Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Культурология -наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию
отличает то, что история пытается установить время того или иного факта,
для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила
культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением
культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих
закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное
знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем
критериям научности, которые сформировались в рамках естественны
х наук.

Файлы: 1 файл

к.р по культурологии.docx

— 53.20 Кб (Скачать)

общечеловеческие  моральные принципы. Многие из них  совпадают,

несмотря на различие религий. Так, заповеди, предписывающие не убивать,

не красть, не лгать, почитать родителей, можно встретить  практически в

любой религиозной  системе.

Еще одним элементом  каждой религии являются различные  организации,

упорядочивающие саму религиозную деятельность. К ним относятся

монастыри, церкви или другие учреждения, сосредоточивающие

административную  часть религиозных сообществ. Не следует смешивать 

религию как  способ отношения человека с миром  и религиозные 

организации.

Цели и задачи последних не всегда находятся в соответствии друг с другом, а

иногда -- и с основными принципами религии. Так, всему миру известна

деятельность  инквизиции (лат. inquisitio “розыск”), взявшей на себя функции

судейства и  казни инакомыслящих.

Как и любой  другой вид культуры, религия -- одновременно особый тип

мировоззрения и особый вид человеческой деятельности, который отражает

мир и его  устройство и вместе с этим оказывает  на него существенное

воздействие. В  теории культуры нередко всю мировую  культуру

подразделяют  на определенные типы, связанные с  какой-либо конкретной

религией. Так, выделяют культуру ислама, христианскую культуру,

конфуцианско- даосистский тип ее и так далее.

 В последнее  время появляются новые вероучения, ставящие себе цель --

избежать разногласий  между различными религиями.

Понимание религии, ее основных принципов и особенностей, знание

религиозной литературы, культов, особенностей веры, ритуалов и прочего 

составляет необходимый  багаж современного человека. Это  в настоящее 

время становится предпосылкой его развития, понимания  сложностей и 

специфики жизни  многих народов мира. С этим положением вплотную

связан не только вопрос веротерпимости, но и проблемы национального,

политического и нравственного характера. 

3.Духовные  составляющие мировоззрения  восточных славян.

Основные категории  мировоззрения древних славян С. Лесной

характеризует следующим образом:

 «Древние  руссы принимали три основные  субстанции  мира:  Явь,  Навь  и 

Правь.

 «Явь» — это видимый,  материальный,  реальный  мир.

 «Навь»  — мир нематериальный, потусторонний, мир мертвецов.

  «Правь»  — это истина  или законы Сварога, управляющие всем миром, т. е.

в первую очередь  Явью.

 После смерти  душа человека, покидая  Явь,  переходила  в  мир  невидимый 

 —  Навь. Некоторое время она странствовала,  пока не достигала Ирия, или

Рая, где  жил  Сварог, сварожичи и предки руссов. Душа  может явиться из 

Нави,  где  она пребывает в некотором  состоянии сна, опять в Явь, но лишь

по тому  пути,  по которому она вышла из Яви в  Навь. Этим объясняется 

древний обычай,  согласно которому, тело покойника  выносилось из дому не

 через двери,  а  через  пролом в стене,  затем его немедленно заделывали.

Душа не могла  вернуться  в  дом  и беспокоить живых людей, ибо через стену 

проникнуть не могла, а  через  двери и окна был уже не тот  путь,  каким  она 

вышла.  Вера  эта  настолько  была сильна, что  тело Владимира Великого,

несмотря на то, что он  был  христианини окружение его крещено, все же

было вынесено через пролом в стене.   

 Понятия ада  не существовало. Понятие  Нави  дожило  до  современности, 

хотя  и  утратило  черты  ясности.  Мы  знаем  «Навий  день»,  т.  е.   день

покойников, который отмечался еще в минувшем столетии в крестьянстве. 

Знаем «навьи чары», т. е. наваждение. Но теперь это лишь пустая оболочка

слов  без  содержания (оно утратилось)». 

С понятиями Правь, Явь и Навь  непосредственно  связано  представление

древних славян о душе человека и загробной жизни. 

    «Славяне  верили в «тот свет» приблизительно  как в Рай, Ад и Чистилище, 

но в то же время понятие об Аде у них  было более расплывчатым, так как 

Бог, по их пониманию, был добрым и за грехи не наказывал, а наказание шло

 от самого  греха, как огонь идет от  искры, а свет идет от костра. Таким 

образом «Тот свет»  был не только Рай, где Лазурное Царство  принимало 

праведных людей, но был и Сер-Свет, а за ними Черный Свет, где Черное

Солнце. Морило и Могила посылают в Белый свет, т.е. в Явь, где живут

люди, своих детей  – Морилок, дочь их Мара (Морена, или Мора), умерщвляя

их, бросает их в Мертвое Царство, в Навь, Невь, и в этой Нави «живут» все,

кто стал Навьем. Навь-Человек - мертвый человек.»

     «...грешные  люди шли не в Ад, где мучения,  а в Навь, где особых мучений 

не было, но не было и настоящего существования. Итак, язычество 

нестрашило людей наказанием. Вот откуда и боязнь представителей

христианской  церкви затрагивать языческие темы. Сравнение оказалось бы в

этом вопросе  загробия для христианства невыгодным.»   

    «...уход  умерших «на Тот Свет», «откуда не приходят вена  венить», 

небыл уходом в Ад, а в Навь, и все, бывшее в Нави, именовалось Навье. 

Явь, или жизнь, текла по законам Кола Коляды. В  Нави такого течения 

небыло. Там Жизнь стояла. Движением она становилась лишь  в Ирии-Рае, 

где«души горят Солнцами» («Риг-Веда»)».

Для  древнерусской  духовной   культуры   не   характерно   учение   о 

равнозначности  добра и зла.  

    «...Предки  наши считали, что они на  стороне добра  и  что   их  Боги  -

добрые Боги. О наказанье Божьем нигде, ни в  какой  легенде  или  обряде  не

говорится. Говорится  лишь, что «Бог отступился от него».  Этого 

достаточно. Это  самое большое несчастье, которое  может постигнуть

Язычника,  у  которого Бог - Исварог, Пращур. Перун или Дажьбог является

 в образе  простого  человекана Тризне или на Колядино Свято. У Славян нет

слепого  рабского  преклонения Божествам. Они к  ним обращаются как к

друзьям. Также  и ведийцы считают,  что Индра их сильный друг  в Небе. 

Он  их  Небесный  Защитник,  которого  они призывают  в беде и несчастье.  

 Мовление-таинство в бане  есть  та  магическая  операция,  при помощи

которой человек входит в общение с Богом Исварогом через посредство 

Купалы. Жизнь  по  Божеству,  общение  с  Богом  -  вот  главная   цель  

славянина, любующегося  природой и ее красками. Описание  наказаний 

Божьих  отсутствует  полностью в Ведах, и если временами  и случается, то

лишь мимоходом  и не  как система. В семитическом вероучении Библии

наказание - одна из  главных  тем. Но сумма наказаний - греховность 

человека, а затем  его духовная  гибель,  и, следовательно, необходимость 

спасения. В ведизме  спасения  не  надо.  Оно  в  общении с Богом, который 

является  их  Родоначальником;  Чуром  и Пращуром.Человек спасен уже

тем, что он происходит от Бога.  Он  -  Дажьбожий  Внук».

 У славян  Белобог не убивает Чернобога, он  его лишь  осиливает.  Затем

Чернобог, отдохнув от поражения, при помощи Тамо-Лихо, Тьмы и злых 

воинств,снова коварно нападает сзади на Белобога, но Перун, Велес,

Дажьбог,  Стрибог, Вышний, Коляда, Ярила, Хорос летят ему на  помощь,  и

Зима,  время  Сивого, уходит и наступает Весна.  Таким Колом (циклом) 

течет  Явь  по  Прави,  и Чернобог не может увлечь Белобога-Святовида в

Навь.  Над  ним  есть  Сварог, Дед Вселенной, который этого не допускает.

Таким образом  Сварог  регулирует смену Времян Языческого Кола и

является  той  точкой,  вокруг  которой  оно  вращается. Так же действует и 

Индра:  «Вот  является  Заря;  она  уничтожает  тьму  она приходит из края

Неба, она их (тени) убивает и  превращает  в  прах».  Таким образом то, чего

не хватает  нам в понимании  язычества,  мы можем  найти  в ведизме, где  Бог 

делает то же самое. Индра тоже всегда побеждает  зло.  

В мире, где идет постоянная борьба этих двух полюсов  религиозная  идея

чужда   пассивности,   она   требует   от   человека   действия,   действия,

увеличивающего  силу Добра. Анализируя  проблему  понимания  Добра  и 

Зла  у славян Ю.П.Миролюбов приводит южнорусскую легенду о Беляке и

Черняке.  

    «Человек,  живя  на  свете,  находился   под  непрерывным  и неусыпным

наблюдением двух Братьев-Близнецов: Черняка и Беляка. Один из  них  во 

всем черном, с белыми заплатами на  одежде.  Другой  во  всем  белом,  с

черными заплатами. Оба они идут неотступно за человеком. Куда  он,  туда 

и  Братья. Вся  жизнь человека проходит на их  глазах.  И  так  как  человек 

склонен  к  чрезмерности как в добре, так и во зле, то и наблюдение братьев

сводится  к  регистрации поступков человека. Идут они, каждый со своей

книгой,  записывая  в нее все поступки, независимо от того, покаялся ли

человек в  своих  грехах или нет. Если покаялся, запись выцветает, она еле 

видна, но и в  этом  случае она все же сохраняется, чтобы Бог «мог видеть 

Правду»,  иначе  покаявшийся, но  живший  преступно  на  земле  человек 

 мог  бы  явиться  как  праведник.  Последний живет, не делая Зла, а

кающийся живет, это Зло делая.  Между тем, если бы тень записи его

поступков не была сохранена, то они были бы  оба  на одном уровне. 

Итак, человек  живет под наблюдением Братьев-Близнецов  и в  один  день,

который будет  последним в его жизни, оба  они одновременно направятся к 

нему со словами: «Ну, человече добрый, пора. Иди за нами!»  И  человек, 

скорбя  о  конце своей жизни, грустно идет за ними.  Жизнь  его  кончена.  Он 

скорбит, если не успел покаяться или не успел  сделать какого-либо дела. 

Тогда  Беляк  говорит: «Делать нечего. Сын твой докончит дело!»  А  Черняк 

добавляет:  «И ему тоже не все удается доделать!»  Они идут все трое к Синей

Меже,  что  на краю земли, к горизонту, «за которым - Рай». Там  человек 

Информация о работе Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии