Культура России 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:44, реферат

Краткое описание

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того,
в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развива-
лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на
протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-
щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у
них.

Оглавление

1. Введение .............................................. 2

2. Материальная культура ..................... 3

3. Устное народное творчество .............. 4

4. Научные знания .................................. 8

5. Литература .......................................... 10

6. Зодчество ............................................ 11

7. Скульптура и резьба ......................... 12

8. Живопись ........................................... 13

9. Музыка театр ..................................... 14

10. Заключение ....................................... 15

11. Список литературы .......................... 16

Файлы: 1 файл

Русская культура 17 века (1 часть).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

ников государственной  службы. Академия сыграла большую  роль в раз-

витии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины

XVIII в.

    Распространение грамотности и  просвещения в России продрывало

вековое господство религии и церкви, все  более расходилась по рукам

светская  литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное

место в  истории русского просвещения. 
 
 

                        НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ 

    Начавшееся ослабление позиции  церкви, развитие ремесленного

производства  и торговли, рост связей с зарубежными  странами создали

предпосылки для дальнейшего накопления научных  знаний XVII в. Коне-

чно, и в это время продолжала распространяться старая литература о

природе с ее богословско-мистическим истолкованием  различных явле-

ний. Но наряду с этим появлялся интерес к  научной литературе западно-

европейского  Возрождения с ее рационалистическим подходом к явлени-

ям природы. Именно в это время в России появляются переводы целого

ряда произведений, показавших существенное влияние на формирование

и распространение  научных взглядов. Сами условия жизни Российского

государства в XVII в. требовали перехода к более  конкретному и реали-

стическому  изучению природы, отказа от богословско-символического и

мистического  ее истолкования. При этом развивалась  чисто пракитеская

сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оста-

валась  в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере

объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Церковни-

ки заявляли, что "кто по латыни учился, тот  с прямого пути сбился".

  Так,  например, в семнадцатом веке умели решать многие практические

задачи  по математике, но теоретический уровень  математических позна-

ний был  еще весьма невысок. Потребности  артиллерийского дела выдви-

нули необходимость  определения расстояний. Эти задачи решались с по-

мощью теор. Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.

Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав рат-

ных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Оли-

симан Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изло-

жены в "Уставе" практические сведения, сведения в облапсти химии.

Описаны также различные приборы для  артиллерийского дела.

     Медицинские знания носили также  преимущественно узкопракти-

ческий  характер и в немалой степени  основывались на многовековом на-

родном  отпыте лечения болезней. Широкое  распространение получили

переводы  иностранных лечебников и "травников".

   Наряду  с практическими знаниями в  области медицины на протяже-

нии XVII в. развивался интерес и к общим  вопросам биологии. Внима-

ние русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материа-

лам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый

труд, крупнейшего  ученого эпохи Возрождения Андрея Везолия. "О

строении  человеческого тела".

   Астрономические  знания в XVII в. также получили свое развитие,

так как  потребность вычисления праздников и различные хозяйственные

нужды требовали  и более точного знания времени  смены фаз Луны, вре-

менеми  года и тому подобное.

   В  середине века в Россию стали  проникать сочинения Коперника,

знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что

на пути развития астрономических знаний серьезным  тормозом была по-

зиция церкви.

   Большое  развитие получили географические  знания. Одно только

продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских

побережий обогатило географию открытиями исключительного значения.

Было составлено несколько карт ( в основном они  несли стратегический

характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных

стран (Китая, Монголии).

    В развитии знаний о природе  XVII в. занимает особое место  как вре-

мя явно определившегося кризиса средневекового мировоззрения и под-

готовки крушения господствовавших безраздельно религиозных взглядов.

    О враждебном отношении церкви  к знанию ярко свидетельствуют

проповеди и поучения самих церковников. Но как ни пугала церковь лю-

дей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли

в XVII в.

    В силу самих условий исторической  жизни русская церковь к сере-

дине столетия оказалась перед необходимостью ряда внутренних измене-

ний.

    При той большой доли, какую  играла церковь во всех сферах  об-

щественной  жизни возникла необходимость усиления воздействия церк-

ви на народные массы - приведения церковной  организации в соответс-

твии с общим процессом централизации государственной власти. Воссое-

динение Украины с Россией выдвигало  задачу объединения русской и

украинсокй  церкви (разногласия в обрядах  и правилах), - все это

выдвигало потребность внесения изменений  в правила церковной жизни.

    В 1653 году последовало распоряжение (патриарх Никон) о том,

чтобы заменить при богослужении земные поклоны  поясными, а

креститься  впредь тремя пальцами вместо двух. Затем последовали кате-

горические  требования привести все книги в  соответствие не с русскими,

а с греческими образами, выбрать иконы, написанные по русским образам.

Несогласных Никон подвергал крутым наказаниям, вплоть до того, что в

1656 году  защитников старых обрядов официально  отлучил от церкви,

эти меры не помогли: возникло целое течение "старообрядчества". Так

произошел церкви. 
 
 

                                ЛИТЕРАТУРА 

    Как и в предшествующее время,  литература XVII в. были тесно свя-

заны с  общественно-политической мыслью, она  непосредственно отра-

жала и  воплощала в своих произведениях социально-политические уст-

ремления  различных общественных слоев, живо откликалась на важней-

шие явления  современности. И вместе с тем  русская литература вступила

в новый  этап своего развития, что оказалось  и в содержании и в

развитии  форм литературного творчества.

    Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь  и

церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. ста-

ла автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых

защитников  церковной старины - протопопа Аввакума. Его рассказ о сво-

ей полной гонений жизни написан простым, бесхитросным языком.

    Новым явлением в литературе  было распространение силлабическо-

го стихосложения. Оно связано в особенности  с деятельностью белорусс-

кого ученого и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного в Моск-

ву для  обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий перело-

жил на стихи  Псалтырь. Это переложение долгое время было широко

распространенным  учебным пособием в России.

    В 1678-1679 г.г. появились два сборника стихотворений Симео-

на-Полоцкого - "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Си-

меона Полоцкого  посвящены воспеванию Российского  государтсва и его

правителей, они пампезны и нарядны.

    В творчестве С.Полоцкого воплотился  так называемый "стиль ба-

рокко" второй половины XVII в.

    Направление в литературе, возглавленное  Симеоном Полоцким, по-

лучило  дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Мед-

ведева  и Кариона Истомина.

    Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные пе-

ремены  в развитии русской литературы, знаменовавшие  собой важный

шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воз-

действия  религиозной идеологии. 
 
 

                                  ЗОДЧЕСТВО 

    Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое

место в  развитии русского зодчества. И в  этой области с большой

силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

    По-прежнему подавляющее большинство  построек не только в дере-

внях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и

отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных

строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как

пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть  Москвы, опустошили

города  и села.

    Но взамен погибших деревянных  строений быстро возводились  но-

вые. Веками сложившиеся искусство строительства  из дерева достигло в

XVII в. высокого  технического и художественного  уровня. Выдающимся

произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коло-

менском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного

старосты  Семена Петрова и стрельца Ивана  Михайлова.

    В деревянном зодчестве с большой  силой проявилась народная ху-

дожественная  культура.

    Светские элементы проникали  все более и в каменное зодчество.

Информация о работе Культура России 17 века