Конспекты по истории культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:56, курс лекций

Краткое описание

1. Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственныхобъектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).
2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).
3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

Файлы: 1 файл

Конспекты по истории культуры.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Но это вовсе  не значит, что это искусство было исключительно церковным или связанное только с потребностями и вкусами верхних слоев общества. "Основоположниками искусства, - писал М.А.Горький, - были гончары, кузнецы, златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики и плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные и портнихи, и вообще – ремесленники, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи".[10] Все делалось руками народных мастеров, выходцев из среды городского ремесла и деревни. Это они держали в своих руках высокое мастерство зодчества, изобразительного и прикладного искусства, развивали его, творили его историю, выражая в нем и свои вкусы.

ВОПРОС  № 16 АРХИТЕКТУРА РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ,ОСНОВНЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ,

Архитектура русская

(IX - XVII вв.) занимает  достойное место в мировом  архитектурном наследии. На протяжении  многих столетий русский народ  создал ряд глубоко самостоятельных  архитектурных школ и систем, давших блестящие образцы национального зодчества. Истоки русской архитектуры восходят к народному творчеству славянских племён южной, центральной и северо-западной Руси. Сохранив многие черты языческой культуры, искусство и архитектура Древней Руси отличаются жизнерадостностью и совершенно лишены сумрачности, свойственной памятникам архитектуры западного средневековья. Об искусстве древних строителей дают представление традиционные типы крестьянского жилого дома и более поздние культовые постройки - церкви, погосты, колокольни русского Севера. Памятники Х - XII вв. свидетельствуют о высокой технической и художественной зрелости каменного зодчества на Руси. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА - страна городов). В древнем Киеве были созданы в XI в. замечательные образцы архитектуры, из которых наиболее значителен собор св. Софии. Софийский собор был построен с 13 главами. Расположенные пирамидально, эти главы образовывали величественный силуэт здания, призванного запечатлеть идею мощи и независимости молодого русского государства. Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI - XII вв. (собор Софии, церковь Спаса Нередицы). Суровая простота их наружного облика сочетается с цветовым богатством интерьера, обильно расписанного фресковой живописью. Как и древний Киев, Новгород отличался высоким уровнем городского благоустройства: уже в XI в. здесь были деревянные мостовые, в Париже они появились лишь в конце XII в. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др. городах России. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII - XIV вв.), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (детинец). Образцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома - палаты Поганкиных, дом Лапина XVI - XVII вв). Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на Перли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, XII в. и др. Успенский и Дмитриевский соборы по своим масштабам, композиции, богатой пластической обработке являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Замечательной особенностью владимирских храмов являются каменные рельефы на наружных стенах, аркатурные пояса и др. Храмы и гражданские сооружения Владимира составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества России. Развитие русской архитектуры, задержанное в XIII в. нашествием монголов, приходит к новому подъёму в XV в., когда центром строительства становится Москва. В XIV-XVI вв. был заново построен Кремль - комплекс крепостных сооружений, дворцов и храмов во главе с Успенским собором. Архитектурный ансамбль Кремля воплотил идею национального объединения и независимости Московского государства. В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади Покровский собор, что на рву, 1560 г. (Василий Блаженный), созданный зодчими Постником и Бармой. Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя - посадских людей. В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др. элементы, характерные для гражданских зданий. Усложняется композиция церковных построек, появляется вычурный, прихотливый силуэт, применяются многоярусные кокошники, усиливается цветовая насыщенность декоративного убора дворцов, палат и теремов. В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей - резных наличников, узорчатых порталов, гребешков и т.п. (так называемое нарышкинское барокко). Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв. На протяжении XVI-XVIII вв. продолжает развиваться русское деревянное зодчество, создающее замечательные культовые, жилые, оборонные и хозяйственные сооружения. Имеющие в своей основе простейшую конструкцию бревенчатого сруба, состоящего из ВЕНЦОВ, постройки зодчих-плотников достигают высокой архитектурно-художественной выразительности. Характерные формы четвериков и восьмериков, шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников,- резных украшений и пр. свидетельствуют о неисчерпаемом богатстве народного искусства, виртуозном владении материалом и глубоком знании родной природы. В лучших из сохранившихся произведений деревянного зодчества (церкви в Кондопоге, Кижах; крепостные сооружения - остроги в Якутске, Илиме; избы Заонежья, Архангельской области и др. районов) строгая простота и ясность композиции сочетается с выразительным силуэтом здания и узорной декоративностью деталей, проявляется глубокое знание конструктивных свойств дерева и умение гармонически связать архитектуру с окружающим пейзажем. С конца XVII в. начинается новая эпоха в исто рии России и её культуры, связанная с преобразовательной деятельностью Петра I.

