Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:46, контрольная работа
Понятие «культура» неизменно находится в кругу наиболее популярных тем в рассуждениях о вечных философских проблемах. Однако, хотя изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение и т.д.) не существует единого определения того, что можно назвать культурой.
Введение______________________________________________________ 3
1. Предыстория культурологии (анализ культуры в истории философской мысли от античности до Нового времени):
1.1 Понятие культуры в античном обществе_______________________ 4
1.2 Понятие культуры в эпоху средневековья______________________ 5
1.3 Понятие культуры в Эпоху Возрождения_______________________6
1.4 Понятие культуры в трудах просветителей_____________________ 8
1.5 Понятие культуры в XIX веке________________________________ 10
1.6 Понятие культуры в XX столетии_____________________________12
1.7 Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине XX века___________________________________________________14
2. Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология________________ 17
3. Основные методы культурологии________________________________ 21
Заключение_____________________________________________________ 23
Литература_________________
3. Основные методы культурологии
Культурология применяет различные методы изучения культуры. Наиболее главными из них являются:
1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако, факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом.
2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны.
3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам.
4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций.
5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы.
6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры.
7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.
Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических ), в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко-культурных процессов. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.
Подводя итоги обзору культурологических концепций, важно отметить, что эти концепции, исторически меняясь, каждый раз фиксируют существенную проблему культуры. Культура как специфическое формообразование имеет свои определенные взаимоотношения с обществом, которые обусловлены, прежде всего, преемственностью культуры. Следует также отметить, что на развитие культуры оказывает воздействие и уровень жизни общества, и экономическая стабильность, а также общее благосостояние людей. Но все же не стоит забывать и о том, что, как при повышении благосостояния людей может создаться почва для развития культуры, так и, в свою очередь, повышение благосостояния может превратиться в самоцель, что приведет к упадку культуры и деградации общества. Вопрос о высоком культурном измерении человека в XXI веке встает с особой настойчивостью. Если в средневековье мыслители, размышляя о судьбе человека и его назначении, уклонялись к мысли, что конец света неизбежен, то сейчас, живя в разрываемом и кровоточащем мире, мы воочию убеждаемся, что именно течение этих лет определит, как человечество будет жить в третьем тысячелетии. Две мировые войны, кровавые революции и контрреволюции, борьба за передел мира, колониальные и межнациональные войны, тоталитарные режимы и концентрационные лагеря показали, что не только индивид - хрупкое биологическое существо. Практика массового уничтожения людей без суда и следствия доказала, что и миллионы граждан могут быть «внезапно смертны». XX век обнаружил также, что человек может быть и духовно смертным. Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья - потреблением, высших идеалов - практицизмом, духовности - сухим рационализмом - вот реальный путь духовной деградации личности, ибо без нравственных начал неизбежно одичание, оскудение, неуважение к себе и неуважение к другим. Эти размышления могут навести на мысль о том, что не все явления социальной жизни можно отнести к культуре. Нравственность и, соответственно, духовность, призваны выполнить в наше непростое время своеобразную роль запретов - табу на все поползновения против идеи самоценности человеческой жизни. Этот запрет может быть сформулирован в форме знаменитого кантовского требования: никогда не относись к человеку как к средству. Во-первых, запрещается отношение к человеку как к вещи, которое в своем предельном состоянии допускает превращение индивида в раба, говорящее и мыслящее орудие господской воли. Во-вторых, запрещается навязывание человеку веры, воли и целей, которое предполагает идеологическое порабощение людей. Современная цивилизация предполагает интеграцию различных стран и народов в едином мировом хозяйстве, а значит, и понимание между дальними и чужими. Запрет на обман и принуждение к «своей истине» сегодня - это условие возможности любого договора, а в перспективе и консенсуса между всеми народами и культурами. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время запрет на политическое и идеологическое ограничение личности выступает как культурно-антропологическое табу, которое, сдерживая метастазы бездуховности, откроет подлинные горизонты человеческого творчества. Только в этом случае человек станет творцом культуры.
10.03.2010 г. Волшина Л. М. |
Литература
17