «культура» и «культурология»
3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи
4. Дать современное понимание культурологии
5. Описать основные этапы становления культурологического знания тура " концептуализировалось и стало служить для
качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от
варварства к культуре , отожествляемой с христианским вероисповеданием ,
разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения
мира , от язычества - к полной христианизации человечества .
Введение
Глава 1. Культурология как наука
1.1 Современное понимание культурологии как науки
Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания
Заключение
Список использованной литературы
Сорокин выделяет три типа культур:
1. Чувственный - преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности.
2. Идеациональный - преобладает рациональное мышление.
3. Идеалистический - преобладает интуитивное познание.
Приведенная характеристика
отдельных школ и концепций
весьма условна. Эта
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Этимология термина «культура»
К концу XVII века в трудах немецкого ученого Пуффендорфа (1684 г.) культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного. Возникает точка зрения, что «культура» - это контркультура. Пуффен-дорф придал термину «культура» ценностную окраску, указав на то, что культура по своему назначению, по своей значимости является тем, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В такой трактовке и феномен, и термин «культура» приблизились к научному пониманию.
Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан-Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо - разрушающая. Культурные народы, по его мнению, «испорченные», морально «развращенные» по сравнению с «чистыми» первобытными народами.
Немецкие просветители в
то же самое время, наоборот,
подчеркивали «созидательный»,
Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 - 1803), который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура - это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.
Другой немецкий мыслитель
Вильгельм фон Гумбольдт (1769 -
1859) подчеркивал, что культура
есть господство человека над
природой, осуществляемое с помощью
науки и ремесла. И в
Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него - развитие культуры как совершенствование разума. Другой немецкий мыслитель Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура - это независимость и свобода духа.
Таким образом, в
В конце XIX века, наследуя
просветительские идеи о
Первую попытку определения
культуры сделал английский
Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.
В подходе Э.Б. Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация. Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле - тождественные понятия. Это характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (О. Шпенглер, А. Вебер, Ф. Теннис) и русской традициях (Н.А. Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это «мертвое время» культуры.
Одним из первых приблизился
к пониманию культуры как
Также рассматривая культуру
как единый организм, немецкий
историк культуры Освальд
С именами английских
В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и его жизненность. В силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже – лучше», более развита или менее. Так возникает теория культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек – мир».
Представления о культуре
были расширены тем интересом,
который был проявлен к ней
австрийским психоаналитиком
Следующий этап обогащения
понятия культуры связан с
идеями структурализма, который
получил распространение и как
научное направление, и как
методология исследования
И так основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»:
- появление термина, его
- оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;
- духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители;
- разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм;
- первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор;
- соотношение понятий культура и цивилизация;
- аналогия между культурой и
живым организмом, все части которого,
выполняя свои функции,
- выявление функций структурных
элементов культуры в
- относительность сравнения
- включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ;
- распространение метода
От вполне ограниченного,
узкого понимания культуры, носящего
романтический, субъективный
Более того, к настоящему
времени сформировался и
Сказанное не означает, что романтические представления о культуре полностью ушли из общественного сознания: в обыденной жизни они, безусловно, доминируют (хотя бы в представлениях о том, что «культурный» человек должен посещать театры, читать книги и т.п.), узкое понимание культуры имеет место в средствах массовой информации, бытует в среде технической интеллигенции, полагающей, что есть наука, а есть культура.
Культурологический метод
Заключение
Перспективы развития
Во-первых, на пути сближения
с социологией. Понимание
Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии.
В-третьих, в сближении