Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Культурология -наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию
отличает то, что история пытается установить время того или иного факта,
для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила
культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением
культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих
закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное
знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем
критериям научности, которые сформировались в рамках естественны
х наук.

Файлы: 1 файл

к.р по культурологии.docx

— 53.20 Кб (Скачать)

   

Научный подход не просто описывает многоразличные проявления

культуры, но стремится  выявить их сущность, общую основу и тем самым 

объяснить их. Существует множество научных подходов и  определений 

культуры (ценностный, нормативный, символический, информационно-

семиотический и др.).

2. Религия как явление  культуры.

Как и искусство, религия -- одна из древнейших разновидностей культуры и

существует в  обществе на любом этапе его развития.

В религии заложен  особый опыт человечества, связанный  с видением общей 

картины мира, с  пониманием взаимоотношений природы  и человека, космоса 

и общества. Немецкий социолог и историк Макс Вебер (1864--1920) считал,

что основой  религии становится поиск смысла многих явлений 

действительности, в большей мере таких, которые воспринимаются как

экстремальные: смерть, страдания, нравственный выбор  и др. По его мнению,

всем этим сторонам человеческой жизни с древнейших времен придается 

сверхъестественный  смысл.

Одновременно  появляется и идея спасения людей  от бед и несчастий, идея

воздаяния за страдания, которая пронизывает повседневную жизнь людей,

придавая ей смысл и значение. Французский  социолог Эмиль Дюркгейм

(1858--1917) полагает, что идея сверхъестественного  не характерна для

первобытных народов, она возникает лишь при определенных условиях

существования общества и на определенной стадии развития.

Современные теории религии связывают ее появление  с необходимостью

понять положение  человека в мире, с возникновением отчуждения

(превращения  человеческого труда и его  результатов в силу,

господствующую над людьми), с особой формой отражения мира, в которой

он удваивается (в виде естественного и сверхъестественного  миров). Среди 

факторов возникновения  религии выделяются:

-- зависимость  общества и отдельного человека  от внешнего мира,

наполненного случайностями и непредсказуемостью результатов

деятельности  на любом уровне развития;

-- зависимость  каждого человека от существующих общественных

отношений, которые  также становятся чуждой, вне индивида стоящей силой;

-- психологические  факторы, связанные как с отдельным  человеком, так и с

обществом в  целом (например, страх, тревога за будущее, смена идеалов в 

обществе, личное страдание или горе) .

Понимание сущности религии оказывается различным  в зависимости от того,

дается это  определение самой религией или  религиоведением. Для любой 

религии она  сама представляет собой откровение, воспринятое каким-либо

пророком или  праведником непосредственно от самого божества. Так,

 согласно  Библии (Ветхому завету) основные  положения религии были 

переданы Моисею; в исламе считается, что Аллах сообщил свою волю

Мухаммеду. Для  научного взгляда на религию характерно ее понимание как 

такой формы  сознания, в которой мир удваивается, т. е. признается

существование естественного и сверхъестественного, земного и

потустороннего.

Однако для  любого взгляда на религию важно  то, что в ней признаются три 

взаимосвязанных между собой элемента: культ (основные объекты

поклонения),вера (особое эмоциональное мировосприятие) и ритуалы (те

 действия, которые  должен исполнять приверженец  данной религии).

Культ (лат. cultus “почитание”), сложившийся в каждой религии, в той или

иной мере определен  традиционным для данного народа способом

отношений с  миром, представлением о его устройстве, поведением,

системой ценностей, идеалами и многим другим. Ни одна религия  не

является чем-то внешним для данного народа и  содержит не навязанную

одной частью населения (например, жрецами или привилегированными

классами) другой части (остальному населению) систему  взглядов. Религия 

складывалась  так же, как и другие типы мировоззрения, естественным ходом 

развития отношений  человечества с окружающей действительностью.

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам, конфуцианство), как и 

религии каждого  этноса (например, индуизм, иудаизм  и др.) связаны с

происхождением  и становлением всего человечества сложными и крепкими

связями и в  этом смысле имеют много общего. В культе как бы

опредмечиваются представления человека о мироздании, о причинах и

следствиях любого рода деятельности, о сущности окружающих человека

естественных (природных) и искусственных вещей.

Русский религиозный  философ П. А. Флоренский (1882--1943) считал культ 

главной стороной религии, относя к нему процесс богослужения. Каждый

культ имеет  свой предмет поклонения и в этой связи в различных религиях

мира складывается политеизм или монотеизм. Политеизм -- вера в

существование множества богов, связанных с  различными явлениями 

окружающей природы  или с особенностями человеческой деятельности.

Монотеизм -- вера в единого бога, единобожие. Некоторые религии

постепенно или  сразу развиваются как монотеистические -- иудаизм,

христианство, ислам. Существуют религии, в которых практически  нет 

какого-либо конкретного  божества,-- даосизм, буддизм, конфуцианство. Для

них культ связан с определенными мировоззренческими установками.

Всякий культ  имеет свои средства -- “различные культовые предметы”,

символизирующие главные моменты культа. Например, в христианстве

крест представляет собой довольно сложную знаковую систему: с одной 

стороны -- это орудие казни, с другой -- символ смерти и воскресения;

верхняя короткая перекладина православного креста напоминает о надписи,

сделанной над  головой казненного (“Иисус Назорей, Царь Иудейский”),

нижняя диагональная -- о том, что один из тех, кого распяли одновременно с

Христом, злословил  и поэтому отправился прямо в  преисподнюю, другой же,

жалевший Христа,-- к престолу Всевышнего.

Вера как способ поклонения представляет собой неоднозначное  явление.

Вера представляет собой эмоциональное состояние  приятия какого-либо

 положения  без доказательств, без логической аргументации или

подтверждения на практике. (Невозможно логически или иным способом

доказать существование  Бога, равно как и противоположное  утверждение). В 

вере всегда содержится ожидание желаемого, причем важно и то, насколько 

значимо это  желаемое для человека и общества. Религиозная же вера

непременно предполагает возможность общения с сверхъестественными

силами, с богами или демонами, возможность существования  каких-то

свойств, качеств, связей, которые воспринимаются как  необходимые,

значимые или  желаемые, как, например, чудодейственные  силы и 

способности.

Кант различал три типа веры: прагматическую, доктринальную и моральную.

Прагматическая (лат. pragma “дело, действие”) -- вера из выгоды. Например,

когда в языческом  Риме император Константин I (ок. 285--337) сделал

христианство  государственной религией (впрочем, сохранив языческие 

культы), многие перешли в эту веру. Но часто  это были люди неверующие,

ищущие выгод, мест в государственной службе и других благ, которые

предоставлялись только тем, кто принял новую обязательную религию. Такая 

вера может  сопровождать не только религию, но и  стать основой другой

идеи, даже связанной  с наукой (вспомним “теоретические”  изыскания Т. Г

. Лысенко в  биологии, отношение к философии  марксизма и пр.).

Прагматическая вера становится основой ханжества в религии.

Доктринальная (лат. doctrina “руководящий принцип”) вера требует

закрепления не столько смысла, сколько буквы  религии. Каждое ее

положение должно быть установлено раз и навсегда, никакие разночтения 

или трактовки  невозможны. Это чаще всего ведет  к фанатизму и следующему

за ним уничтожению  инакомыслящих и инаковерующих.

Моральная вера представляет собой образ жизни данного, конкретного

человека.Она не претендует на окончательность и законодательность веры,

спокойно относится  к другим проявлениям веры и вообще к другим

религиям. Здесь  религия смыкается с морально-нравственным аспектом

культуры, поскольку  выступает как свобода совести.

Каждая религия  включает в себя и соответствующие  обряды -- ритуалы (лат,

ritualis “обрядовый”), которые предписаны для отправления культа. Это

действия, совершаемые  верующими в процессе реализации своей веры.

Например, верующий мусульманин должен пять раз в  день становиться на

молитву непременно лицом к востоку и предварительно совершив омовение.

Коран специально обращает внимание на то, что если путешествующий в

пустыне не имеет  воды для омовения, он может использовать песок. Важно,

чтобы ритуал был  исполнен. Знание ритуалов каждой религии  освобождает 

от многих неловкостей, а иногда и конфликтов, которые  возникают на почве 

взаимонепонимания. В средневековой Испании даже военные действия

прекращались  на три дня в неделю: в пятницу  не воюют мусульмане, в

субботу -- евреи, в воскресенье -- христиане. До сих пор деловые люди

Судана хвалятся тем, что у них возможно решить любое дело в любой день

недели, поскольку  в каждый из названных дней не работает только часть 

учреждений.

Кроме того, в  каждой из религий непременно есть священные книги, в

которых излагаются предания, молитвы, даются предписания, касающиеся

жизни верующих. Во многих текстах мы встретимся с  описанием истории 

верующего народа, как, например, в Ветхом завете; в  них можно найти 

советы на все  случаи жизни, вплоть до способов приготовления  пищи или 

правил гигиены. В большинстве священных текстов заложены

Информация о работе Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии