Конспекты по истории культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:56, курс лекций

Краткое описание

1. Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственныхобъектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).
2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).
3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

Файлы: 1 файл

Конспекты по истории культуры.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Вопрос 1 Сущность культуры,элементы,функции,структура.

Основные трактовки  термина «культура»

1. Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственныхобъектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).

2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).

3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

4. Согласно концепции Э. Тейлора культура – это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).

5. С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.

6. Из теории обучения следует, что культура – это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство.

7. По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку спомощью различныхдействий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).

8. Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений.

9. По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.

Культура является результатом  поведения людей, их деятельности, она  исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ.Что же лежит в основе понятия культуры? Это прежде всего ценности. Они бывают материальными и нематериальными. В соответствии с этим культура подразделяется на материальную и нематериальную. Чаще всего нематериальную культуру называют духовной. Не стоит стараться всегда отдельно рассматривать эти, казалось бы, разные понятия, поскольку в обычной жизни они часто пересекаются, а иногда одно не может существовать без другого. В чем же особенности этих видов культур?

Под материальной культурой понимается совокупность всех материальных благ, а также средств и форм их производства и потребления. Важная особенность материальной культуры – неидентичность материальной жизни общества, а также всякой материальной деятельности и производства.

Духовная культура относится к культурной статике. Это различные нематериальные объекты (законы, нормы, правила, религии, языки, духовные ценности, традиции, мифология), которые нуждаются в материальном посреднике.

Важной чертой является то, что  в разных районах, удаленных друг от друга, может найтись что-то общее, тем более в современном мире, где огромное распространение получили средства массовой информации, благодаря  чему знания становятся все более доступными. Вот почему вместе с понятием культурного ареала уместно ввести еще одно, которое выражало бы культурное наследие в масштабе всего мира. Таким понятием являются культурные универсалии. Слово «универсалии» произошло от латинского universalis, что означает «общий». То есть, ведя речь о культурных универсалиях, мы говорим о тех ценностях, традициях, нормах, законах и правилах, которые присущи не какому-то отдельному району, а всем культурам независимо от их географического местоположения, исторического периода и других свойств общества.

Антропологи выделяют четыре основных элемента культуры.

1. Концепты, т. е. понятия, которые регулируют и упорядочивают опыт людей. В основном концепты содержатся в языке, на котором говорит тот или иной народ.

2. Ценности – те убеждения, к которым должен стремиться человек. Они основаны на нравственности, общепринятых нормах и т. д.

3. Правила – нормы, способствующие регулированию поведения человека. Здесь прослеживается взаимосвязь между ценностями и правилами, поскольку именно и устанавливают определенные правила, законы и нормы.

4. Отношения – средства связи между теми или иными понятиями культуры, даже теми, которые разбросаны в пространстве и времени.

ЗНАЧЕНИЕ  И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.

1. Человеко – творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все рассмотренные ниже функции так или иначе являются следствиями гуманистической функции.

2. Передача накопленного социального опыта. Здесь речь идет главным образом об историзме культуры. Поскольку культура значима тем, что она преемственна, т. е. передается из поколения в поколение. Эти передачи опыта ведутся различными способами: с помощью устных преданий, посредством памятников искусства, литературы, религии, философии, науки и т. д. Причем передается не весь накопленный опыт поколения, а только лучшие его образцы. Человечеству необходимо делать все возможное, чтобы эта преемственность никогда не прекращалась, поскольку это может привести к ужасным последствиям. Существует такое понятие, как аномия. Оно как раз и обозначает разрыв этой самой преемственности. Как следствие аномии, человечество теряет свою социальную память, историческое сознание. Этот эффект получил название феномена манкуртизма.

3. Гносеологическая функция. Она связана со способностью познавать, а это познание приводит к накоплению богатого опыта и знаний об окружающем мире.

4. Нормативная функция. Она заключается в том, что культура регулирует различные стороны

9б общественной и личной жизнедеятельности людей. Это регуляция ведется за счет таких систем, как мораль и право.

5. Семиотическая (знаковая) функция. К ней относятся различные знаковые системы культуры. Например, языки, знаковые системы в естественных науках (биология, физика, химия, математика, тригонометрия).

6. Ценностная (аксиологическая) функция. Поскольку культура – это система ценностей материальных и духовных, по которым уже можно судить о степени культурности человека, а следовательно, о его нравственности и интеллекте.