ВОПРОС  № 18 КУЛЬТУРА  ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

 

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали кореннойперестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов.

Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась "школа математицких и навигацких наук", ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. Впетровское время были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские ,горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам. 
Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет "Арифметика, сиречь Наука числительная... " Л. Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили "Таблицы логарифмов и синусов". В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф. П. Поликарпов, Г. Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович и другие. 
Одновременно бурное развитие получило издательское дело. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные. 
Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук.  
С декабря 1702 г. стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости". 
Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. 
Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В. Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д. Г. Мессершмидтом, Ф. Беневениным, И. Унковским и др.  
За три недели до своей кончины, в январе 1725 г., Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г. 
Широкий размах приобрели геологические изыскания. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.Н. Татищев, Я. В. Брюс. 
Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей.  
В первой четверти XVIII в. был написан целый ряд ценных исследований  по отечественной истории.  
По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять "как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов", а также "старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно". С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов" которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др. 
Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия. 
Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике. В 1717 г. в Петербурге вышло в свет "Рассуждение..." о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером П. П. Шафировым и представляющее собой первый вроссийской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическаяпублицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка И. Т. Посошкова (1652-1726), и прежде всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".


 
Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей эпохи Петра был главный сторонник церковной реформы Феофан Прокопович (1681-1736). Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский (1658-1722) - местоблюститель патриаршего престола в 1700-1721 гг.  
Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров ("комедиальных храмин") в Москве и Петербурге. Появляются и первые русские драматические произведения: "Владимир" (трагикомедия Ф. Прокоповича), "СлаваРоссийская" (пьеса Ф. Жуковского) и др. 
В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII в. активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И. Н. Никитин (1690-1742), А. М. Матвеев (1701-1739), а среди мастеров гравюры - И. Адольский. Произведения художников-граверов А. Ф. Зубова, А. И. Ростовцева и П. Пикара донесли до нас архитектурный облик обеих российских столиц. 
Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж. Б. Леблон). 
В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали: 
комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра I (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (архитекторы Д, Трезини и М. Г. Земцов), Адмиралтейство (архитектор И. К. Коробов). В Москве были построены Сухарева и Меншикова башни (архитектор И. П. Зарудный). 
В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российскогообщества. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей, организация танцев, игр и т. д. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских. 
Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры, должны были подчеркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

ВОПРОС  №  19  РУССКАЯ  КУЛЬТУРА  ПЕРВОЙ  ПОЛОВИНЫ 18 ВЕКА И ЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Среди реформ петровского  времени следует выделить реформы  в области культуры. Культура России в 18 веке вызывала всегда самые противоречивые оценки. Перечислим основные из этих реформ. В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление - от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции. Петр пытался создать первый публичный театр. 2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой газеты "Ведомости", которую редактировал сам Петр. Взамен прежнего церковно-славянского был введен новый шрифт. Но особенно большое внимание Петр уделял школе. Первой школой, организованной Петром, была "Школа математических и навигацких наук" в Москве, ппоследствии переведенная в Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию. В Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллерийская школы. Во всех губерниях стали открываться "цифирные школы". По приказу Петра в епархиях были открытыцерковные школы. Было значительно улучшено преподавание в Московской Славяно-греко-латинской академии. Была открыта и медицинская школа в Москве. При наиболее крупных мануфактурах создавались ремесленные школы. Для улучшения школьного образования создавались учебники.

Большое значение Петр придавал раучным исследованиям. Были организованы значительныегеографические экспедиции, началась интенсивная картографическая работа. Сам Петр создал первую астрономическую обсерваторию и подготовил проект создания Академии Наук. При Петре в России начинают свободно покупать и продавать книгу. Меняется быт, особенно дворянства. Кодексом поведения молодого поколения стало "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов", где были изложены нормы культурного поведения в обществе. Вводятся ассамблеи - собрания знати.

Итоги в области культуры неоднозначны. Нельзя не видеть их прогрессивное значение, но искусственное прививание к русской среде иноземной культуры зачастую приводило к уродливым проявлениям. Этот процесс часто называют вестернизацией или европеизацией русской культуры.

По существу,  социокультурный разрыв, произошедший в корпусе русской культуры в ходе религиозного Раскола и в результате Петровских реформ, распространялся сразу в двух направлениях — по “вертикали” (т. е. в плане иерархии ценностей, норм, жизненных принципов, действующих в обществе)  и по “горизонтали” (т. е. в плане одновременной соположенности нескольких  ценностно-смысловых систем, полемизирующих и соперничающих друг с другом в рамках одной национальной культуры).

По “вертикали”  — вместо единства классов и сословно-классовых  культур — возник разрыв между культурой просвещенного дворянства, приобщившегося к достижениям европейской культуры и западной цивилизации, и народной традиционной культурой огромного большинства населения России (причем, не только крестьянского, но и городского, и провинциально-дворянского). И разрыв этот был весьма далек от задач демократизации и всеобщего просвещения. По “горизонтали” же — вместо чаемого реформаторами культурного единства России и Запада, а в перспективе и всей мировой цивилизации — складывался и усиливался разрыв между западноевропейским и российским, русским; между “чужим” и “своим”, самобытным, — разрыв, углублявшийся по мере приобщения отечественной властной (и духовной) элиты к Европе (к западноевропейской культуре и цивилизации, воспринимавшихся нерасчлененно — ни в социальном, ни в национальном плане). Концепция Просвещения, утверждавшаяся (и насаждавшаяся сверху) в России не только не способствовала действительному просвещению всей нации, всей страны, но, напротив, углубляла пропасть между “образованными классами” общества и остальной, непросвещенной массой, скорее проникавшейся недоверием к просвещению и просвещенным, “ученым” людям.

 “национально-русская  культура”, развивающаяся на  собственной основе) привело к  огромному внутрикультурному напряжению и, как следствие, к формированию в русской культуре мощных дивергентных процессов, которые ее латентную бинарность (вызванную геополитическими, географическими, этническими и иными факторами) превратили в сквозную ценностно-смысловую бинарность на всех уровнях  значений и норм культуры, последовательно рефлексируемую и эксплицируемую философскими, научными, литературно-художественными, публицистическими, собственно политическими, педагогическими и иными ее средствами. « “народная, низовая культура”; “европеизированная, привитая извне культура” «Соединение в системе единой национальной культуры сразу двух смысловых оппозиций (“дворянская, высокая культура” , развивающаяся на собственной основе) привело к  огромному внутрикультурному напряжению и, как следствие, к формированию в русской культуре мощных дивергентных процессов, которые ее латентную бинарность (вызванную геополитическими, географическими, этническими и иными факторами) превратили в сквозную ценностно-смысловую бинарность на всех уровнях  значений и норм культуры, последовательно рефлексируемую и эксплицируемую философскими, научными, литературно-художественными, публицистическими, собственно политическими, педагогическими и иными ее средствами.

ВОПРОС  № 20  КУЛЬТУРА ЭПОХИ  ПРАВЛЕНИЯ  ЕКАТЕРИНЫ  ВТОРОЙ.

XVIII век - время  больших перемен. Многовековой  процесс развития русской культуры  вступает в новую стадию своего  развития. Преодолевается локальность  и сословная ограниченность, происходит  формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создаётся светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых чётко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура. Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005. С. 188

Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль, и идея просвещения глубоко проникают  во все сферы культурного процесса. Просвещение - философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствование человеческой личности. Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещённому монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Идеи просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли ( А. П. Сумароков, М. М. Щербатов), либеральной ( Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин) и революционной ( А. Н. Радищев).

Особенностью  русского просветительства являлась антикрепостническая  направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова - крупнейшего издателя и журналиста (сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелёк»), а также Радищева, стоявшего на позиции радикального просветительства ( «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде  были распространены устные сочинения  народной поэзии, а также разнообразные  повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил « Плач холопов», появившийся среди крепостных в 1767 - 1768 гг., т. е. накануне крестьянской войны. Появляется множество сатирический повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.

Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них - классицизм воплотился в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и  сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Павленко Н. И., Андреев И. Л., Фёдоров В. А. История России с древнейших времён до 1861 года. «Высшая школа». М., 2004. С. 374 Он признан создателем репертуара русского театра. Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю, также выступал противником церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства. Комедии Сумарокова, как и трагедии, выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков.

Другим направлением было художественно-реалистическое, самый  крупный след в котором оставил  Д. И. Фонвизин - автор комедий «Бригадир» и «Недоросль». Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005. С. 186

Комедии Фонвизина  внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5 актов, соблюдено единство места и времени, в фамилиях заложена характеристика героев. Однако в них выведены не отвлечённые действующие лица, наделённые либо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщённые характеры, порождённые крепостнической действительностью. Объективное значение комедий Фонвизина выходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают пороки крепостничества, допускавшего бесчеловечное обращение с крестьянами.

Третье направление  известно под именем сентиментализма. Приверженцы сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталисты изображали интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят от общественной деятельности, уединяются на лоне природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни: барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Самым крупным представителем этого направления был Карамзин Н. М., а самым значительным его сочинением - повесть «Бедная Лиза». В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между бедной крестьянской девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические отношения заканчиваются трагедией - соблазнённая Лиза кончает жизнь самоубийством.

Русская живопись второй половины XVIII века характеризуется совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками, стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Расцвет портретной живописи был обусловлен многочисленными заказами двора, вельмож и дворян, стремившихся запечатлеть себя для потомков. Ремесло художников не считалось престижным, поэтому их ряды пополнялись преимущественно представителями непривилегированных сословий: солдатскими и купеческими детьми, выходцами из духовенства и даже крепостных крестьян.

Среди портретистов выделялись три великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Рокотовым выполнены парадные портреты Екатерины, её сына Павла, вельмож. Художник предстаёт тонким психологом, умевшим передать душевные переживания человека, - для него главным было отражение душевного состояния.

Кисти Левицкого  принадлежит портрет знаменитого  Д. Дидро. Художник сумел создать  образ мыслителя: высокий лоб, проницательный взгляд выразительных глаз. Он же выполнил серию портретов смолянок - воспитанниц Смольного института благородных девиц. Левицкого отличает умение передать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом.

Вершина портретного  мастерства достигнута в работах  Боровиковского. Начинал он церковным  иконописцем. На него обратила внимание Екатерина: он в 1783 году украшал в Кременчуге дворец, предназначавшийся для коронованной путешественницы. Знамениты его женские портреты Н. А. Нарышкиной, М. А. Орловой и др.

Со второй половины XVIII века в России начинает формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. Датой его основания является 1764 г. - год покупки Екатериной II в Берлине коллекции картин художников голландской и фламандской школ. Уже в 1774 г. каталог насчитывал более двух тысяч произведений. Викторов В. В. Культурология. Изд. «Экзамен». М., 2004. С. 430

Значительных  успехов достигла ещё одна отрасль  изобразительного искусства - появляются мастера резца, первые отечественные  скульпторы. Среди них выделяются двое: Ф. И. Шубин, представлявший реалистическое направление в скульптуре, и М. И. Козловский, родоначальник русского классицизма.

Шубин был выдающимся мастером скульптурного портрета, создателем галереи деятелей второй половины XVIII века. Здесь портреты императрицы  и её фаворитов: Орлова, Зубова, Потёмкина; представителей просвещённой знати: Голицыных, Шереметьевых, Шуваловых; полководцев Чернышова и Румянцева; богатых купцов и промышленников Барышникова и Демидова. Проницательный глаз художника умел обнаружить и передать в мраморе характерные черты модели.

Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремился достичь  такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытии образа средствами, которыми пользовались ваятели древнего Рима. В памятнике А. В. Суворову скульптор передал символические черты образа. В соответствии с канонами классицизма он героизирован и идеализирован.

Из иностранных  ваятелей крупнейшим был француз  Этьен Фальконе. В «Медном всаднике»  образ гениального царя-преобразователя, указывающего путь обновлённой России, передан столь глубоко и выразительно, что скульптура и в наши дни является одним из символов города.

Основная черта  зодчества второй половины XVIII века - стремление изменить облик городов, стихийную их застройку заменить планомерным созданием городских ассамблей. Учреждённая в 1762 году «Комиссия строительства столичных городов» распространила свою деятельность не только на Петербург и Москву, но и провинцию, утвердив планы 213 городов. Примером новой планировки может служить Тверь.

В архитектуру  на смену русскому барокко, отличавшемуся  блеском и роскошью, приходит классицизм, использовавший античное наследие. Его  отличает простота, чёткое сочетание  архитектурных членений, подчинённость  второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. Архитектуру России второй половины XVIII века прославили выдающиеся мастера В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

Наиболее знаменитое творение Баженова - сооружённый в 1784 - 1786 гг. в Москве Пашков дом, являющийся в настоящее время украшением столицы. Построенное на холме сказочное здание отличается лёгкостью, изяществом и великолепно вписывается в находящийся рядом кремлёвский ансамбль.

Казаков создавал сооружения самого разнообразного назначения. К серии построек для общественных нужд относится величественное здание Сената в Кремле, здание Голицынской больницы, здание Благородного собрания с его знаменитым колонным залом, предназначавшимся для балов и собраний московского дворянства. Сооружал Казаков и усадебные комплексы: дом Губина, дом Демидовых.

Старов работал  преимущественно в Петербурге. Им построен собор в Александро-Невской  лавре, являвшийся мавзолеем над  гробницей Александра Невского. Главным  сооружением Старова был Таврический  дворец - архитектурный памятник величию  России и её победам в русско-турецкой войне.

Успехи в культуре в XVIII веке явились составной частью достижений Российской империи. Она  превратилась в крупнейшее государство  мира, что способствовало формированию русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры. Развитие русской культуры XVIII века создало предпосылки для её выхода на передовые позиции в мировом культурном процессе.

ВОПРОС  № 21  КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ  ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА.

История культуры предполагает, прежде всего, комплексное  изучение различных ее сфер: истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т. д.  
По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей 
Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России. 
К этому времени относится появление самого понятия «культура», которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение». Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М.В. Петрашевским в 1845 — 1846 гг. 
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. 
Развитие русской культуры в первой половине 19 в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года. 
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции. 
Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России. 
Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России 
Можно сказать, что первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в это время он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство было неграмотным или малограмотным. В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативнее тенденции. Результатом этой консервативной политики правительства явился очень слабый рост, прежде всего низших и средних учебных заведений, а, следовательно, крайне замедленное расширение круга людей, обладающих основами знаний. Ведь даже в середине 30-х годов XIX века учащиеся средних учебных заведений, то есть гимназий, пансионов, военных и духовных училищ составляли всего 379 тыс. человек на 51 миллион населения, то есть около 0,7%. Государственные деятели наряду с ощущением нехватки образованных людей, боялись широкого просвещения народа. Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципам, воспитывающими монархические чувства. Образование было доступно в основном привилегированным слоям населения, повышенная плата за обучение больно ударяла по малоимущим слоям молодежи стремившихся к знаниям. Только ценой невероятных усилий и лишений удавалось выходцам из низших сословий получать желаемое образование. Тем не менее, количество обучающихся в гимназиях и высших учебных заведениях разночинцев возрастает.

