Культура России 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:44, реферат

Краткое описание

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того,
в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развива-
лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на
протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-
щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у
них.

Оглавление

1. Введение .............................................. 2

2. Материальная культура ..................... 3

3. Устное народное творчество .............. 4

4. Научные знания .................................. 8

5. Литература .......................................... 10

6. Зодчество ............................................ 11

7. Скульптура и резьба ......................... 12

8. Живопись ........................................... 13

9. Музыка театр ..................................... 14

10. Заключение ....................................... 15

11. Список литературы .......................... 16

Файлы: 1 файл

Русская культура 17 века (1 часть).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

их качеств  и общественных отношений. Недаром  многие из них дожили до

наших дней, как, например: "баснями соловья  не кормят",  "взялся  за

гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы  отразили критические

отношения простых людей к церковникам  и церковным обрядам: "из одно-

го дерева икона и лопата", "молебен  нет, а пользы нет". Для XVII ве-

ка характерна насмешка над людьми, не желающими  учиться грамоте:

"Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недо-

верие крестьян к феодалам: "в боярский двор  ворота  шиороки,  а  со

бвора  узки",  "обещать  -  по  дворянски,  а   слово   держать   по

крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ

- послал  воевод", лошадь любит овес, земля  - навоз, а воевода - при-

воз"; возникающее  в народе сознание своей силы: "холопье  слово, что

рогатка". Одним из любимых героев произведений  народного творчества

стал вождь  крестьянской войны Степан Тимофеевич  Разин.  Вокруг  его

имени уже  в XVII веке  стали  складываться  многочисленные  легенды,

песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими  чертами, оказы-

вался "заговоренным от смерти". Древние былины  перерабатывались,  и

Степан  Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья

Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах  былин Илья  Мурамец ока-

зывался есаулом на корабле Разина. Народные песни  рисуют  восстание

как праздник: 

              На матушке Волге праздник -

              Сходись, голытьба,  на праздник.

              Готовтесь, бояре на праздник. 

    Очевидно, народное творчество XVII в.  приобрело  определенные  и

антицерковные тенденции. Оно  стало  сильнее  оказывать  влияние  на

письменную  литературу. Народное творчество явилось настоящей основой

развития  демократического, светского направления  в  литературе  XVII

века. Усиление влияние народного творчества на литературу  имело од-

ной из важных своих предпосылок значительное  расширение  количества

грамотных людей в семнадцатом веке.

    Хотя масса населения  крепостной  страны  продолжало  оставаться

неграмотной, тем не менее количество грамотных  людей в XVII  в. зна-

чительно  возросло, особенно в среде посадских  людей.  Развитие го-

родской жизни, а также системы государственного  управления  вызвало

боьшую  потребность в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского,

сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке  в  России

среди помещиков  было 65% грамотных, купечества 96%,  посадских  людей

- около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%. Мож-

но предполагать, что во второй половине столетия процент  грамотных в

различных слоях русского общества был выше, нежели в  первой полови-

не. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и дру-

гих занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государствен-

ные учреждения, приказы и тем самым освободитться  от тягла.  К концу

семнадцатого  века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450

подьячих. Кроме того, в городах были еще так называемые  "площадные

подьячие", которые за плату составляли всякие  челобитные  и  другие

документы. Грамотными были земские и церкогвные дьячки, ведшие теку-

щее делопроизводство.

    Помимо  значительно  расширявшейся   письменности,  все   большее

распространение получали и  рукописные  книги.  Несмотряна  развитие

книгопечатание, рукописные книги пользовались все  более возраставшим

спросом. Расширялось производство книг на продажу  наряду  с изготов-

лением  книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг.

Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди

хранили книги. Большое распространение  получали рукописные сборники,

в которых  модержались  различные  материалы  -  и  духлвенского,  и

светского содержания, отрывки из летописей, сказания.  В  монастырях

были срециальные  хранилища книг во главе с  книгодержателями.  Часть

книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло

письменное  делопроизводство государственных  учреждений - московских

приказов, приказных изб в городах.

    С 1671 г. для царя стали изготовляться   рукописные  "Куранты"  -

своеобразные  газеты, состоящие из переводных иностранных  известий.

    В середине века были предприняты  попытки организации производст-

ва бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали  две "бумаж-

ные мельницы", отданные правительством на оброк  голандским предпри-

нимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и  в Рос-

сию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из  Франции  и Гол-

ландии.

    Кроме того, в XVII веке писали  также на  бересте  -  сохранились

берестяные  грамоты и даже целые книги  сбора ясака в Сибири.

    Как и прежде, писали специально  приготовленными  чернилами, при-

сыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы во-

зили песок  целыми возами. Особенно ценился чистый и  сухой  песок  с

Воробьевых  гор.

    Книги "одевали" в деревяные,  обитые кожей доски. На коже  выделы-

вались  различные металлические украшения. В виде  украшений выполня-

лись и  обычно массивные застежки на книге, нередко  переплеты покры-

вались  тканями - бархатом, атласом. Искусство  изготовления рукопис-

ных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.

     Большим совершенством отмечена  книжная миниатюра семнадцатого

века. Так называемый растительный  "травный орнамент"  получил в

этой  период широкое распространение  наряду со старопечатным орна-

ментом.

     Со второй половины столетия  стал заметен переход к новому

стилю книжной  миниатюры - так называемому "прусскому  барокко", ха-

рактерной чертой  которого  было сочетание  изображения раститель-

ного мира с геометрическими фигурами - эллипсами  и спиралями.

     Особенно богато украшались орнаментами,  заставками, инициала-

ми царские  грамоты, писавшиеся на пергаменте.

     На ряду с рукописными книгами и грамотами все более распрос-

транялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял

собой в  середине XVII века крупное предприятие, на котором работа-

ло 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200

названий книг. Распространение книг приобрело значительно более

широкое значение,  чем  в предыдущее время. В больших количествах

распространялась  переводная литература. Стали составлять обширные

библиотеки.  Большие собрания книг на русском, латинском, поль-

ском,  греческом языках были у патриарха  Никона,  князя В.В. Го-

лицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.

    Дальнейшее распространение   рукописности  печатной  литера-

Туры выдвигало  потребность более   организованного   обучения

грамоте и письму.

    Обычно дети и подростки обучались  грамоте у духовных  лиц,

подъячих  или родителей,  причем  женщины,  как  правило,  даже  в

семьях  знати оставались неграмотными. Возможность  печатного издания

учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Харак-

терно, что  печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользо-

вались  широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки"

патриаршего дъякона Василия Бурцева были распроданы за один день.

    В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей -

Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации

школ в  Андреевском монастыре. Молодые  дворяне и сам Ртищев стали  обу-

чаться  греческому и латинсокму языком, риторике, философии. Многие

представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в

самой латинсокй  грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные

школы все  же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий

возгалвил греколатинскую школу в Чудовом  монастыре. В 60-х г.г. свяще-

ник Иван Фомин на свои средства построил школу  в Барашах при Введенс-

кой церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском  монастыре, во

главе которой  стал Семен Полоцкий. В этой школе  обучали подъячих

русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся

"гимнасион" (приходская школа) при церкви  Иоанна Богослова в Ки-

тай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах

Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных

при ее открытии.

     Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г.

Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными  гре-

ками Иоанием  и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведе-

ние, ставившее  своей целью широкое образование. Славяно-греко-ла-

тинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и воз-

раста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чинов-

Информация о работе Культура России 17 века