Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:44, реферат
Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того,
в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развива-
лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на
протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-
щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у
них.
1. Введение .............................................. 2
2. Материальная культура ..................... 3
3. Устное народное творчество .............. 4
4. Научные знания .................................. 8
5. Литература .......................................... 10
6. Зодчество ............................................ 11
7. Скульптура и резьба ......................... 12
8. Живопись ........................................... 13
9. Музыка театр ..................................... 14
10. Заключение ....................................... 15
11. Список литературы .......................... 16
их качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до
наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за
гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические
отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одно-
го дерева икона и лопата", "молебен нет, а пользы нет". Для XVII ве-
ка характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте:
"Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недо-
верие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота шиороки, а со
бвора узки", "обещать - по дворянски, а слово держать по
крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ
- послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - при-
воз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что
рогатка". Одним из любимых героев произведений народного творчества
стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его
имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды,
песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказы-
вался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и
Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья
Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья Мурамец ока-
зывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют восстание
как праздник:
На матушке Волге праздник -
Сходись, голытьба, на праздник.
Готовтесь, бояре на праздник.
Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело определенные и
антицерковные тенденции. Оно стало сильнее оказывать влияние на
письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой
развития демократического, светского направления в литературе XVII
века. Усиление влияние народного творчества на литературу имело од-
ной из важных
своих предпосылок
грамотных людей в семнадцатом веке.
Хотя масса населения
неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в XVII в. зна-
чительно возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие го-
родской жизни, а также системы государственного управления вызвало
боьшую потребность в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского,
сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке в России
среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%, посадских людей
- около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%. Мож-
но предполагать, что во второй половине столетия процент грамотных в
различных слоях русского общества был выше, нежели в первой полови-
не. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и дру-
гих занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государствен-
ные учреждения,
приказы и тем самым
семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450
подьячих. Кроме того, в городах были еще так называемые "площадные
подьячие", которые за плату составляли всякие челобитные и другие
документы. Грамотными были земские и церкогвные дьячки, ведшие теку-
щее делопроизводство.
Помимо значительно расширявшейся письменности, все большее
распространение получали и рукописные книги. Несмотряна развитие
книгопечатание, рукописные книги пользовались все более возраставшим
спросом. Расширялось производство книг на продажу наряду с изготов-
лением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг.
Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди
хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники,
в которых модержались различные материалы - и духлвенского, и
светского содержания, отрывки из летописей, сказания. В монастырях
были срециальные хранилища книг во главе с книгодержателями. Часть
книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло
письменное делопроизводство государственных учреждений - московских
приказов, приказных изб в городах.
С 1671 г. для царя стали
своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.
В середине века были
ва бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумаж-
ные мельницы", отданные правительством на оброк голандским предпри-
нимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Рос-
сию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Гол-
ландии.
Кроме того, в XVII веке писали также на бересте - сохранились
берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.
Как и прежде, писали специально
приготовленными чернилами,
сыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы во-
зили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с
Воробьевых гор.
Книги "одевали" в деревяные, обитые кожей доски. На коже выделы-
вались
различные металлические
лись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покры-
вались тканями - бархатом, атласом. Искусство изготовления рукопис-
ных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.
Большим совершенством
века. Так называемый растительный "травный орнамент" получил в
этой период широкое распространение наряду со старопечатным орна-
ментом.
Со второй половины столетия стал заметен переход к новому
стилю книжной миниатюры - так называемому "прусскому барокко", ха-
рактерной чертой которого было сочетание изображения раститель-
ного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями.
Особенно богато украшались
ми царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.
На ряду с рукописными книгами и грамотами все более распрос-
транялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял
собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работа-
ло 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200
названий книг. Распространение книг приобрело значительно более
широкое значение, чем в предыдущее время. В больших количествах
распространялась переводная литература. Стали составлять обширные
библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, поль-
ском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Го-
лицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.
Дальнейшее распространение рукописности печатной литера-
Туры выдвигало потребность более организованного обучения
грамоте и письму.
Обычно дети и подростки
подъячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в
семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания
учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Харак-
терно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользо-
вались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки"
патриаршего дъякона Василия Бурцева были распроданы за один день.
В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей -
Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации
школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обу-
чаться греческому и латинсокму языком, риторике, философии. Многие
представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в
самой латинсокй грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные
школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий
возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. свяще-
ник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенс-
кой церкви.
В 1665 г. открылась школа в
главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подъячих
русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся
"гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Ки-
тай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах
Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных
при ее открытии.
Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г.
Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными гре-
ками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведе-
ние, ставившее
своей целью широкое
тинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и воз-
раста"
и предназначалась для