Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:28, реферат
Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т.е. Искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
(НОУ ВПО СПГИ)
Кафедра «Психологии»
РЕФЕРАТ
По курсу
культурология
на тему:
«Культура России 17 века»
Проверил:
Старший
Преподаватель
Гимов Игорь Равильевич
Выполнил:
Студентка 1 курса
заочной формы обучения
Беликова Людмила Ивановна
Сергиев Посад
2005
ВВЕДЕНИЕ
Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т.е. Искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.
«Век перелома» - так часто называют данный период. Меняется не только светское, происходит смещение всей духовной сферы жизни российского общества. Вершиной кризиса средневековой идеологии становится реформа патриарха Никона и, как следствие, возникновение старообрядчества. Активно прививаются прозападные идеи, дополняющие нюансы самобытной культуры России.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Примерно XVII столетием датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обмена стали условиями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города. Сосредоточение больших масс населения в крупных, по тому времени, городах, начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь, развитие торговли, общения с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.
Светские элементы в культуре XVII века становятся более заметными, они проникают в церковное зодчество, в живопись, в прикладное искусство, науку и другие сферы жизни общества. Происходит смешение и бурный рост различных отраслей народного хозяйства.
События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудия же земледельческого хозяйства остались прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.
В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как и прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.
Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством изготовлялись сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного и холодного оружия.
Русские мастера-крестьяне в 20-х годах XVII века сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.
Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и многое другое. Важное значение имела чеканка монет. В середине XVII века по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов.
Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские плотники умели строить прочные и удобные не только речные, но и морские суда. Большого прогресса достиг в XVII веке смоляной промысел, а также производство поташа. Возникли центры массового производства изделий изо льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде, Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи.
Гораздо большее развитие, по сравнению с предшествующими временами, получило каменное строительство. В XVII веке в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня. В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.
Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.
В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, пронизанных чувством глубокого патриотизма. Были популярны различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.
Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. В пословицах явно прослеживалась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одного дерева икона и лопата". Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: "Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота широки, а со двора узки", "обещать - по-дворянски, а слово держать по-крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ - послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - привоз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что рогатка".
Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказывался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Ильей Муромцем. Народные песни рисуют восстание как праздник:
На матушке Волге праздник -
Сходись, голытьба, на праздник.
Готовьтесь, бояре на праздник.
Очевидно, народное творчество в XVII веке приобрело определенные и антицерковные тенденции. Оно стало сильнее оказывать влияние на письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века.
Усиление влияния народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в семнадцатом веке. Хотя масса населения крепостной страны продолжало оставаться неграмотной, тем не менее, количество грамотных людей в XVII в. значительно возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие городской жизни, а также системы государственного управления вызвало большую потребность в грамотных людях. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и других занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государственные учреждения, приказы и тем самым освободиться от тягла. К концу семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450 подьячих. Кроме того, в городах были еще так называемые "площадные подьячие", которые за плату составляли всякие челобитные и другие документы. Грамотными были земские и церковные дьячки, ведшие текущее делопроизводство.
Помимо значительно расширявшейся письменности, все большее распространение получали и рукописные книги. Несмотря на развитие книгопечатания, рукописные книги пользовались все более возраставшим спросом. Расширялось производство книг. Расширился круг потребителей книг.
Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники, в которых содержались различные материалы духовного, и светского содержания, отрывки из летописей, сказания. В монастырях были специальные хранилища книг во главе с хранителями. Часть книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло письменное делопроизводство государственных учреждений - московских приказов, приказных изб в городах.
С 1671 г. для царя стали изготовляться рукописные "Куранты" - своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.
В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумажные мельницы", отданные правительством на оброк голландским предпринимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Россию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Голландии.
Кроме того, в XVII веке писали также на бересте - сохранились берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.
Как и прежде, писали специально приготовленными чернилами, присыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы возили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с Воробьевых гор.
Книги "одевали" в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные металлические украшения. В виде украшений выполнялись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покрывались тканями - бархатом, атласом. Искусство изготовления рукописных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.
Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого века. Так называемый растительный "травный орнамент" получил в этот период широкое распространение наряду со старопечатным орнаментом.
Со второй половины столетия стал заметен переход к новому стилю книжной миниатюры - так называемому "прусскому барокко", характерной чертой которого было сочетание изображения растительного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями. Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициалами царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.
Наряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг. В больших количествах распространялась переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, польском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Голицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.
Дальнейшее распространение рукописи печатной литературы выдвигало потребность более организованного обучения грамоте и письму.
Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 году 2400 экземпляров "Азбуки" патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день.
В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей - Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языком, риторике, философии. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Тем не менее, частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся "гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии.