Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:49, реферат
История культуры является интереснейшим разделом исторической жизни каждого народа. Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет тому назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Развитие культуры в эпоху Киевской Руси и в XII — начале XIII в. представляло собой единый поступательный процесс, прерванный татарским нашествием; поэтому рассматривать его целесообразно именно в рамках IX — начала XIII в.
Введение
Сложившееся в IX в. древнерусское феодальное государство (называемое историками также Киевской Русью) возникло в результате очень длительного и постепенного процесса раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего I тысячелетия нашей эры. Русская феодальная историография XIV—XVII вв. стремилась искусственно связать раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Европы — скифами, сарматами, аланами; считалось, что имя Русь происходит от сарматского племени роксаланов.
В XVIII в. некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых, высокомерно относившихся ко всему русскому, создали предвзятую теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Опираясь на недостоверную часть русской летописи, передающую легенду о призвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора, варягов, норманнов по происхождению, эти историки стали утверждать, что норманны (отряды скандинавов, разбойничавших в IX в. на морях и реках) были создателями Русского государства. «Норманисты», плохо изучившие русские источники, полагали, что славяне в IX—Х вв. были дикими людьми, которые будто бы не знали ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм. Всю культуру Киевской Руси они приписывали варягам, самое имя Русь связывали только с варягами.
История культуры является интереснейшим разделом исторической жизни каждого народа. Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет тому назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Развитие культуры в эпоху Киевской Руси и в XII — начале XIII в. представляло собой единый поступательный процесс, прерванный татарским нашествием; поэтому рассматривать его целесообразно именно в рамках IX — начала XIII в.
Люди не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т.е. они создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т.д. древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов – угрофинов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян. Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия христианства. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги. Благодаря тесным связям с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Но древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.
Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.
С незапамятных времен развивалось
на Руси устное народное творчество –
песни, сказки, былины. Былины – это
поэтические сказания о прошлом,
в которых прославлялись
Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович.
В отличие от западноевропейских рыцарских хроник, главной идеей которых была идея завоевания, крещения иноверцев, русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов.
Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.
Народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелегкий труд пахаря-земледельца, который воплотился в образе Микулы Селяниновича.
Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь.
Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь со времен Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. При церквях и монастырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке; учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Появились, особенно в правление Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг. В основном переводились византийские церковные книги, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. В IX веке многие грамотные русские люди с удовольствием читали популярное в те времена сочинение «Александрия», в котором были собраны легенды и предания о подвигах Александра Македонского.
Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.
На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. С XI века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек. Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой – берестой.
В XI веке на Руси появились письменные познавательные произведения, т.е. зарождается древнерусская литература. Первыми литературными произведениями были летописи.
Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Используя летописи, написанные его предшественниками, различные документы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, Нестор воссоздал широкую картину исторических событий. В первых строках своей летописи он поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?».
Отвечая на этот вопрос, летописец повествует о становлении Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими государствами и народами.
Нестор был одним из первых создателей житий – литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершенных святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.
Еще до Нестора жил другой крупный литератор Древней Руси – Илларион, первый киевский митрополит – уроженец Руси, а не византиец. Он создал целый ряд произведений в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Наиболее известным является его «Слово о Законе и Благодати», впервые произнесенное в 1049 году в честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева. В первой части своего произведения Илларион восхваляет идеи христианства. Во второй части – «Похвала князю Владимиру» - он славит Владимира, крестителя Руси. Третья часть посвящена Ярославу Мудрому, которого Илларион изображает как достойного продолжателя дела Владимира. При этом через все произведения красной нитью проходит идея величия Руси, ее особой роли в христианском мире.
Издавна на Руси было развито деревянное зодчество – искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву непременно украшала деревянные строения.
Каменное строительство началось на Руси в конце X века после принятия христианства. Опыта возведения каменных пристроек у русских зодчих не было, поэтому первые сооружения из камня были построены приезжими византийскими мастерами. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы. На строительство и содержание храма он отдал десятую часть княжеских доходов – отсюда и его название. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вскраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором.
Первые русские храмы,
в том числе и Десятинная церковь,
были выстроены в строгом
В XI-XII веках были построены большие каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде – единственное сооружение того времени, дошедшее до наших дней почти без изменений. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. София стала символом Великого Новгорода. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать свое неповторимое лицо – скупость украшений, строгость и величественность форм.
Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нем удивительное единство.
Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками, - копья, мечи, щиты, защитные рубахи из металлических колец – кольчуги.
Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров – мастеров по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления украшений – сережек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий – использовалась очень сложная техника. Например, зернь, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зернышек.
Применяли также скань: орнамент или рисунок наноси тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль.
Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.
Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге – от кочевников. Нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от степняков.
Наиболее распространенными на Руси были так называемые большие семьи. Старший из мужчин являлся главой семьи, в которой совместно жили и вели общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими женами и детьми. Они вместе обрабатывали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из ее членов. Это касалось даже браков детей, которых моги женить или выдать замуж против воли.
Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу или учить грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сестрами, помогали матери по хозяйству, учились у нее прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду.
В Древней Руси, особенно в крестьянских семьях, люди рано вступали в брак, так как очень ценились трудовые руки. Девочка в 12 лет была уже на выданье. Случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывали былины. Еще долго сохранялись языческие праздники.
Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась княжеская дружина. В городах князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях собиралось вече.