История культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:49, реферат

Краткое описание

История культуры является интереснейшим разделом исторической жизни каждого народа. Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет тому назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Развитие культуры в эпоху Киевской Руси и в XII — начале XIII в. представляло собой единый поступательный процесс, прерванный татарским нашествием; поэтому рассматривать его целесообразно именно в рамках IX — начала XIII в.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 35.93 Кб (Скачать)

Постепенно города росли  и становились торговыми ремесленными центрами. По большим и малым городам  Руси шумели торги. Сияла на солнце серебряная, отделанная чеканным узором посуда. Рядом стояли гончарные изделия  – кувшины, черпаки, чаши. Радовали глаз украшения из золота, драгоценных  камней, бисера и эмали. Сюда же приносили  труды своих рук кожевенники  и кузнецы, косторезы и плотники. Купцы предлагали песцовые, собольи  и куньи меха. Иноземные гости (купцы) – греки, арабы, болгары, евреи, армяне, поляки, чехи, немцы, скандинавы – торговали драгоценными тканями  и камнями, оружием, пряностями и  винами.

В городах сосредоточивалась  и религиозная жизнь. Здесь сооружались  большие храмы, жили и исполняли  христианские службы и обряды митрополит и епископы, стояли крупные монастыри.

Города были центрами культуры. В них организовывались школы, писались иконы, создавались фрески и мозаики.

Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи.

В богатых и знатных  семьях были свои порядки. Обычно до года дети находились на руках кормилицы, до пяти лет – на попечении нянек. Холопка-кормилица и ее сын были самыми близкими слугами в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался  на всю жизнь самым близким  ему человеком. Мальчиков в знатных  семьях нередко начинали учить грамоте  с пяти лет и воспитывали сообразно  будущей службе. Согласно обычаю, воспитанием  княжича руководили его дядя –  брат матери.

Развлечением знати были охота и богатые дружинные  пары. Столы были уставлены дорогой  посудой, не только кубки, но и ложки  были серебряными. Редкой текли заморские вина и русский мед – так назывался хмельной напиток, приготовленный из меда. Большие чаши. Рога с вином ходи по кругу. Слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом наряду с мужчинами. Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.

Любимыми забавами богатых  людей была соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.

Даже после принятия христианства большинство населения носило славянские имена. Знатные люди, получив при  крещении имена христианских святых, продолжали в быту именоваться славянскими  – Ярослав, Святослав, Всеволод, Мстислав и т.п. Именами остальной части  населения могли служить любые  существительные, прилагательные и  их сочетания – Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост и т.д.

 

    1. Военное дело

Большое место в жизни людей занимали различные военные дела. Профессиональными воинами были княжеские дружинники. Они передвигались по суше на конях, по рекам и морям в быстрых и легких ладьях. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Головы воинов защищали шишаки – изящные остроконечные шлемы. Защитными средствами были щит, броня или кольчуга. Во время рукопашных схваток специальные телохранители оберегали князя, заслоняя его своими щитами и телами от вражеских сабель и стрел.

Во время больших военных  походов созывалось народное ополчение. Его члены – вои -  вооружались  попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копье либо тяжелый боевой топор, который пробивал насквозь крепкую  броню. Сами вои броню не носили, она была слишком дорогой. Кольчуга тоже была редкостью. Зато щиты имелись  в руках у каждого.

Войско выступало в  поход по сигналу боевой трубы. Впереди  ехал князь, за ним гарцевала дружина, далее шли вои. Следом тянулся  обоз, в нем находилось вооружение воинов и съестные припасы. Сражения нередко начинались с поединка богатырей, которых выставляла каждая сторона.

 

    1. Жилище

Характерной чертой быта жителей  Древнерусского государства стало  возникновение существенной разницы  между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

Жилища князей и бояр –  хоромы – состояли, как правило, из нескольких соединенных между  собой переходами строений. В центре находился терем – высокое  деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы – сени. В богатых хоромах была еще и гридница – большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной.

Недалеко от хором находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались  кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились  зерно, мясо, мед, вино, овощи и другие продукты. В небольшом отдалении  находилась баня. Все постройки объединялись единым двором. Дворы были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.

Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, верхний  – жилым. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Богатые покои часто украшались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами.

Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих  из рубленых деревянных изб или глинобитных  домиков.

Крестьяне жили в небольших  домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т.е. жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы  которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки с деревянными полами. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-черному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровьими пузырями или промазанной  маслом холстиной. Жилища освещались лучинами – тонкими щепками сухого дерева.

 

    1. Одежда

Все жители Руси одевались  одинаково. Главными элементами древнерусской  мужской одежды были рубаха и порты  – неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Мужской костюм простолюдина состоял из холщовой до колен рубахи с разрезанным впереди воротом, шерстяных домотканых портов. Единственным украшением этой незамысловатой одежды был узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой были также зипуны – застегивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы – кожухи – и островерхие меховые или войлочные шапки. Ноги оборачивали узкими и длинными кусками ткани – онучами, на которые надевали лапти из коры липы.

Люди знатные и богатые  носили рубахи из тонкого полотна  или шелка. Порты шились из шелка  и парчи. Верхней одеждой были епанчи – широкие плащи без  рукавов, украшенные мехом, золотыми или  серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах красовались кожаные сапоги с загнутыми кверху носами, расшитые золотом и шелком. С принятием христианства в быт князей в качестве парадной одежды вошел византийский костюм: тога из плотной, тяжелой шелковой или парчовой ткани с крупным рисунком. Княжеским одеянием был также плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом застегивали пряжкой.

У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная  холщовая рубашка. Поверх нее надевалась понева – домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком, состоящая из трех или четырех полотнищ, собранных на шнуре. Иногда поверх рубах надевали кусок холщовой прямоугольной ткани, имевший отверстие для головы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец.

Костюм знатной женщины  отличался богатством тканей – шелковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом  бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным  узором, шитым золотом или жемчугом.

Несколько позже появились  длинные широкие платья без застежек впереди. Девушки и молодые женщины  предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного  выше талии. В торжественных случаях  женскую голову украшал кокошник. Его делали из твердого материала, обтягивали дорогой тканью и украшали жемчугом.

Русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями из бисера, серьгами, браслетами и другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью, жемчугом, бирюзой и рубинами. В деревнях украшения были попроще – из меди, бронзы, недорогих камней.

Таким образом, формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и  нравах восточных славян. Характерной  чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Давая оценку древнерусской  культуре в целом, нужно иметь  в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское  христианство можно определить как  охристианенное язычество.

Культура Руси явилась  сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода истории Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим говорить о русских территориях как о едином целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Ключ к истории отечества: Пособие для абитуриентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 192с.
  2. История России от древнейших времен до начала XX века, Под ред. И.А. Фроянова. Пособие для абитуриентов СПб., 1992
  3. История России. С древнейших времен до конца XVI века., учеб. для общеораз-х учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 256с.
  4. Киевская Русь (История России т.2) Вернадский Г.В. М.: Агаф, 1999. – 448с.

 


Информация о работе История культуры