Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:32, контрольная работа
Культурология изучается сегодня практически во всех вузах России, вне зависимости от того, позиционируют они себя как классические или технические университеты либо подчеркивают профессиональную направленность в рамках академий и школ. Это обусловлено не только тем, что культурология формально присутствует в перечне учебных дисциплин государственного образовательного стандарта; изменения, происходящие в современном обществе, так сложны и многослойны, так динамичны и разноплановы, что их постижение требует выхода за пределы ситуативного анализа, поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия.
Тема 1. Предмет и метод  культурологии 
1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории
философской мысли  от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной  науки к середине
ХХ века.
2. Предмет культурологии.  Место культурологии в системе
гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология.
3. Основные  методы культурологии.
контрольная 
работа 
по дисциплине: «Культурология.»
Вариант 
№ 1 
 
 
 
                              
группа ЭТРп-09 СВ
специальность «Экономика труда»
аппельганс 
м.в. 
Проверил 
преподаватель: 
 
 
 
 
2011 г. 
 
                              
Тема 1. 
Предмет и метод 
культурологии 
1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории
философской мысли 
от Античности до Нового времени. Формирование 
культурологии как 
ХХ века.
2. Предмет культурологии. Место культурологии в системе
гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология.
3. Основные 
методы культурологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                              
Культурология 
изучается сегодня практически 
во всех вузах России, вне зависимости 
от того, позиционируют они себя как 
классические или технические университеты 
либо подчеркивают профессиональную направленность 
в рамках академий и школ. Это обусловлено 
не только тем, что культурология формально 
присутствует в перечне учебных дисциплин 
государственного образовательного стандарта; 
изменения, происходящие в современном 
обществе, так сложны и многослойны, так 
динамичны и разноплановы, что их постижение 
требует выхода за пределы ситуативного 
анализа, поиска глубинных, универсальных 
оснований культурного разнообразия. 
Роль культурологи 
в системе гуманитарного знания 
во многом объясняется ее особенностями 
эстетического и 
История становления 
понятия «культура». 
Слово «культура» 
происходит от лат. cultura - возделывание, 
уход, обработка земли. То есть использовалось 
значение земледельческого труда. Но уже 
в 45 г до н.э. у римского оратора Цицерона 
в его «Тускуланских беседах» употребляется 
такое выражение: «Культура ума есть философия». 
Слово культура впервые использовалось 
по отношению к человеку как синоним слов: 
образованность, просвещенность, воспитанность. 
Цицерон считал, что ум тоже нужно совершенствовать, 
«обрабатывать», как и землю. Только обработка 
земли - удел раба или крестьянина, а обработка 
ума - удел свободного человека. Таким 
образом, слово культура приобретает значение, 
близкое к современному. 
Новое значение 
понятия «культура» возникает в 
Новое Время, в связи с теми 
культурно-историческими 
В Средневековье 
человека понимали как соединение двух 
противоположных начал (божественного 
и природного). Но в Новое Время 
появляется представление о том, 
что в окружающем мире помимо этих 
двух миров существует еще один мир, 
созданный самим человеком. Именно он 
и называется «культура».  
Мир условно 
можно разделить на 2 части: природа 
и культура. Что неприродное-то культурное. 
Что некультурное - то природное.  
Таким образом, 
появляется самое широкое значение 
понятия «культура» - это вторая природа 
или мир человека, созданный им самим. 
Существуют и более узкие определения 
культуры. Например, в прессе культура 
- это сфера учреждений культуры (театры, 
музеи). Но в культорологии существует 
множество определений культуры.  
В 1952 г американский 
ученый Кребер Кланхен в своем 
труде приводит около двухсот 
определений культуры. Современная 
гуманитарная наука приводит несколько 
сотен определений.  
Сложность и 
многообразие определений связана 
со сложностью самого феномена культуры 
и с разнообразием подходов к исследованию 
культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории
философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к серединеХХ века.
Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил Америк. ученый Уайт в 1947 году.
КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ, гуманитарное исследование явлений и законов культуры. От культурологии следует отличать философию культуры, требующую выявления сверхопытных начал культуры (однако, четкого размежевания культурологии и философии культуры пока не произошло).
Как самостоятельная дисциплина, культурология формируется лишь в 20 веке (в России — с нач. 90-х гг.). В устоявшейся на Западе системе наук у культурологии нет ни определенного места, ни общепризнанного статуса. Ее функции обычно делят между собой этнография, этнология, культурная антропология, социология, семиотика и философия культуры. Остаются нерешенными проблемы ее размежевания с другими гуманитарными и социальными науками.
Понятие «культура» впервые начинает употребляться в античности. Однако оно еще не обладает статусом научности. Оно подразумевает целенаправленное воздействие на природу, а также воспитание и образование самого человека.
В древнегреческой философии воспитанность и культурность противопоставляется варварству, отсутствию образованности. Античные мыслители различали природное и нравственное, как два противоположных начала, и усматривали в последнем превосходство греков над варварами. В Древней Греции сформировались и два подхода к решению проблемы субъекта культуры. С одной стороны своим возникновением культура обязана богам, а с другой – ее творец – человек. Человек свободен в мыслях и действиях. Искусство Древней Греции полностью игнорировало негативное начало в человеке и мире, который его окружает. Ничего грубого, унижающего достоинство или патологического не находило в нем место. Оно возносило человека и его культуру до недосягаемых высот, идеализируя жизнь. Рассматривая культуру, через призму человека-гражданина, наделенного разумом и свободой, греки дали идеал гуманизма демократии.
В позднеримский период культура уже традиционно ассоциируется с персональными особенностями человека. Возникает тенденция переноса комплекса представлений о культуре на уклад городской и имперской жизни.
Наибольшее воплощение эти идеи получили в трудах Цицерона. Рассуждая о культуре, он говорил не о возделывании земли, а о создании духовности, отождествляя культуру души и духа с философией. Культура для него не только образность, развитие искусства и науки, но и особый строй жизни, где духовное состояние человека и интересы государства находятся в противоречивом единстве.
Таким образом, в период античности были намечены основные подходы к интерпретации культуры:
1. понимание культуры как глобального явления, характеризующего форму человеческого бытия, выраженного в способах и результатах деятельности человека и в этом плане противоположного и противостоящего природе;
2. сведение культуры к деятельности как воплощению духа и разума;
3. рассмотрение культуры как позитивной качественной характеристики личности. При этом во всех подходах присутствовала одна существенная черта феномена: возвышенная созидательность, устремленность к совершенству как общества, так и личности на основе развития человеческого духа и разума. Существенные изменения в трактовке культуры происходили в средние века.
Место человека в ней занимает бог, мир получает божественную окраску. Это период изменения основных систем ценностей. С их переориентацией происходит и изменение формы культуры. То, что раньше признавалось в качестве единственно ценного, устраняется, начинает приобретать противоположное значение и, наоборот, а также христианство называло знание на истине чувств глупостью.
Эпоха Возрождения – период перехода к Новому времени (почти 3 века, 14-17 в.в.). Период возрождения не только принес мировоззренческую парадигму с ее вниманием к человеку как совершенному существу, направляющему деятельность на достижение нравственного, художественного и культурного идеала. В литературе Ренессанса, космическая, социальная и телесная даны в неразрывном единстве. Традиция возврата к ценностям Античности сказалось и в понимании культуры как неотъемлемой черты совершенствования личности.
Формирующееся мировоззрение не восстанавливает и возрождает идеи античности в их оригинале, а адаптирует их к изменяющейся социальной реальности и ее потребностям. Человек не просто и не только сотворенное существо, но и существо созидающее и творящее.
Т.о. период Ренессанса – переходная стадия, когда только закладываются основы нового мировоззрения (антропоцентризма) в центре которого находится человек-творец. Человекоутверждающие ценности Античности в изменившейся социальной реальности наполняется соответствующим содержанием: обзор генезиса представлений о культуре с периода Античности до Нового времени позволяет сделать следующие выводы:
-культура не выступает предметом специального изучения мыслителей, но ее проблематика присуща всему процессу теоретических размышлений.
-в скрытой форме зародились основные подходы к пониманию культуры, оформились смыслы и цели человеческой жизнедеятельности, а значит решались проблемы культуры: ее сущности, природы, смысла, цели и др. важнейшее достижение – представления о культуре как форме бытия, в которой воплощаются самые высокие духовно-нравственные ценности, возвышенные устремления человеческого духа к идеалам Истины, Добра, Любви, Красоты.
Формирование культурологии как самостоятельной науки к серединеХХ века.
Становление культурологии как самостоятельной дисциплины - процесс долгий, имеющий большую историческую традицию. О вкладе философов, мыслителей Древнего мира, эпохи средних веков. Просвещения уже вкратце упоминали. Исследованием проблем культуры активно занимались философы более позднего периода, и особенно актуальна эта проблематика сегодня.
Активное движение к культурологии как самостоятельной дисциплине началось в философии XIX - начала XX веков". Следует отметить вклад в философскую культурологию Ф. Ницше и О. Шпенглера, М. Вебера и Г. Риккерта, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, 3. Фрейда и К.-Г. Юнга и многих других. Культурология и сегодня наука философская, а степень ее самостоятельности от философии достаточно призрачная, неоформившаяся. Русская мысль нашего времени долго оперировала понятием "философия культуры".
Американский культурантрополог Лесли Уайт (1900-1975) положил начало основам культурологии как самостоятельной области знаний, введя сам этот термин "культурология", а потом и самостоятельную учебную дисциплину. Науке же известны факты, что само введение понятия способно стимулировать исследования, что и произошло.
Суть же происшедшего - переход от осознания, вычленения, фиксации проблем, входящих в рамки предметности культурологии, к их систематизации, формирование достаточно определенной и довольно закрытой системы знаков, понятий, ее описывающей. Да, генетически, исторически культурология восходит к философии, но постепенно обретает черты научности. Тем более, что она опирается, в отличие от философии, на богатый эмпирический (фактологический) материал. Ведь формирование культурологии как отдельной сферы гуманитарного знания тесно связано с достижениями археологии, этнографии, антропологии, психологии, истории, искусствоведения, социологии и других наук. При этом, однако, трудно утверждать, что культурология вполне наука, т.е. наука в ее строгом смысле слова. Но это характерно для любой науки гуманитарного цикла: в отличие от естественнонаучного знания, знание гуманитарное более субъективно (ведь известно, что, сколько людей, а тем более ученых, столько мнений, особенно когда речь идет о таком сверхсложном предмете, как человек и общество). Кроме того, сама система культурологических понятий еще только находится в стадии становления, когда вопросов гораздо больше, чем ответов. Сегодня существует большое количество представлений о культурологии. В рамках исторического подхода обозначим три основных: