Предмет культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:40, реферат

Краткое описание

Для лучшего понимания того, что означает собой явление духовной культуры, обратимся к феномену православной иконы. Русское слово «икона» исходит от греческого наименования образа, изображения. В иконе мы видим символическое изображение святого или события из священной истории. Образ на иконе должен сводиться к минимуму деталей материального мира, однако воплощать в себе максимум духовной энергии. Функционально икона является предметом культа. К числу многообразных явлений материальной культуры возможно отнести приготовление пищи и соответственно орудия (кухонные принадлежности) и исходное сырье.

Файлы: 1 файл

предмет культурологии.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

Предмет культурологии

Предметом культурологии выступает совокупность следующих элементов:

  • все явления материальной и духовной культуры;
  • механизмы формирования, сохранения и трансляции явлений культуры;
  • условия и предпосылки, определяющие форму феноменов культуры;
  • законы развития культурных явлений, соположенных и взаимодействующих между собой.

Для лучшего понимания того, что  означает собой явление духовной культуры, обратимся к феномену православной иконы. Русское слово «икона»  исходит от греческого наименования образа, изображения. В иконе мы видим символическое изображение святого или события из священной истории. Образ на иконе должен сводиться к минимуму деталей материального мира, однако воплощать в себе максимум духовной энергии. Функционально икона является предметом культа. К числу многообразных явлений материальной культуры возможно отнести приготовление пищи и соответственно орудия (кухонные принадлежности) и исходное сырье. Развести духовные и материальные явления культурной деятельности можно лишь условно. Так, в России многие запреты на пищу определялись библейскими заповедями и установлениями. Так называемые «картофельные» бунты среди крестьян в Пермской губернии начала XIX века были вызваны тем, что проживавшие там староверы называли картошку чертовыми яйцами. Использование ее в пищу считалось грехом. Библия косвенно запрещала использование в пищу налимов, потому что у них нет чешуи, а также раков. Последних в Курской губернии называли "чертовыми вшами", потому что они питаются падалью. 
 
Все явления культуры выступали объектами приложения социальных сил человека и результатами определенных социальных механизмов. Так, упомянутые выше иконы являлись венцом иконописания. Несколько досок из липы, реже из сосны, ели, дуба, соединяли боковыми сторонами в единый щит, склеивая их животным клеем. Дополнительно их скрепляли шпонками с тыльной стороны или с торцов. Скрепление усиливали внутренними шипами (планками). С лицевой стороны, в месте расположения сюжета, делали плоское углубление – ковчег, обрамленный выступом, которое называется полем. Скос между ковчегом и полем называется лузгой. Всю лицевую поверхность проклеивали животным (мездровым) клеем. На стыки досок, а также на прилегающие к торцам плоскости и на сучки наклеивали ткань (иногда бумагу) - паволоку. Белый грунт - левкас составляли из порошка мела, реже гипса и животного клея. 
 
Коричневый грунт получали из природных железоокисных пигментов (темных охр), льняной олифы и клея (под масляную живопись с XVIII века). По левкасу живопись исполняли темперными красками (их основное связующее - желток куриного яйца). Высохший красочный слой покрывали тонкой пленкой олифы или масляного лака. 
 
Под условиями, определяющими форму культуры, понимают особенности климата и ландшафта. Под предпосылками - предшествовавшие культурные системы, которые существовали на той же территории. Характер отношений с соседями, специфика религиозных верований также могут определять форму последующей культуры. Так, итальянское Возрождение предпосылками своего развития имеет как наследие Древнего Рима и традиции католицизма, так и отношения с Французским королевством и Священноримской империей германской нации. 
 
О роли природных условий в формировании культурных стереотипов россиян размышлял в свое время еще В.О. Ключевский (1841-1911) - замечательный отечественный мыслитель. В древней Руси расселение шло по рекам. Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, общаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и обмениваться опытом. Историческим продуктом степи, соответствующим ее характеру и значению, является козак - по общерусскому значению слова бездомный и бездольный, «гулящий» человек, не приписанный ни к какому обществу, не имеющий определённых занятий и постоянного места жительства, беглец из общества, мастер все разорить - исторический преемник древних киевских богатырей. Лес своей сонной дремучей тишиной пугал своих жителей. В глухом шуме вековых вершин чуялось что-то зловещее. Ежеминутное ожидание неожиданной, непредвиденной опасности напрягало нервы, будоражило воображение. Древнерусский человек населил лес всевозможными страхами (леший, лесовики). Следовательно, противоречивое воздействие окружающей среды не могло не нанести отпечаток на культурные архетипы россиян.

 

 

 

 

Всякое научное направление  определяется теми объектом и предметом, от которых зависит специфика данной науки. «Объект» и «предмет» – общенаучные категории, поэтому, прежде чем определить предмет культурологии, необходимо четко представить, в чем состоит смысл этих понятий.

Изучаемое наукой явление принято  называть объектом изучения. (Например, какое-либо растение может быть объектом изучения для разных наук. Ботаника будет интересовать строение этого растения, его жизненные циклы; для химика это совершенно неважно, он обратит свое внимание на внутриклеточные процессы, фармаколога привлекут лекарственные свойства данного растения, а дизайнера – его декоративные возможности. Таким образом, каждая наука будет у одного и того же объекта изучать какую-то специфическую сторону, называемую предметом изучения данной науки.) Обозначить культуру как объект изучения культурологии будет явно недостаточно. Культуру изучают историки, философы, искусствоведы, причем каждый обращает внимание только на те стороны изучаемого объекта, которые значимы для его науки. Историка будут интересовать изменения, происходящие со временем в той или иной сфере культуры, связь этих изменений с политическим и экономическим развитием общества. Искусствоведы обратят внимание на формирование художественных принципов, направлений и стилей, их особенности и т. д. Однако ни одна из этих наук не изучает культуру в целом, не дает целостное представление и поэтому не в состоянии глубоко и всесторонне представить внутренние закономерности ее развития, а также проанализировать взаимодействие между культурой и другими сферами жизни общества. Это является предметом (т. е. специфической стороной объекта) специальной отрасли знания, отдельной науки. Следовательно, предметом культурологии являются наиболее общие закономерности развития и функционирования культуры.

Специфика науки определяется ее предметом, от которого зависят задачи данной науки, ее проблематика и категориальный аппарат.

Перед культурологией как самостоятельной  наукой стоят следующие задачи:

– всестороннее исследование феномена культуры, ее основных характеристик и структуры;

– обобщение происходящих в культуре процессов, выделение и обоснование важнейших тенденций ее развития;

– описание и сопоставление различных типов культур, выявление общих черт для определения исторических типов культуры, выделение типологических характеристик, определение общих признаков и особенностей для различных типов культуры;

– создание категориального аппарата науки;

– создание методологической базы для прикладных исследований в области культуры;

– разработка фундаментальных проблем.

Обосновав необходимость культурологии  как самостоятельной науки, Л. Уайт определил и ее принципы, которые могут считаться общеметодологическими и для других гуманитарных наук.

Во-первых, это принцип всеобщей связи и развития – все явления и объекты необходимо исследовать с учетом их генезиса, взаимовлияния друг на друга, роли в мировом культурно-историческом процессе.

Во-вторых, это принцип научного абстрагирования. Он используется для моделирования различных ситуаций во многих науках. Уайт приводит пример из физики – системы, в которых тело движется прямолинейно и равномерно, без учета силы трения, тоже есть научная абстракция. Но для изучения законов движения в ряде случаев силой трения можно пренебречь. В культурологии подобное научное абстрагирование применяется, когда речь идет о культуре вообще, ее структуре, функциях и т. д. Ведь реально культура существует только в конкретно-исторических формах, в определенных пространственно-временных рамках, ее создают реальные люди. Но при изучении теории культуры этими конкретными факторами наука позволяет пренебречь. Специфика науки определяет и ее проблемное поле:

– изучение отдельных форм существования культуры, таких, как наука, техника, искусство, религия и т. д., их взаимодействия, их места в системе культуры и их исторического развития;

– сравнительное описание различных типов культуры, изучение их исторического развития;

– исследование вариантов взаимодействия и взаимовлияния между культурами как во времени – между этапами, сменяющими друг друга (например, возможно проследить преемственность и альтернативность между Античностью, Средними веками и эпохой Возрождения в Западной Европе), так и в пространстве – между культурами, сосуществующими одновременно (например, проследить влияние на формирование культуры Древней Руси культурных ценностей Византии, Западной Европы, кочевников приднепровских степей, античных колоний, тюркских народов);

– изучение процессов, происходящих в современной культуре, что дает возможность научного прогнозирования дальнейшего развития мировой культуры и отдельных форм культуры.

 


Информация о работе Предмет культурологии