 

 

 

 ВОПРОС 2«Истоки русской культуры.

 Она складывалась под влиянием Византии, Западно Европы и Востока и при тесном взаимодействии с ними.Византии сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры.  именно о влиянии византийской культуры на русскую, а не их взаимодействии. У Византии Русь позаимстововала свой государственный герб - двухглавого орла, взирающего на Запад и Восток. Оттду аже на Русь пришла идея о неразделимости Церкви и царства. 
При этом следует иметь в виду, что Византия того времени достигла наисвысшего уровня средневековой культуры. Так что ее влияние было самым благотворным. к тому же через нее Русь осваивала богатейшиее наследие античной греко-римской культуры. Разумеется, Русь не просто копировала чужую культуру, но творчески преобразовывала ее в соответствии со своими представлениями, традициями и вкусами, делая ее неповторимой. 
Главным каналом влияния византийской культуры была религия. Принятие православного христианства открыло для Руси доступ к богатейшим и неисчерпаемым духовным ценностям. Особое значение имел перевод Библее на старославянский язык, что сделалло идеи и содержание христианства более доступным и понятным народу. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве - в ювелирном деле и обработке камня. 
В арихтектуре византийскиое воздейтствие продолжалось главным образом с 10 века до середины 12 века. По-особому ярко оно проявилось в храмовом и дворцовом строительстве Киева, который поддерживал самые тесные связи с Константинополем и адеж соперничал с ним.Именно из Византии в Древнюю Русь пришло строительство величественных по размерам и изящныъ по красоте каменных зданий с использованием сводчатых и купольных перекрытий. 
В живописи византийское влияние было более продолжительным. Наиболее ярко оно проявилось в фреске и особенно в иконографии. Однако, хотя иконопись пришла в Русь из Византии, именно на Руси она достигла наивысшего уровня и непревзойденных форм. В иконописи Древняя Русь не знает себе равных. 
Западная Европа также играла важную роль в культурном развитии Древней Руси. Причем в данном случае вполне можно говорить о взаимодействии, ибо в домонгльский период Русь находилась примерно на том же уровне, что и европейские страны. Культурному взаимодействию способствовала обоюдная принадлежность к христианству, а также взаимовыгодные торгово-экономические и политические связи. В частности, предметы работы западноевропейских ремесленников и мастеров прикладного искусства - подсвечники, водолеи, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости - обнаружены во многих гродах Древней Руси. В свою очередь, изделия древнерусских мастеров пользовались широким спросом в западных странах. 
В художественной культуре западное влияние наиболее ощутимо проявилось в зодчестве. Уже в 11 веке в храмах городов Северо-Западной Руси (Нвогород, Полоцк и др.) встречаются некоторые элементы романской архитектуры, затрагивающие главным образом внеший облик зданий: украшение поверхности стен каменной резьбой, использование контрфорсов и т. д. 
В 12-13 веках воздействие романского стиля становится граздо более значительным, о чем свидетельствуют храмы и другие постройки Владимиро-Суздальской Руси. В целом, после падения Византии (1453) Россия все чаще устремляет свой взор на Запад. Данная тенденция заметно усиливается в 17 веке, особенно после открытия Славяно-греко-латинской академии в Москве (1687). 
Что касается контактов и связей Древней руси с Востоком, то они в домонгольский период носили в основном торгово-экономический характер. Во время монголо-татарского нашествия связи существенно меняются, становятся тесными и всесторонними. Древняя Русь восприняла от Золотой Орды некоторые элементы политического устройства, а также многие особенности духовной культуры и бытового уклада жизни. 
Несмотря на тесное взаимодействие с другими народами и государствами, древняя Русь смогла создать и сохранить свою неповторимую и самобытную культуру. С самого начала русская культура была евразийской, то есть включающей в себя черты западной и восточной культур. В то же время она существенно отличается и от той и от другой. По сравнению с западной русская культура менее рациональна и прагматична, в ней гораздо большее значение имеют чувства и эмоции. Русская культура ограничивает проявления индивидуализма и эгоизма, в ней преобладает коллективное начало. Вместе с тем в нет растворения личности в коллективе. 
Русская культура более контрасна, чем западная и восточная. Она была отмечена крайностями, которые, как отмеча6ет Аверинцев, не опосредованы духом юридической цивилизованности. Так, для русской культуры весьма трудным является вопрос о власти над людьми, о соотношении насилия и ненасилия. запад нашел решение данного вопроса через меру того и другого. Русские препочитают ино2й2 принцип: казнить - так казнить, миловать, так миловать. То же самое наблюдается применительно к соотношению между кротостью и грозностью. Если кротость и смирение - то до рабства и любви к своим палачам. Если грозность и суровость - то до исступления. В русской культуре, видимо, наиболее полно воплотился христианский тезис о непротивлении злу насилием. 
Русского человек отличают открытость и отзывчивость, дружелюбие и готовность придти на помощь, широта и щедрость души, жертвенность. У него нет выраженного стремления к богатсву, а если таковое возникает, он слегкостью может все пустить на ветер. Для него характерны удивительная терпимость и редкое терпение ко злу, хотя этого долготерпение нередко заканчивается всесокрушающим бунтом и взрывом. Во многом именно эти черты и составляют своеобразие русской культуры, русского менталитета, загадку "русской души". 
Русская культура отмечена комизмом, она мыслит космическими масштабами, соотносит себя со всей Вселенной.

