Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:44, реферат
Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того,
в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развива-
лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на
протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-
щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у
них.
1. Введение .............................................. 2
2. Материальная культура ..................... 3
3. Устное народное творчество .............. 4
4. Научные знания .................................. 8
5. Литература .......................................... 10
6. Зодчество ............................................ 11
7. Скульптура и резьба ......................... 12
8. Живопись ........................................... 13
9. Музыка театр ..................................... 14
10. Заключение ....................................... 15
11. Список литературы .......................... 16
ников государственной службы. Академия сыграла большую роль в раз-
витии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины
XVIII в.
Распространение грамотности и
просвещения в России
вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам
светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное
место в
истории русского просвещения.
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Начавшееся ослабление позиции церкви, развитие ремесленного
производства и торговли, рост связей с зарубежными странами создали
предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний XVII в. Коне-
чно, и в это время продолжала распространяться старая литература о
природе
с ее богословско-мистическим
ний. Но наряду с этим появлялся интерес к научной литературе западно-
европейского Возрождения с ее рационалистическим подходом к явлени-
ям природы. Именно в это время в России появляются переводы целого
ряда произведений, показавших существенное влияние на формирование
и распространение научных взглядов. Сами условия жизни Российского
государства в XVII в. требовали перехода к более конкретному и реали-
стическому изучению природы, отказа от богословско-символического и
мистического ее истолкования. При этом развивалась чисто пракитеская
сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оста-
валась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере
объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Церковни-
ки заявляли, что "кто по латыни учился, тот с прямого пути сбился".
Так, например, в семнадцатом веке умели решать многие практические
задачи по математике, но теоретический уровень математических позна-
ний был еще весьма невысок. Потребности артиллерийского дела выдви-
нули необходимость определения расстояний. Эти задачи решались с по-
мощью теор. Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.
Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав рат-
ных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Оли-
симан Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изло-
жены в "Уставе" практические сведения, сведения в облапсти химии.
Описаны также различные приборы для артиллерийского дела.
Медицинские знания носили
ческий характер и в немалой степени основывались на многовековом на-
родном отпыте лечения болезней. Широкое распространение получили
переводы иностранных лечебников и "травников".
Наряду с практическими знаниями в области медицины на протяже-
нии XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внима-
ние русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материа-
лам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый
труд, крупнейшего
ученого эпохи Возрождения
строении человеческого тела".
Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие,
так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные
нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, вре-
менеми года и тому подобное.
В середине века в Россию стали проникать сочинения Коперника,
знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что
на пути развития астрономических знаний серьезным тормозом была по-
зиция церкви.
Большое
развитие получили
продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских
побережий обогатило географию открытиями исключительного значения.
Было составлено несколько карт ( в основном они несли стратегический
характер).
Значительно расширились
стран (Китая, Монголии).
В развитии знаний о природе XVII в. занимает особое место как вре-
мя явно
определившегося кризиса
готовки крушения господствовавших безраздельно религиозных взглядов.
О враждебном отношении церкви к знанию ярко свидетельствуют
проповеди и поучения самих церковников. Но как ни пугала церковь лю-
дей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли
в XVII в.
В силу самих условий
дине столетия оказалась перед необходимостью ряда внутренних измене-
ний.
При той большой доли, какую играла церковь во всех сферах об-
щественной жизни возникла необходимость усиления воздействия церк-
ви на народные массы - приведения церковной организации в соответс-
твии с общим процессом централизации государственной власти. Воссое-
динение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и
украинсокй церкви (разногласия в обрядах и правилах), - все это
выдвигало потребность внесения изменений в правила церковной жизни.
В 1653 году последовало распоряжение (патриарх Никон) о том,
чтобы заменить при богослужении земные поклоны поясными, а
креститься впредь тремя пальцами вместо двух. Затем последовали кате-
горические требования привести все книги в соответствие не с русскими,
а с греческими образами, выбрать иконы, написанные по русским образам.
Несогласных Никон подвергал крутым наказаниям, вплоть до того, что в
1656 году
защитников старых обрядов
эти меры не помогли: возникло целое течение "старообрядчества". Так
произошел
церкви.
Как и в предшествующее время, литература XVII в. были тесно свя-
заны с общественно-политической мыслью, она непосредственно отра-
жала и воплощала в своих произведениях социально-политические уст-
ремления различных общественных слоев, живо откликалась на важней-
шие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила
в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в
развитии форм литературного творчества.
Появились различные
церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. ста-
ла автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых
защитников церковной старины - протопопа Аввакума. Его рассказ о сво-
ей полной гонений жизни написан простым, бесхитросным языком.
Новым явлением в литературе
было распространение
го стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусс-
кого ученого и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного в Моск-
ву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий перело-
жил на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко
распространенным учебным пособием в России.
В 1678-1679 г.г. появились два сборника стихотворений Симео-
на-Полоцкого - "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Си-
меона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государтсва и его
правителей, они пампезны и нарядны.
В творчестве С.Полоцкого
рокко" второй половины XVII в.
Направление в литературе, возглавленное Симеоном Полоцким, по-
лучило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Мед-
ведева и Кариона Истомина.
Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные пе-
ремены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный
шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воз-
действия
религиозной идеологии.
Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое
место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой
силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.
По-прежнему подавляющее
внях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и
отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных
строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как
пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили
города и села.
Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились но-
вые. Веками
сложившиеся искусство
XVII в. высокого
технического и
произведением
деревянного зодчества был
менском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного
старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.
В деревянном зодчестве с
дожественная культура.
Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество.