Культура России 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:44, реферат

Краткое описание

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того,
в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развива-
лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на
протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-
щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у
них.

Оглавление

1. Введение .............................................. 2

2. Материальная культура ..................... 3

3. Устное народное творчество .............. 4

4. Научные знания .................................. 8

5. Литература .......................................... 10

6. Зодчество ............................................ 11

7. Скульптура и резьба ......................... 12

8. Живопись ........................................... 13

9. Музыка театр ..................................... 14

10. Заключение ....................................... 15

11. Список литературы .......................... 16

Файлы: 1 файл

Русская культура 17 века (1 часть).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Русская культура 17 века

С О Д Е Р  Ж А Н И Е 

                                                        стр.

1. Введение ..............................................   2 

2. Материальная  культура .....................    3 

3. Устное народное  творчество ..............      4 

4. Научные знания ..................................    8 

5. Литература ..........................................  10 

6. Зодчество ............................................  11 

7.  Скульптура  и резьба .........................  12 

8. Живопись ...........................................   13 

9. Музыка театр  .....................................   14 

10. Заключение .......................................  15 

11. Список литературы ..........................   16 
 
 

                         ВВЕДЕНИЕ 
 

                                        Умом Россию не понять,

                       Аршином общим не измерить,

                                 У ней особенная стать:

                                        В Россию надо верить. 
 

                                                    Ф.И. Тютчев 
 

    Русская культура - это, по выражению   Д.С.  Лихачева,  громадное

разнообразие  возможностей,  идущее  от  множества  истоков-учителей.

Среди последних - дохристианская культура восточных  славян, благот-

ворное  отсутствие единства (русская культура восточных  славян, бла-

готворное отсутствие единства (русская культура  при  рождении  была

комбинацией культур многих центров Киевской земли),  свобода (прежде

всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и  как  разрушение)

и, конечно, широкие иностранные влияния  и заимствования. Кроме того,

в нашей  культуре трудно найти период, когда  бы все ее сферы развива-

лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке  и  на

протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-

щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у

них.

    Проникновение идей и форм  европейской культуры,  идейные   споры,

приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глуби-

не, постижению сущности, весьма характерны для нового  столетия. По-

является  неудержимое стремление  к  описательности,  декоративности.

Художественное  творчество из священного занятия  превращается  в ре-

месло.  Слабеют  связи,  соединяющие  искусство  с  другими  сферами

культуры, т.е. теряется единство средневековой  духовной сферы.

    Вершиной кризиса средневековой  идеологии стала реформа патриарха

Никона  и возникновение старообрядчества. Церковная  реформа  явилась

отходом не только от средневековой культуры, но и  от отечественной,

традиционной : от саобытного типа культуры страна  не  отказывалась,

но внимательнее учитывала западные тенденции. 
 
 

                   МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 

   Семнадцатый  век занимает особое место в истории России феодально-

го периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический  строй

еще более  укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется на-

чальная стадия зарождения буржуазных связей в  недрах феодально-кре-

постнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс обществен-

ного разделения труда, рост товарного производства и  обращения были

условиями и проявлениями начинающихся изменений  в общественно-эконо-

мической  жизни России. Новые явления в  области  культуры  затронули

прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных

по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-

ми подрывали  вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Активная  роль человека проявлялась в занятии  торговлей.  Начало про-

мышленного  производства, поиски полезных ископаемых,  далекие походы

в Сибирь и в другие районы значительно  расширили  кругозор  русских

людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся

заметными, они проникают и в церковное зодчество  и  живопись,  и  в

прикладное  искусство.

   События  первого десятилетия XVII в.  привели   к  разорению значи-

тельной территории Российского  государства  и  подрыву  его матери-

альной  культуры. Военные действия того времени  тяжело  отразились на

положении многих городов и сел. Главной  отраслью народного хозяйства

оставалось  земледелие. Орудиями земледельческого  труда  также  были

прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

    В области ремесленного производства  произошли значительные сдви-

ги. Как  прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском

хозяйстве, производившая холсты,  канаты,  сермячные  сукна,  обувь,

одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, осо-

бенно наиболее крупных,  отчетливо  определяется  процесс  массового

превращения ремесла в мелко товарное  производство.  Более  того,  в

XVII в. возникли  первые русские мануфактуры, что  привело к значи-

тельному  обогащению материальной культуры.

    Широкое распространение получила  обработка металлов -  в Москве,

Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и  другие  мастера обработки

железа  производили в массовом количестве  топоры  и  дверные  петли,

подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С  большим мастерст-

вом выделывались сложные и хитроумные  замки.  Было  налажено произ-

водство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

   Русские  мастера-крестьяне, вызванные из  Устюжского  уезда,  Ждан,

его сын  Шумило Жданов и Алексей Шулилов  в 20-х годах XVII в. сделали

башенные  часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичани-

на Христофора Галовея). Все более применялись  разные воздействующие

механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка  с винтовой нарезкой.

   Высокого  технического уровня достигла  обработка  благородных ме-

таллов - золота и серебра, особенно в специальных  мастерских - золо-

той и  серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изго-

товлялись различные предметы царского обихода  и  другие  драгоценные

вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.

Важное  значение имела чеканка монет.

   В  середине XVII в. по царскому заказу  в течение одного  года  был

отлит колокол  весом 12500 пудов. Замечательные колокола  были отлиты

в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем  и Филипом Андреевым с

сыном для  митрополитного двора в Ростове.

    Многовековую традицию имела  к XVII веку  обработка  дерева. Осо-

бенно большого искусства достигли в этом мастера  в северных, богатых

лесом районах. Там возводились  замечательные  постройки.  Поморские

плотники  умели строить прочные и удобные  суда - не только речные, но

и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной  промысел,  а

также производство поташа. Возникли  центры  массового  производства

изделий из льна и пеньки, холстов, канатов  в  Пскове  и  Новгороде,

Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах ра-

ботали  скорняки, изготовляя разные меховые  вещи.  Развивалось  также

производство  по переработке шерсти,  например  изготовление  вяленой

обуви, крупным  центром которого стал Углич.

   Значительно  большее по сравнению с предшествующими  временами раз-

витие получило каменное строительство.  В XVII в. в  России изготов-

лялся высококачественный  кирпич,  делались  обеспечивающие  большую

прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений

достигла  высокого уровня.

   В  30-х годах XVII века появился  первый стекольный завод в  России.

Материальная  культура в XVII столетии получила большое  развитие. Ее

творцами  и  создателями   были   многие   тысячи   народных  масте-

ров-умельцев, воплотивших в своих творениях  творческую силу народа.

    В этот период сложились устойчивые  группы высококвалифицирован-

ных мастеров на различных предприятиях. Хотя в  ряде случаев произ-

водство на этих предприятиях начиналось  с  приглашения иностранных

мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым  мастерством и

выполняли сложные  технические  работы  с  большим искусством. 
 

             УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 

   В  XVII в. появились первые записи  фольклора,  дошедшие  до  нас,

благодаря чему мы имеем более конкретное  представление  о  народном

творчестве  того времени. Семнадцатый век с  его  острыми  социальными

конфликтами и длительной борьбой России против  внешних  врагов  был

временем  значительного подъема народного творчества.  Характерно ши-

рокое распространение  исторических песен, проникнутых  чувством глу-

бокого  патриотизма. Продолжали быть  популярными  различные  былины,

песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

   Весьма  интересны пословицы, записанные в особых  сборниках  конца

XVII века. В пословицах ярко воплощалась  народная оценка человеческ-

Информация о работе Культура России 17 века