Культура России 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:44, реферат

Краткое описание

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того,
в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развива-
лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на
протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-
щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у
них.

Оглавление

1. Введение .............................................. 2

2. Материальная культура ..................... 3

3. Устное народное творчество .............. 4

4. Научные знания .................................. 8

5. Литература .......................................... 10

6. Зодчество ............................................ 11

7. Скульптура и резьба ......................... 12

8. Живопись ........................................... 13

9. Музыка театр ..................................... 14

10. Заключение ....................................... 15

11. Список литературы .......................... 16

Файлы: 1 файл

Русская культура 17 века (1 часть).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Важнейшим фактором, определившим подъем каменного  зодчества, было

развитие  производительных сил. Ремесленное  производство поднялось

на более  высокий уровень.

     Каменные постройки появились  теперь не только в городах,  но

иногда и в селах.

    Выдающимся светским сооружением  первой половины XVII века

является  Теремной дворец в Московском кремле, построенный в

1635-1636 г.г.  Баженом Огурцовым и Трефилом  Шарутиным. Теремной

дворец  воплотил в себе замечательные черты  яркого русского народ-

ного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трех-

этажное на высоких подлетях здание, увенчанное высоким "теремком".

Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали

дворцу  нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой.

Многие  формы отделки непосредственно  идут от приемов деревянного

зодчества. Богатством декоративного уюранства  отличается Золотое

крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.

    Значительной перестройке подвергся  Московский Кремль. В 1624-

1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым

возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала

парадный  въезд в Кремль и связала своей  вертикалью кремлевские собо-

ры с  Храмом Василия Блаженного на Красной  площади в единый ан-

сабль. Перестройка  кремлевских башен придала Кремлю совершенно но-

вый вид. Строго крепостной его облик уступил  место торжественному

ансаблю, воплотившему в себе величие и  мощь Российского государства.

   Замечательные  постройки появились в Ярославле,  Толчкове - цер-

ковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в  Кастроме и РОманове и

другие.

   Строгая  церковная регламентация оказалась  в конечном счете бес-

сильна  воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зод-

честве. Как  и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в

зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два

столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким  подъемом зодчества. 
 

            СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА 

   Общее  для русского искусства XVII в.  стремление к нарядности и

декоративности  проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву,

камню, а  также скульптуры. Высоким образом  искусства по дереву яв-

ляется  многочисленные разные иконостасы, "царские  врата" и другие

ретали  церквей. Богатейшей резьбой украшен  Коломенский дворец.

Резьба  по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощени-

ем этого  глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украша-

лись дома простых людей. Разные наличники  и карнизы, обработка

резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обра-

ботки и  ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных

особенностей  русской национальной культуры.

   Искусство  резьбы, веками развивавшееся в  народе, было использо-

вано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу

строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения го-

сударственных заказов.

    Дальнейшее развитие получила  и скульптура, хотя в ней сохрани-

лось много  архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и

по большей  части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы.

Скульптурные  детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на

оружии.

    В целом развитие скульптуры  шло в направлении придания  изоб-

ражению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица ста-

новились более индивидуализированными. Реалистические тенденции

определились  и в этой области искусства. 
 
 

                            ЖИВОПИСЬ 

   Церковь  прекрасно понимала огромную  силу воздействия искусства

на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами

старалась обеспечить сохранение контроля над  живописью, проповедо-

вала глубоко  консервативные идеи с целью полного  подчинения ее стро-

го религиозной  догматике.

   Церковь  особенно гневно преследовала  распространение в селах и

городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко

отходили  от установленных канонов. Среди  этих мастеров было немало

живописцев, наделенных большим талантом.

   Реалистические  тенденции в живописи XVII в. развивались  еще

очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. тра-

диция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хо-

рошо прорабатывались  детали, но обобщенного реалистического  изоб-

ражения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были

перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изобра-

жений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями  жития. По-

мимо этого  делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир че-

ловека, как  правило, не умели раскрыть, главное  внимание уделялось

изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отсту-

пала перед  описанием.

   Высшая  ступень развития живописного  искусства в XVII веке свя-

зана с  деятельностью выдающегося художника  Симена Ушакова

(1626-1686). Его  знаменитые произведения "Спас  нерукотворный", в

котором художник изобразил классически  правильное лицо, а также

большая икона "Насаждение древа государства  Российского". В 1671 г.

С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

    Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший,

как и  в литературе того времени, интерес  к человеческой личности, бы-

ло распространение  портретных изображений. Это оказалось  не только

в направлении  творчества С.Ушакова. Многие представители  знати ста-

ли заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже по-

явились попытки создания портретов.

   Таким  образом, русская живопись XVII в.  вступила в переломную

эпоху, все  более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути станов-

ления реалистического  начала и освобождения от церковно-иконаичес-

ких традиций. 
 
 

               МУЗЫКА И ТЕАТР 

     К XVII в. русская музыкальная  культура имела устойчивые мно-

говековые традиции. Как и другие области  народного творчества, она

была безымянна. Существовали местные певческие  школы со своими

особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое много-

голосье, столь характерное для русской  народной музыки. Народные

песни были богаты и жанровым разнообразием, и  мелодичностью, и

глубокой  выразительностью, с огромной силой  передающий самые раз-

личные психологические состояния человека. Особенности народного

хорового  творчества были восприняты в немалой  степени и церковной

музыкой.

     Большой популярностью, как и  в предыдущее время, пользовался

народный  театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил тра-

диционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями

против  богачей, попов, неправедных судей.

    Новым явлением было возникновение  первого придворного театра.

Инициатором его создания был широко образованный по тому времени

боярин А.С.Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому

отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60

человек) была первоначально набрана из жителей  Немецкой слабоды,

где под  руководством пастора И.Г.Грегори  ставились иноземцами люби-

тельские  спектакли.

    Просле смерти царя Алексея  Михайловича в 1676 году под влияни-

ем патриарха  Иоакима, враждебно относившегося  ко всему иноземно-

му, театр  прекратил существование.

     Оторванный от народного искусства  и предназначенный для уз-

кого круга  феодальной знати, театр пастора  Грегори не оставил

серьезных следов в истории русской театральной  культуры. 
 
 

                               З А К Л Ю Ч Е Н И  Е 
 

    Определяя  основное содержание и направление  историко-куль-

турного процесса средневековой России, можно с  полным основанием

говорить, что эта  культура уходила своими корнями  в народное твор-

чество и имела  в нем главную питательную  среду своего развития. В ус-

ловиях феодального  общества, крепостничества Россия обнаружила за-

мечательные богатства  творческих сил народа в культуре. Эти силы пи-

тали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в

переработанном  виде в своих классовых целях.

   Культура  народа проникнута светлым чувством  оптимизма, она

жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная

любовь к родной земле, красота трудового и ратного  подвига, высокое

нравственное благородство, твердая вера в победу добра над  злом, спра-

ведливости над  неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтич-

ность, неистощимый  юмор, меткое выделение типичных жизненных  яв-

лений, здравость  и точность их оценок - все это  характерно для произ-

ведений народного  творчества феодальной эпохи. В той или иной степе-

Информация о работе Культура России 17 века