ВОПРОС  №4 КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

Общие условия развития культуры. Начало процесса обособления славян из древней индоевропейской общности относят к II тыс. до н.э. В греческих, римских, арабских, византийских источниках начала нашей эры  славяне упоминаются под именами венедов, антов, склавинов. Постепенно выделяются три этнических ветви – южная  (болгары, сербы, хорваты и др.), западная (чехи, словаки, поляки) и восточная  (русские, украинцы, белорусы). В VI–VII вв. в результате великого переселения народов восточные славяне расселились на территории от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге  по берегам крупных рек и озер (на правом берегу Днепра – поляне; в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; в бассейне верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки – вятичи и т.д.). Названия племен происходили либо от названий местности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи).

Культура восточных  славян складывалась  под  воздействием естественно-географических  факторов. Восточноевропейская равнина простиралась на 90 тысяч квадратных миль (площадь более чем десяти Франций), обладала богатейшими природными ресурсами. Главной отличительной чертой  равнины было однообразие, что обусловило схожесть хозяйственного уклада, общественной жизни, становления традиций.

Важнейшие вопросы  общественной жизни решались на вечевых  сходах – народных собраниях, т.е. закреплялись  традиции относительной свободы, военной демократии,  которые были заложены еще в древности, когда племена, по словам В.О. Ключевского, «имели обычай собираться на совещания об общих  делах». Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья, опиравшиеся на дружину и бывшую родовую верхушку. Князь передавал своим приближенным права на владение землей за службу. В бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Таким образом, в VI–IX вв. славянские народы переживают стадию разложения общинно-родового строя, формирования феодальных отношений и становления классового общества, завершившуюся образованием Древнерусского государства в IX веке.

Природные условия  обусловили и основные занятия восточных  славян. Развивается земледелие и  скотоводство. В южных районах  ведущей системой земледелия был  «перелог», когда  участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили («перекладывались») на новое место. На большей части территории была распространена подсечно-огневая система (выкорчевывали деревья, сжигали и пользовались землей до ее истощения, через  2–3 года осваивали новый участок). С открытием железа появляются плуг и соха, начинают использовать рабочий скот в качестве тягловой силы, что позволило повсеместно перейти к более прогрессивному пашенному земледелию.

Жизненно   важными становятся промыслы –  ловля   пушных  зверей, рыбы, бортничество, что, в свою очередь, обеспечило развитие торговли. Русские реки были важнейшими международными артериями. Славянские земли оказались на пересечении торговых путей: со странами Востока – Великий Волжский путь, через Хвалынское (Каспийское) море и с Византией – Днепровский путь («Путь из варяг в греки»).

В городах развивается  ремесленное производство: железоделательное,  кузнечное, ткацкое, кожевенное, гончарное; промыслы по обработке цветных металлов, кости. На Руси  изготовляли сложнейшие изделия из серебра,  золота и бронзы. Русские ювелиры занимались художественной отделкой оружия. С распространением городской культуры развивается деревянное зодчество. Кроме обыкновенных жилищ, плотники языческой Руси строили храмы, крепости, дворцы, украшенные тонкой резьбой по дереву. Условия жизни определили быт и нравы наших предков. Внешняя опасность, готовность к немедленной перемене места обусловили очень простой и непритязательный быт славян. В большинстве своем они жили  в «дрянных избах», не имели ничего лишнего. Славяне были гостеприимны, закон позволял даже украсть угощение для гостя. Весьма добродушно относились к своим пленникам, которые не рабствовали до конца дней своих, а только определенный срок, по истечении которого могли возвратиться к своим или остаться между славянами на равных правах. Похоже, что славяне вообще не были воинственны, они стали владельцами огромной территории, где всем хватало места, процесс расселения шел фактически безболезненно, они не изгоняли жившие здесь ранее народы, а селились с ними рядом, ассимилировались. Духовная культура  наших предков была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны. Они покоились на языческих представлениях об окружающем мире. Изначально люди поделили все окружающее пространство на мир видимый и не видимый, реальный и ирреальный. По всей видимости, вселенная представлялась состоящей из трех частей: небо – мир богов, земля, населенная людьми, и подземный мир, обитатели которого держат на себе тяжесть земной толщи. Важное место  в  верованиях  славян  занимал  культ  предков, которые охраняли род. Обоготворенный предок – чур или щур оберегал от нечистой силы или неожиданной опасности. В различных сложных ситуациях и сейчас мы восклицаем:  «Чур меня!»,  т.е.  храни меня. Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились священные предметы – печь, стол, «красный угол» с расшитыми магическими узорами полотенцами. С участием этих особо почитаемых предметов отправлялись домашние священнодействия – родильные и погребальные обряды, свадебные ритуалы. Печь была местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне испытывали глубокое уважение – оскорблением считалось плюнуть в этот огонь, браниться при огне.Проемы в стенах, двери, окна  окружали деревянной резьбой с изображениями, которые отпугивали темные силы. Так сложилась традиция украшения мастерами своих творений.  Самым распространенным изображением был символ солнца – круг с прямыми или изогнутыми радиальными линиями внутри. Кровля венчалась коньком – резной головой коня или птицы. По представлениям славян, конь был связан со светлыми, огненными силами. Чтобы сделать дом еще более защищенным от темных чар, часто на шестах изгороди укрепляли конские черепа.Местами поклонения богам и божествам были капища, круглые, под открытым небом святилища с идолами во внутреннем круге. Эти сооружения называли и хоромами (от «хоро» – круг) или храмами. Источники свидетельствуют и о существовании закрытых святилищ (храмах).В недрах языческой культуры накапливались первые астрономические, медицинские, биологические, технические, географические знания. Истоки прекрасных русских сказок,  былин,  пословиц, народной музыки и драматургии, художественного творчества теряются в далеком прошлом. С незапамятных времен на Руси были распространены струнные, смычковые и другие музыкальные инструменты. Без музыки, песен, театральных представлений  были невозможны ни праздник, ни пиршество. Древняя скульптура была объектом поклонения в языческих капищах. На фибулах, бляшках, пластинах представляются нам изображения змей, коней, петухов, лосей, козлов (отзвуки скифского звериного стиля).Древнеславянские племена объединяло общее древнее наречие – праславянский язык, из которого выросли отдельные славянские языки. Однако родство слов в языках оставалось столь явным, что даже послужило, по мнению некоторых исследователей, причиной общего названия говоривших на них народов – «славяне». Восточные славяне задолго до крещения пользовались начатками письменности. Археологические раскопки открывают немало древних предметов (сосудов, надгробий, монет), которые покрыты изображениями, напоминающими письменность. Однако их объяснение, видимо,  дело будущего. О наличии у славян навыков письма сообщают древние греческие и арабские авторы: указывается, что славяне оставляли на могилах надписи с именами усопших, что знаки письма использовались при прорицаниях будущего, что у послов были некие «грамоты», что даже завещания составлялись в письменном оформлении. В житиях Кирилла и Мефодия говорится,что святой Кирилл в Херсонесе (Корсуни) познакомился с текстами Евангелия и Псалтыри, которые были записаны «русьскыми письмены».Таким образом, языческая  Русь  к  моменту создания единого ценрализованного  государства  имела  достаточно высокий уровень материальной и духовной культуры. Общественное сознание строилось на традициях относительной свободы, коллективном труде в рамках общины. Однако в процессе формирования феодальных отношений появляется зависимость бедных от богатых и власть имущих. В славянских представлениях о мире соединились реальные и ирреальные начала. Человек чувствовал свою зависимость от природных и потусторонних сил.

Информация о работе Конспекты по истории культуры России