Открывались приходские школы для крестьян; уездные училища  для детей купцов, ремесленников  и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства открывались и другие учебные заведения – кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование давало право поступать в университет. Широко распространена система домашнего образования. Система женского образования развита незначительно. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних специальных учреждений). В Москве и Петербурге были созданы школы ля девушек, отцы которых имели оберофицерское звание, а так же открылись несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Открывались новые университеты. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, технологический, строительный, межевой институты, высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др. Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы, Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о выдающихся достижениях, финансировали различные исследования. 
Помимо государственных типографий, развивалось частное книгоиздательство. Оживилось газетное и журнальное дело. 
В 1914 открылась первая публичная библиотека, а вслед за ней открывались публичные и платные библиотеки в провинциальных городах. 
Стали открываться общедоступные музеи, и что примечательно более быстрыми темпами в более провинциальных городах.

В первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). 
В XIX — начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Профессор Московского университета биолог К.Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неэвклидовой геометрии». 
В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В.Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути. 
Профессор Н.И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. 
Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803—1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. В 1819—1821 гг. во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду. 
При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. 
В 1800 г. было опубликовано «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы XII в. 
В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. 
Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке.

Характерной особенностью литературной жизни первой половины XIX века стала журналистика. 
Новые произведения русских писателей могли увидеть свет, прежде всего на страницах журналов; они же являлись средоточием художественной критики и полемики; в журналах читатель мог получить информацию и о культурной жизни страны, а иногда и Европы. 
Отечественная война 1812 года оказала огромное влияние на духовную жизнь России. Как известно, декабристы признавали себя детьми двенадцатого года. Герцен считал 1812 год важной вехой общественного движения в России. Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804 г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «История нашей литературы, по словам А.И. Герцена,— это или мартиролог, или реестр каторги». А.И. Полежаев и Т.Г. Шевченко были отданы в солдаты. А.И. Герцен и Н.П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказской войны. 

Театр 
К началу XIX века театр в России имел уже значительные традиции. Наряду с различными театрализованными представлениями во время народных гуляний, издревле существовавшими на Руси. Увлечение театром захватывает все большие круги дворянства. Богатые помещики создают собственные крепостные театры и оркестры, которые содержат как в усадьбах, так и в городских домах. Крепостные театры многих вельмож, особенно Шереметева, Юсупова, Всеволожского и Волконского, по отзывам современников, достигли высокого художественного уровня. Театр Шереметьева в Кускове посещали Екатерина II, придворная знать, иностранные дипломаты. Зрителей восхищало богатство постановок, изящество и музыкальность исполнения, удивляло сценическое мастерство крепостных актеров. 
Первоначально крепостные театры предназначались лишь для узкого круга зрителей, главным образом, родных и знакомых владельца. Но по мере роста популярности сценического искусства крепостной театр из «домашней» затеи превращается в коммерческое предприятие и становится театром публичным. 
Первые десятилетия XIX века отмечены нарастающим развитием русского театра: растет популярность театрального искусства, на смену театру крепостному приходит «вольный театр» — государственный и частный. 

Балет   Балетное искусство развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. 
Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства.

Музыкальная культура      Впервой половине 19 в. открылась  новая страница в истории отечественной  музыкальной культуры. Композиторы  не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.

ВОПРОС №  23 КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ  19 ВЕКА ( 60-90 ГОДЫ) и ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

Во второй половине XIX в. по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек, в 1861 г. в Москве была открыта публичная библиотека при Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека), фонд которой вначале составлял собрания книг, рукописей, произведения искусства графа Н.П. Румянцева (1754 - 1826), затем в фонд библиотеки вошли собрания книг Г.Р. Державина, II.Я. Чаадаева, российского предпринимателя и издателя К.Т. Солдатенкова. В стране возросло число общедоступных общественных и частных библиотек.

В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898 г. был открыт императорский Русский музей.

Исторический  перелом в развитии русского театра связан с пьесами Чехова "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад", поставленными в Московском художественном театре К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко и - "Чайка" (1895-1896) поразила современников своей лиричностью, тонкостью символики. Любовные перипетии, лежащие в основе пьесы, развиваются остро, драматично.

Развитие театра во второй половине 19 века неразрывно связано с именем А.Н. Островского. Он создал национальный русский театр, который стал "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты, музеи". Реалистические, полные глубокого  психологизма пьесы А.Н. Островского способствовали утверждению критического реализма на русской сцене. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге.

Совершенствовалось  русское оперное искусство.

По утверждению  Стасова, три важнейшие черты были свойственны музыке новой школы: отсутствие предрассудков и слепой веры, стремление к национальности и "крайняя ее склонность к программой музыке". Композиторы призывали создавать национальную музыку, черпать мелодии из народных песен и обращаться к сюжетам общественной истории.

В конце 19 века в  архитектуре господствовал стиль  маньеризма и модерна.

Маньеризм в  новом понимании - псевдорусский  стиль. Его влияние испытали архитекторы  А.А. Парланд (церковь Спаса на Крови  в Петербурге, построенная на месте убийства Александра II); А.Н. Померанцев Верхние торговые ряды в Москве, ныне ГУМ; Казанский вокзал в Москве. В этом стиле построена и Третьяковская галерея в Москве по эскизам Васнецова. В стиле модерн работал Ф.О. Шехтель (здание МХАТ и Ярославского вокзала, особняк и банка промышленника Рябушинского в Москве).

В России стиль  модерн испытал влияние классицизма. Это сочетание нашло свое отражение  в неоклассицизма, яркими представителями  которого были архитекторы И.В. Жолтовский и И.А. Фомин.

Значение культуры второй половины 19 века трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий  и даже столетий отставания в области  живописи Россия, накануне революции  догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые Россия стала определять мировую моду во всемирной культуре.

 

Итак, XIX век - "золотой  век русской культуры" - уникален и многоаспектен. Русская цивилизация XIX в. успешно преодолевала разрыв между  отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом.

Это было время  нравственно-философских поисков  свободы и справедливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой - интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа - вплоть до принятия за него мученической смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и XIX век оставил ее в наследство веку XX.

Характерные особенности  культуры пореформенной России.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. повлекли значительные сдвиги в системе образования и просвещения. Ведущую роль в различных сферах культуры играла интеллигенция. Земская интеллигенция являлась питательной средой для разных направлений общественной мысли - либерализма, анархизма, русского марксизма и пр.

Учительный характер русской литературы связан с тем, что в ней заключены сокровища  мысли и духа (Достоевский, Толстой  и др.), что лучшие русские писатели не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения. Пореформенная  эпоха - плодотворнейшее время в истории русской музыки (балакиревская "Могучая кучка", П.И. Чайковский и др.) и театра. С драматургией Александра Николаевича Островского (1823-1886 гг.) связано утверждение реализма на сцене русского театра.

С осознанием социального неблагополучия изобразительное искусство было вовлечено в решение общественных задач. Передвижники, следовавшие новой эстетике, разработанной Н.Г. Чернышевским, воспитанные на идеях передовой русской литературы, стремились отражать жизнь со всеми ее социальными проблемами и приобщать к искусству все более широкие круги общества. Диапазон творчества художников был очень широк (батальная, жанровая и историческая живопись, пейзаж, портрет и др.).

Совершенствование строительной техники обеспечило новые возможности в градостроительстве, в частности, появление нового типа архитектурных сооружений (вокзалы, фабрично-заводские и торговые постройки). Вместе с тем, в это время архитектура переживала кризис. Псевдорусский стиль (разновидность эклектики) являл несоответствие внешней отделки здания под старину и современных интерьеров. Черты эклектики проступали и в монументальной скульптуре. Все это привело к утере чувства ансамбля в градостроительстве.

Таким образом, развивающаяся культура XIX в. усиливалась  демократическими тенденциями, которые способствовали росту культурных потребностей различных слоев общества тогдашней России. Особенно интересен феномен "культуры серебряного века", который сказал новое слово в мировой культуре и философии.

Деятельность  лучших представителей просвещения, науки, литературы, живописи, театра и музыки обогатила мировую культуру и выдвинула отечественную культуру на одно из ведущих мест в мире.

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конспекты по истории культуры России