Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:23, контрольная работа
Культурология -наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию
отличает то, что история пытается установить время того или иного факта,
для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила
культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением
культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих
закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное
знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем
критериям научности, которые сформировались в рамках естественны
х наук.
Научный подход не просто описывает многоразличные проявления
культуры, но стремится выявить их сущность, общую основу и тем самым
объяснить их. Существует множество научных подходов и определений
культуры (ценностный, нормативный, символический, информационно-
семиотический и др.).
2. Религия как явление культуры.
Как и искусство, религия -- одна из древнейших разновидностей культуры и
существует в обществе на любом этапе его развития.
В религии заложен особый опыт человечества, связанный с видением общей
картины мира, с пониманием взаимоотношений природы и человека, космоса
и общества. Немецкий социолог и историк Макс Вебер (1864--1920) считал,
что основой религии становится поиск смысла многих явлений
действительности, в большей мере таких, которые воспринимаются как
экстремальные: смерть, страдания, нравственный выбор и др. По его мнению,
всем этим сторонам человеческой жизни с древнейших времен придается
сверхъестественный смысл.
Одновременно появляется и идея спасения людей от бед и несчастий, идея
воздаяния за страдания,
которая пронизывает
придавая ей смысл и значение. Французский социолог Эмиль Дюркгейм
(1858--1917) полагает, что идея сверхъестественного не характерна для
первобытных народов, она возникает лишь при определенных условиях
существования общества и на определенной стадии развития.
Современные теории религии связывают ее появление с необходимостью
понять положение человека в мире, с возникновением отчуждения
(превращения человеческого труда и его результатов в силу,
господствующую над людьми), с особой формой отражения мира, в которой
он удваивается
(в виде естественного и
факторов возникновения религии выделяются:
-- зависимость
общества и отдельного
наполненного случайностями и непредсказуемостью результатов
деятельности на любом уровне развития;
-- зависимость
каждого человека от
отношений, которые также становятся чуждой, вне индивида стоящей силой;
-- психологические
факторы, связанные как с
обществом в целом (например, страх, тревога за будущее, смена идеалов в
обществе, личное страдание или горе) .
Понимание сущности религии оказывается различным в зависимости от того,
дается это определение самой религией или религиоведением. Для любой
религии она сама представляет собой откровение, воспринятое каким-либо
пророком или праведником непосредственно от самого божества. Так,
согласно Библии (Ветхому завету) основные положения религии были
переданы Моисею; в исламе считается, что Аллах сообщил свою волю
Мухаммеду. Для научного взгляда на религию характерно ее понимание как
такой формы сознания, в которой мир удваивается, т. е. признается
существование естественного и сверхъестественного, земного и
потустороннего.
Однако для любого взгляда на религию важно то, что в ней признаются три
взаимосвязанных между собой элемента: культ (основные объекты
поклонения),вера (особое эмоциональное мировосприятие) и ритуалы (те
действия, которые должен исполнять приверженец данной религии).
Культ (лат. cultus “почитание”), сложившийся в каждой религии, в той или
иной мере определен традиционным для данного народа способом
отношений с миром, представлением о его устройстве, поведением,
системой ценностей, идеалами и многим другим. Ни одна религия не
является чем-то внешним для данного народа и содержит не навязанную
одной частью населения (например, жрецами или привилегированными
классами) другой части (остальному населению) систему взглядов. Религия
складывалась так же, как и другие типы мировоззрения, естественным ходом
развития отношений человечества с окружающей действительностью.
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам, конфуцианство), как и
религии каждого этноса (например, индуизм, иудаизм и др.) связаны с
происхождением и становлением всего человечества сложными и крепкими
связями и в этом смысле имеют много общего. В культе как бы
опредмечиваются представления человека о мироздании, о причинах и
следствиях любого рода деятельности, о сущности окружающих человека
естественных (природных) и искусственных вещей.
Русский религиозный философ П. А. Флоренский (1882--1943) считал культ
главной стороной религии, относя к нему процесс богослужения. Каждый
культ имеет свой предмет поклонения и в этой связи в различных религиях
мира складывается политеизм или монотеизм. Политеизм -- вера в
существование множества богов, связанных с различными явлениями
окружающей природы
или с особенностями
Монотеизм -- вера в единого бога, единобожие. Некоторые религии
постепенно или
сразу развиваются как
христианство, ислам. Существуют религии, в которых практически нет
какого-либо конкретного божества,-- даосизм, буддизм, конфуцианство. Для
них культ связан
с определенными
Всякий культ имеет свои средства -- “различные культовые предметы”,
символизирующие главные моменты культа. Например, в христианстве
крест представляет собой довольно сложную знаковую систему: с одной
стороны -- это орудие казни, с другой -- символ смерти и воскресения;
верхняя короткая
перекладина православного
сделанной над головой казненного (“Иисус Назорей, Царь Иудейский”),
нижняя диагональная -- о том, что один из тех, кого распяли одновременно с
Христом, злословил и поэтому отправился прямо в преисподнюю, другой же,
жалевший Христа,-- к престолу Всевышнего.
Вера как способ поклонения представляет собой неоднозначное явление.
Вера представляет собой эмоциональное состояние приятия какого-либо
положения без доказательств, без логической аргументации или
подтверждения на практике. (Невозможно логически или иным способом
доказать существование Бога, равно как и противоположное утверждение). В
вере всегда содержится ожидание желаемого, причем важно и то, насколько
значимо это желаемое для человека и общества. Религиозная же вера
непременно предполагает возможность общения с сверхъестественными
силами, с богами или демонами, возможность существования каких-то
свойств, качеств, связей, которые воспринимаются как необходимые,
значимые или желаемые, как, например, чудодейственные силы и
способности.
Кант различал три типа веры: прагматическую, доктринальную и моральную.
Прагматическая (лат. pragma “дело, действие”) -- вера из выгоды. Например,
когда в языческом Риме император Константин I (ок. 285--337) сделал
христианство государственной религией (впрочем, сохранив языческие
культы), многие перешли в эту веру. Но часто это были люди неверующие,
ищущие выгод, мест в государственной службе и других благ, которые
предоставлялись только тем, кто принял новую обязательную религию. Такая
вера может сопровождать не только религию, но и стать основой другой
идеи, даже связанной с наукой (вспомним “теоретические” изыскания Т. Г
. Лысенко в биологии, отношение к философии марксизма и пр.).
Прагматическая вера становится основой ханжества в религии.
Доктринальная (лат. doctrina “руководящий принцип”) вера требует
закрепления не столько смысла, сколько буквы религии. Каждое ее
положение должно быть установлено раз и навсегда, никакие разночтения
или трактовки невозможны. Это чаще всего ведет к фанатизму и следующему
за ним уничтожению инакомыслящих и инаковерующих.
Моральная вера представляет собой образ жизни данного, конкретного
человека.Она не претендует на окончательность и законодательность веры,
спокойно относится к другим проявлениям веры и вообще к другим
религиям. Здесь
религия смыкается с морально-
культуры, поскольку выступает как свобода совести.
Каждая религия включает в себя и соответствующие обряды -- ритуалы (лат,
ritualis “обрядовый”), которые предписаны для отправления культа. Это
действия, совершаемые верующими в процессе реализации своей веры.
Например, верующий мусульманин должен пять раз в день становиться на
молитву непременно
лицом к востоку и
Коран специально обращает внимание на то, что если путешествующий в
пустыне не имеет воды для омовения, он может использовать песок. Важно,
чтобы ритуал был исполнен. Знание ритуалов каждой религии освобождает
от многих неловкостей, а иногда и конфликтов, которые возникают на почве
взаимонепонимания. В средневековой Испании даже военные действия
прекращались на три дня в неделю: в пятницу не воюют мусульмане, в
субботу -- евреи, в воскресенье -- христиане. До сих пор деловые люди
Судана хвалятся тем, что у них возможно решить любое дело в любой день
недели, поскольку в каждый из названных дней не работает только часть
учреждений.
Кроме того, в каждой из религий непременно есть священные книги, в
которых излагаются предания, молитвы, даются предписания, касающиеся
жизни верующих. Во многих текстах мы встретимся с описанием истории
верующего народа, как, например, в Ветхом завете; в них можно найти
советы на все случаи жизни, вплоть до способов приготовления пищи или
правил гигиены. В большинстве священных текстов заложены
Информация о работе Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии