Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:23, контрольная работа
Культурология -наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию
отличает то, что история пытается установить время того или иного факта,
для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила
культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением
культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих
закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное
знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем
критериям научности, которые сформировались в рамках естественны
х наук.
1. Введение.
Культурология -наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию
отличает то, что история пытается установить время того или иного факта,
для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила
культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением
культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих
закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное
знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем
критериям научности, которые сформировались в рамках естественны
х наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер
культурологического исследования, опирающегося на соответствующие
методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной
методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как
объект, так и
предмет и метод
эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода
критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы
их применения.
Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления
обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира,
эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к
социокультурной
среде.
1.Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии.
Её статус и место среди других наук.
Культурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерностях
существования и развития, человеческом значении и способах постижения
культуры. Тэйлор ввел термин культурология. Хотя культура стала
предметом познания с момента возникновения философии, оформление
культурологии
как специфической сферы
Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика
(1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831).
Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии
оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936) .
Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами.
З.Фрейда, К. Г. Юнга, К. А.Бердяева. В нашей стране культурология
представлена работами Н. Я.Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева.
Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая
культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность,
свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального
объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением.
Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в
понимании, т.е. обретении целостной интуитивно - смысловой
причастности субъекта к постигаемому явлению. Задача культурологии - это
осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным
культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В
культурологии есть не только система рационального знания, но и система
внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и
одинаково важны
для научно-гуманитарного
достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на
полноту объяснения. Это позволяет проникать в жизненный мир иных
культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже
постигать свою собственную культуру.
Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто
весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до
взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией,
психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в
то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные
исследовательские задачи. Иными словами, культурология является
комплексной гуманитарной
наукой.
Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда
ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни.
Любой человек, приступающий к изучению новой для него области знания,
сталкивается с проблемой выяснения его специфики, непохожести на другие
системы знания, его неповторимости и уникальности. Чем отличается
культурология от политологии или других дисциплин, что нового он узнает,
познакомившись со сведениями, содержащемся в этом учебнике? На первый
взгляд, все учебники похожи - ведь речь в них идёт об обществе, о человеке,
об их истории, развитии. И такое представление имеет под собой реальное
основание, ведь все социальные и гуманитарные науки имеют единый объект
исследования: они изучают общество и человека в нём. Но общество и
человек - это многокачественные образования. Их разные стороны
развиваются неравномерно. Они имеют разное значение для практики.
Поэтому те или иные стороны этого единого объекта - человека в обществе,
или общественного человека, - попадают в поле внимания исследователей не
одновременно, накопление полученных знаний происходит неравномерно;
естественно, и рекомендации для практики вырабатываются различные. В
результате этого различия формируются различные системы знания со
своими, относительно самостоятельными, законами и областями
исследования, то есть различные предметы. Таким образом, у каждой
учебной дисциплины складывается свой предмет изучения.
Политология - изучает общество и человека в нём, но под углом зрения
политики, в их отношении к власти.
Экономика - изучает общество и человека в нём, но в их специфическом
"экономическом" качестве, в системе экономических отношений.
Культурология - изучает общество и человека, но взятых в их "культурном"
бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и
изменения в будущем.
Культурология - это прежде всего наука о культуре. Часть слова "-логия"
применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания,
которое позволяет на основании уже имеющихся данных и логической
структуры данного знания делать дедуктивные выводы. Это её
специфический предмет, отличающий её от других социальных,
гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как
особой отрасли знания. Поскольку у социальных и гуманитарных наук
имеется один, единый, объект исследования, изучения, то все эти науки тесно
взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта. Это
предопределяет то обстоятельство, что культурология имеет тесные связи с
другими науками: философией, историей, литературоведением,
искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом
знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга,
утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее
соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие
сообщества в их функционировании и развитии.
Все науки имеют свой единый объект, но рассматривают его под своим
углом зрения, или выделяют в нём относительно обособившиеся области
человеческого
общественного бытия или
рассматривают общество как такое образование, которое противостоит
природе, отличается от природы; изучают общество как особую, социальную
форму материи и сознания. Соответственно, и человека они изучают в его
социальном качестве, относительно независимом от его природных,
физических, химических, биологических характеристик.
Культурология изучает культуру общества, человека. Исторически, культура
и общество предстают в качестве обособленных относительно друг друга
образований. В культурологии общество предстает как диалектическое
единство культурных и некультурных форм, образований, явлений. Это
различие культуры и "не культуры" общества и человека исторически
подвижно, изменчиво, противоречиво, относительно. То, что в одном
обществе, народе, нации, при определенных условиях, на определенном
этапе может выступать как культура, для другого общества, народа и т. д.
может определять себя как самое яркое проявление "не культуры".
Публикация работы Тейлора "Первобытная культура", кроме всего прочего,
самим своим названием пробила брешь во взглядах европоцентризма на
культуру примитивных народов. Но культура - не есть что-то только
относительное, релятивное, преходящее. Сама эта относительность культуры
- относительна, преходяща, временна, а значит - абсолютна. Культура носит
абсолютный характер, обеспечивая обществу и человеку преимущества в их
существовании, коммуникациях, контактах друг с другом, во
взаимоотношениях с окружающей человека природой.
Ни литература, ни искусство, ни история, ни другие науки не решают
вопроса о принадлежности тех или иных общественных явлений, событий,
поступков, персонажей к миру культуры. Но никто не сомневается, что
они - продукт общества, человека. Но и современная литература полна такого
же рода споров, по поводу интерпретаций смысла, значения поступков,
действий тех или иных персонажей, их "типичности" для современности, их
способности выступать в качестве "героя" нашего времени и т. д. Таким
образом, возникает необходимость их соотнесения с культурой общества, а
не с самим обществом, неизбежность их "культурного" прочтения,
осмысления.
Историческая "раздельность" общества и его культуры вызывает
необходимость конструирования и особой отрасли знания, науки, которая
изучала бы общество, человека как культурные (или некультурные)
образования. И эту задачу решает культурология.
Информация о работе Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии