Предмет и метод культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «культура» неизменно находится в кругу наиболее популярных тем в рассуждениях о вечных философских проблемах. Однако, хотя изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение и т.д.) не существует единого определения того, что можно назвать культурой.

Оглавление

Введение______________________________________________________ 3
1. Предыстория культурологии (анализ культуры в истории философской мысли от античности до Нового времени):
1.1 Понятие культуры в античном обществе_______________________ 4
1.2 Понятие культуры в эпоху средневековья______________________ 5
1.3 Понятие культуры в Эпоху Возрождения_______________________6
1.4 Понятие культуры в трудах просветителей_____________________ 8
1.5 Понятие культуры в XIX веке________________________________ 10
1.6 Понятие культуры в XX столетии_____________________________12
1.7 Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине XX века___________________________________________________14
2. Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология________________ 17
3. Основные методы культурологии________________________________ 21
Заключение_____________________________________________________ 23
Литература_________________

Файлы: 1 файл

Культурология к.работа.doc

— 139.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Культурология»

по теме 1: «Предмет и метод культурологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка) II курса заочного факультета

специальности «ТПП»

Волшина Л. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2010

ПЛАН

 

      Введение______________________________________________________ 3

1.      Предыстория культурологии (анализ культуры в истории философской мысли от античности до Нового времени):

1.1   Понятие культуры в античном обществе_______________________ 4

1.2   Понятие культуры в эпоху средневековья______________________ 5

1.3   Понятие культуры в Эпоху Возрождения_______________________6

1.4   Понятие культуры в трудах просветителей_____________________ 8

1.5   Понятие культуры в XIX веке________________________________ 10

1.6   Понятие культуры в XX столетии_____________________________12

1.7   Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине XX века___________________________________________________14

2.      Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология________________ 17

3.      Основные методы культурологии________________________________ 21

Заключение_____________________________________________________ 23

Литература______________________________________________________25

 

 

 

 

 

 

Введение

              Понятие «культура» неизменно находится в кругу наиболее популярных тем в рассуждениях о вечных философских проблемах. Однако, хотя изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение и т.д.) не существует единого определения того, что можно назвать культурой.

В широком  смысле культура – это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Так, к явлениям культуры можно отнести грамматику русского языка, «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, университетского образование, обычай кивать головой в знак приветствия, «Илиаду» Гомера, имя «крестоклюв» (клест), которым обозначается определенный вид птиц. Этот список выглядит бессмысленной мешаниной до тех пор, пока мы не взглянем на каждое из перечисленных явлений как на один из взаимосвязанных элементов национальной или региональной культуры.

Как мы видим, культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная, средневековая и т.д.), о культурах различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддийской, исламской, христианской), культурах различных социальных и профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской, сельской и т.д.), и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция, М. Ганди и др.). Таким образом, как мы видим, невозможно дать законченное определение культуры. Но во все времена великие философы пытались объяснить такой феномен как культура, как бы по-своему его интерпретировать. Поэтому обратимся к историческому опыту и шаг за шагом, вместе с великими мыслителями прошлого пройдем путь теоретического постижения культуры.

 

 

 

 

1. Предыстория культурологии (анализ культуры в истории философской мысли от античности до Нового времени)

 

1.1. Понятие культуры в античном обществе

              Несмотря на относительную молодость культурологии, можно говорить о ее достаточно содержательной предыстории. 

Уже в античном обществе культура как совокупность навыков и умений, а также результатов деятельности человека была выделена в качестве предмета осмысления. По мнению многих мыслителей, среди которых находился и Демокрит, творец культуры – человек. Он создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе.

              Древнегреческая культура, прежде всего, мерой всей вещей сделала человека, провозгласив верховенство его разума и свободы. В греческой мифологии даже боги человекоподобны – причем не только по внешнему облику, но и по поведению. Требуя почитания, древнегреческие боги не повергали индивида в мистику, не отнимали у него способности мыслить и судить о чем-либо, в том числе о воле богов.

              Но все же, несмотря на то, что именно древнегреческая культура одарила современную цивилизацию мифами о Прометее, Аполлоне, Дионисе и других, ставшими символами различных культурных традиций, а также заложила основы развития науки и техники в западноевропейских странах, древнегреческие философы, в то время именуемое «зарей человечества», еще не смогли дать определение понятия «культура». Это сделали за них, немного позже, древнеримские мыслители. 

              Так, в своих сочинениях римский оратор Цицерон учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Но образцом культуры он считал только римское государством вместе с его гражданами. Варвар, по его мнению, – это человек, забывший об интересах общества, а также правитель, презревший интересы граждан вверенной ему страны. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республике то, что оно – государство культуры.

              Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает скорее более характерной для Греции, чем для Рима. Подлинная культура заключена для знаменитого оратора в особом строе жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом и неразрывном единстве. В цицероновской культуре все дальше и больше проступала связь с ее обеспеченностью и досугом, которых были лишены массы, с угнетением и насилием, которым эти массы подвергались. И это делало культуру неправым и неправедным, морально уязвимым делом. Эту сторону творчества Цицерона первыми открыли и никогда не могли простить ему ранние христиане, а вслед за ними и многие позднейшие выразители стихийного протеста против культуры как привилегии.

              После Цицерона образуется мощнейший исторический провал и необычайно трудно найти теоретические разработки, специально посвященные проблемам культуры. Но отсутствие теоретических работ вовсе не говорит об отсутствии самого явления в жизни. Проблемы культуры встраиваются в наиболее популярные и значимые для данной эпохи системы ценностей, сливаясь с ними.

 

1.2. Понятие культуры в эпоху средневековья

              В эпоху средневековья происходит радикальное переосмысление основополагающих принципов, лежащих в основе культуры. Главной ценностью становится Бог, и в центре всего средневекового мировоззрения находится фундаментальный принцип, реализованный в Символе веры, который может быть назван «гимном» всех христиан.

              Архитектура и скульптура средних веков была «Библией в камне». Литература также была пронизана христианской верой. Живопись выражала те же библейские сюжеты в линии и цвете. Музыка почти целиком носила религиозный характер. Философия была прислужницей богословия. Этика и право представляли собой разработку абсолютных заповедей христианства.

              Нравы и обычаи этой эпохи, весь образ жизни средневекового человека подчеркивали свое единство с Богом, а также свое безразличие к земному чувственному миру, который рассматривался как временное прибежище человека, в котором христианин всего лишь странник, стремящийся достичь вечной обители Бога и идущий путь, как сделать себя достойным, чтобы туда войти.

              Наиболее развернуто понимание культуры у Августина Блаженного (354 –430), самобытного религиозного мыслителя средневековья. По мнению Августина, единственно ценной и достойной человека является жизнь по Богу, а значит не материальное должно превалировать над духовным, а наоборот. Блага человеческой жизни Августин разграничивал на те, которые следует любить и лелеять и на те, которыми нужно только пользоваться.

              В течение тысячи лет противопоставление природы и благодати (христианской версии культуры) заставляло средневековое мышление метаться между небом и землей. И, тем не менее, оно породило идею бесконечного самосовершенствования индивида, для которого культура становится формой диалога с универсальной системой нравственных координат, воплощенных в абсолюте.

 

1.3. Понятие культуры в Эпоху Возрождения

              Как ни странно, культурология не возникла и в эпоху гуманизма. Но, тем не менее, Эпоха Возрождения открывает новый этап в осмыслении культуры. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид приобретает все большую самостоятельность. Отсюда вырастает его новое самосознание и новая собственная позиция.

              То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Это было концом средневековья и началом новой эры.

              В эпоху Возрождения формируется совершенно новое самосознание человека. Хотя мыслители Возрождения и призывали вернуться к Античности и учиться у природы, все же они на первое место ставили не столько природу, как древние греки, столько художника, который, подражая природе, обязан ее превзойти и обнаружить собственный талант.

              Только в эпоху Возрождения человек осознает себя творцом. В своей деятельности он не просто удовлетворяет свои частные интересы и земные нужды, но и творить мир, красоту, творит самого себя.

              Известный деятель этой эпохи, художник, архитектор и писатель Джорджо Вазари, в своих тонких рассуждениях о причинах обращения к античному миру и победы разума над варварством определяет как формы этого упадка и пробуждения, так и свое общее понимание хода истории.

              Судьбы человечества, а через них и развитие цивилизации протекают подобно жизни отдельных людей, идя от юности к смерти, но допуская и воскресение. Вазари выразительно определяет то, что, по его мнению, составляло этот кризис; терминами «старое и новое», которым он противопоставляет античное. В области изобразительных искусств «старое» – это византийский мир, то есть отголосок классики, но иссякшей и лишенной жизни, все более отрывающейся от той реальности и той природы, единению с которой сами древние были верны всегда. «Новой» же для него, напротив, является готическая манера, порожденная средневековым «варварством», одинаково, хотя и по иному, далекая от реального и природного.

              Вазари был прав, рассуждая о том, что «разрушение» и «возрождение» как две полярно противоположные стадии развития человеческого общества, постоянно сменяют друг друга на различных ступенях развития человеческой цивилизации. Иначе как тогда объяснить тот факт, что радостный полдень Ренессанса вновь сменился сумерками воинствующего католицизма? Почему культура Возрождения, так стремительно набиравшая силу, вдруг внезапно утратила темпы своего развития?

              Ответить на этот вопрос мы можем, обратившись к рассуждениям французского мыслителя Б. Паскаля, одного из величайших умов XVII столетия, который нам говорит, что вновь, после столь стремительного подъема культуры, произошла мировоззренческая переадаптация человека и переоценка ценностей, связанная с переосмыслением человеческой свободы. Приводя же в своих «Мыслях» неопровержимые доказательства бытия Бога, которые основываются на библейской истории и Священном Писании, Паскаль возвращает нас, своего читателя, к исходной точке: признанию одиночества и ничтожности человека, о чем неоднократно напоминали средневековые мыслители.

 

1.4. Понятие культуры в трудах просветителей

              В XVIII  веке ситуация радикально меняется. Рождение принципа историзма, интуиции культурного релятивизма и плюрализма, интерес к индивидуальности и ее творчеству, к эстетическому, к бессознательному, внимание к экономическому и социальному субстрату истории, успехи таких наук как археология, востоковедение, сравнительная лингвистика, антропология, педагогика, — все это создает предпосылки для рождения (внутри Просвещения и рядом с ним) нового видения связи человека и природы.

              Идеологи Просвещения в своих рассуждениях о культуре идут уже не от разума к природе, а от природы к разуму, который получен человеком от природы и должен быть приспособлен к ней. Само утверждение, что «человек разумен» означает, что он может и должен следовать природе.  В этом - человеческая мудрость, и она достижима. Просветители были убеждены в том, что на основе вышеизложенных принципов возможен прогресс, а значит и расцвет культур.              Просвещенческая модель культуры сводила содержание культурно-исторического процесса к развитию разума. По мнению просветителей, цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, сделать всех людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами своей естественной природы.

От Вико до Канта длится период эмансипации культурологии от традиционных методов философии и истории. Вико Джамбаттиста (1668 – 1744), итальянский философ, один из основоположников историзма, создает «Новую науку» — изображающую «идеальную историю» как смену культурных циклов, в ходе которой осуществляется самопознание и самосоздание человечества.

              Существенное влияние на дальнейшее развитие культурологических концепций оказала концепция культуры немецкого писателя и мыслителя И. Гердера (1744 – 1803). Культура, по мнению Гердера, - результат космогенеза и биогенеза. История общества непосредственно примыкает к истории природы, сливаясь с ней. Гердер установил, что показатель перехода человека к культуре и связующее звено от одного поколения  другому – это язык, который формирует такое свойство культуры, как воспроизводство прошлого.

              Перед другим философом этого времени И. Кантом (1724 – 1804) встала другая проблема: как спасти «лицо» культуры от многочисленных социальных «язв», покрывших современное ему общество. Свой критический  разум Кант направляет в сторону морали. С одной стороны, человек – самая большая тайна мира, которая требует к себе бережного отношения, а с другой, - высшая культурная ценность, и любые попытки принижения  и порабощения личности соображениями экономической, идеологической, политической и прочей целесообразности – бесчеловечны и антикультурны.

Информация о работе Предмет и метод культурологии