Конспекты по истории культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:56, курс лекций

Краткое описание

1. Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственныхобъектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).
2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).
3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

Файлы: 1 файл

Конспекты по истории культуры.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

 

ВОПРОС  №9 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В  РАЗВИТИИ  ИСКУССТВА  И КУЛЬТУРЫ.

Предпринятое  князем Владимиром официальное введение христианства в качестве общегосударственной  религии способствовало мирному  распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуре на Руси. Из Болгарии начинают ввозиться способы изготовления книг - умение делать материал для письма (пергамент, изготовлять чернила, краски, переплеты), мастерство писать и украшать книги. 
Некоторые ученые полагают, что еще в IX-X вв. в южной части восточнославянских земель был создан один из двух славянских алфавитов (возможно наиболее древний) - глаголица. Во всем случае у славянства в середине IХ в. уже существовала достаточно развития письменность. Эта письменность была уже пригодна для написания объемистых церковных книг.после принятия христианства в XI в. в стране создается своя богатая письменная литература. Сначала русские книжники лишь переписывали привозимые из Болгарии церковные книги, которые во все растущем количестве требовались для строящихся в городах страны церквей. Вслед за перепиской и переводом религиозных книг на Руси уже в XI в. стала распространять и переводная Византийская религиозная литература. По мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить количество священнослужителей. Было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников, необходимых для "совершения треб и для научного просвещения паствы". Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу просвещения. Больших высот достигла в Х–XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с распространением христианства. Начинается сооружение храмов, монастырей. Первоначально все постройки были деревянными. Такой была 13 купольная Новгородская София, построенная в 989 году, таким был храм Бориса и Глеба начало XI века в Вышгроде. 
Для русского искусства X-XI века характерной и ведущей была именно монументальная живопись; станковая живопись (иконопись) играла в ту пору меньшую роль, причем по своим художественным особенностям была близка к монументальному искусству. Принятие христианства способствовало развитию не только русской письменной литературы и архитектуры, но и в русской музыке. Важной составной частью ритуала богослужение было хоровое пение. Был разработан свой знаменитый распев, отличающий от Византийского и связанный с русским приемом музыкального воплощения эпических песен. Так основной стиль русского церковного пения, знаменитый распев просуществовал с XI-XVIII столетия, музыка и танцы стали использоваться для увеселения складывающегося господствующего класса. 
До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде «декламации» дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели «а капелла» (без аккомпанимента). Существовало три способа вокала: Торжественное чтение евангельсих текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ литургического пения датируется IV веком. Византийское пение достигает расцвета в эпоху Раннего средневековья. С увеличением пышности церковных служб расцветаем музыкальное искусство. Вместе с принятием христианства на Руси появились византийские исполнители церковной службы (болгары и греки) 
принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира. 
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении. 
Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности. 
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще. 
Русская культура впитала в себя все лучшее из культурного наследия восточнославянских племен предшествующей эпохи, а также многие достижения культуры самой передовой страны своего времени - Византии и ряда других соседних народов, но все заимствования были творчески переработаны и явились лишь отдельными элементами в величественном здании древнерусской культуры, созданной творческим гением русского народа. 
Последние исследования говорят об оригинальности религиозных взглядов славян-руссов до принятия христианства3. Вместе с тем, христианство византийского образца - православие - составило ценностно-смысловое "ядро" всей древнерусской и последующей культуры. Принятие этой развитой для своего времени религии стало решающим фактором: при иной религии, ином выборе культура страны стала бы совсем другой. Россия с иной верой имела бы другую архитектуру, живопись, музыку, даже язык и государственное устройство - вообще имела бы другую историю. Именно под воздействием православия сформировались нравственные ценности, весь духовный облик русского человека, ведущие черты его архетипа. 
Важно отметить, что в условиях феодальной раздробленности (в период ордынского ига на Руси насчитывалось до 360 княжеств) единство русской земли сохранялось благодаря цельности русской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, христианских религиозных воззрений и православной церкви. Теоцентризм православия распространился впоследствии на институт самодержавия, которое было для русских не столько социально-политическим учреждением, сколько феноменом культуры, идеалом сакрализованной власти, одной из ценностей народа.

ВОПРОС  № 10  ПЕРВЫЕ МОНАСТЫРИ И ИХ КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ (МОНАШЕСТВО)

Появление первых монастырей на Руси относится к эпохе Владимира, крестителя Руси, а при его сыне, Ярославе Мудром, монашеская жизнь уже была весьма разнообразной.

Поначалу монастыри создавались  в Южной Руси: в Чернигове - Болдинский (Елецкий) в честь Успения Богородицы, в Переславле - Св. Иоанна, и др. Постепенно обители стали появляться и в  северо-восточных землях: в Муроме в домонгольский период основан Спасский монастырь, в Суздале -- Св. великомученика Димитрия Солунского и др. Монашество очень быстро становится широко распространенным явлением на Руси. Как ни странно, в ранний период совсем немногие монастыри были основаны самими монахами. Один из таких -- Киево-Печерский монастырь -- был основан Антонием и его учеником Феодосием, которые считаются основоположниками монашества на Руси. Новгород был вторым по значению городом Древней Руси, и в домонгольский период здесь находилось 14 иноческих обителей. Самым известным среди них был Преображенский Хутынский монастырь. Монгольское нашествие нарушило естественное течение монастырской жизни на Руси, многие обители пострадали от погрома и разорения, не все монастыри были впоследствии восстановлены. Возрождение монашества началось во второй половине XIV в., и связано оно с именами свт. Алексия, митрополита Московского, и преп. Сергия Радонежского. Через сто лет после Сергия вопрос о монастырском имуществе приведет к расколу монашества на две партии -- нестяжателей во главе с Нилом Сорским, проповедовавшим бедность и независимость монастырей, и иосифлян во главе с Иосифом Волоцким, отстаивавших право монастырей на владение имуществом. Монастырское движение особенно активным было на Севере, монахи способствовали освоению новых земель, несли цивилизацию и культуру в те места, где прежде было пустынно или жили дикие языческие племена. Русские православные монастыри были многофункциональными. Они всегда рассматривались не только как очаги наиболее интенсивной религиозной жизни, хранители церковных традиций, но и как экономический оплот церкви, а также центры подготовки церковных кадров. Монахи составляли костяк духовенства, занимавший ключевые позиции во всех областях церковной жизни. Только монашеское звание открывало доступ к епископскому сану. Связанные обетом полного и безоговорочного повиновения, который они давали при пострижении, монахи были послушным орудием в руках церковного руководства. Как правило, в русских землях XI-XIII вв. монастыри основывались князьями или местной боярской аристократией. Первые монастыри возникали вблизи больших городов, либо непосредственно в них. Монастыри являлись формой социальной организации людей, которые отказались от принятых в светском обществе норм жизни. Эти коллективы решали разные задачи: от приготовления своих членов к загробной жизни до создания образцовых хозяйств. Монастыри выполняли функцию учреждений социального призрения. Они же, тесно связанные с властью, становились центрами идеологической жизни Руси.

В монастырях готовились кадры священнослужителей всех рангов. Из монашеской среды избирался  епископат, причем архиерейский чин  получали преимущественно иноки  знатного происхождения. В XI-XII веках  из одного Киево-Печерского монастыря вышло пятнадцать епископов. Архиереи из «простецов» насчитывались единицами.

В целом, православные монастыри сыграли  огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране - как, впрочем, и в других странах христианского мира - обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей. Типографий и печатных машин в древности не было, книги писались от руки на пергаменте - специально обработанной свиной, телячьей или бараньей коже. На Руси их называли "харатейные", "харатьи" "кожи" или "телятины". Это был прочный и удобный, но довольно дорогой материал для письма. В XIV веке его вытеснила бумага иностранного производства - "заморская", правда, особо важные документы и в XVI-XVII веках продолжали писать на пергаменте. Переписчиками книг были главным образом священники, дьяконы и монахи. Чернила для рукописей изготавливались из чернильных орешков, вишневого клея, дубильных веществ и других материалов и отличались большой стойкостью. Писали писцы преимущественно гусиными перьями, подвергая их особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки. Интересно, что некоторые сохранившиеся до наших дней древнерусские рукописи написаны кисточкой.

Книги и другие памятники письменности собирались главным образом в  самих монастырях, а также в церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек. Настоящим рассадником древнерусского просвещения стал и знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный св. Антонием и приведенный св. Феодосием в состояние стройной внешней организации и высокого духовного совершенства (во второй половине XI века). Благочестивые иноки - книголюбы собирали, переписывали и переводили (с греческого) книги самого разнообразного содержания: книги Священного Писания и богослужебные книги, разного рода сборники, поучения, сказания, жития святых (которые сделались любимым чтением грамотного древнерусского человека). В Печерском монастыре, возникло и русское летописание: первым летописцем, по преданию, был Нестор (живший во 2-й половине XI века), а составителем первого летописного свода был игумен одного киевского монастыря Сильвестр (начало XII века). Их преемники продолжали в течение многих веков дело записи достопамятных событий, совершавшихся из года в год (отсюда название - «летописи»), и, сохранив для нас исторические события далекого прошлого, оказали этим огромную услугу русской исторической науке и развитию русского национального самосознания.

Как уже отмечалось ранее, большие  библиотеки рукописных книг собирались в монастырях и при епископских кафедрах. Огромное большинство этих книг погибло в результате междоусобных войн и вражеских нашествий (особенно во время страшного татарского погрома), а также в результате частых пожаров и небрежного хранения. Но сохранившиеся малые остатки книжных богатств и краткие заметки летописей дают возможность составить приблизительное понятие о том громадном количестве рукописных книг, которое было создано и которое читалось древнерусскими «книголюбами». Отметим, что на книгу в прошлом смотрели как на дорогую святыню. Хранили их в так называемой монастырской казне, рядом с другими наиболее ценными предметами церковной утвари. Следует, однако, сказать, что монастырские мастера не часто достигали высот настоящего искусства, уделяя больше внимания собственно переписке, а не художественному оформлению.

ВОПРОС  №11 КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ,

После принятия христианства в конце X века на Руси начинается каменное строительство. Приезжие из Византии каменных дел мастера  начинают строить первые храмы. В Киеве князь Владимир закладывает Десятинную церковь, посвящённую Успению Богородицы. Первые русские храмы строятся в строгом соответствии с византийскими культурными традициями. Но русские мастера быстро перенимают опыт строительства. В Киеве Софийский собор, построенный при Ярославе мудром, уже сочетает славянские и византийские традиции. Однокупольный византийский храм окружают размещённые чуть ниже четыре средних купола, за которыми стояли еще восемь куполов. Вся постройка раскрывала многокупольную пирамиду, традиционную для русского зодчества. Постройки украшались в стиле русского искусства. Стены украшались яркими фресками с хорошо подобранными тонами. За счёт того, что писались фрески по сырой штукатурке, краски глубоко впитывались, и такое произведение хранилось очень долго, при этом краски не тускнели. Мозаика, иконы, богатое убранство храмов на Руси несли в себе сосредоточение нескольких видов искусства.  

 В XI – XII  веках строятся храмы во многих  русских княжествах. Князья, пытаясь поразить современников красотою и величием построек, приглашают лучших русских мастеров. Таким образом, строятся храмы в Чернигове, Новгороде, Полоцке и других городах. Но местный колорит накладывает на строительство храмов свой неповторимый оттенок. В северных княжествах храмы строятся  в сдержанном стиле, у них более строгие и величественные формы. Убранство храмов менее богато, неярких красок фрески написаны в суровых и спокойных тонах. Примером может служить Софийский собор в Великом Новгороде.  

Таким образом, переняв мастерство строительства из камня от византийских мастеров и многократно его приумножив, русские зодчие, вплетая славянские мотивы деревянного зодчества в каменное строительство, нашли свой неповторимый стиль. Не только каменные, но и деревянные постройки старых мастеров поражают своим величием и великолепием. Никого не оставляет равнодушным посещение Кижи, где сосредоточены одни из самых величественных построек в традициях русского деревянного зодчества. До сих пор не утеряна традиция украшения различных деревянных построек, и в наше время можно встретить дома, украшенные затейливой резьбой по дереву, которая радует глаз и оставляет чувство гордости за неповторимое славянское деревянное кружево. 

Древнейшим каменным храмом на Руси является Десятинная церковь в Киеве (989-996) о которой мы судим лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Первоначально это был крестово-купольный, шестистолпный храм, вскоре расширенный путем обстройки открытыми пониженными галереями. По свидетельству письменных источников храм был 25-главным, напоминал многоглавие деревянной Новгородской Софии. Десятинной церковь эта была названа потому, что великий князь выделял одну десятую своих доходов на содержание и храма, и митрополита со всем его двором. Первый храм на Руси отличался величием архитектурных форм и художественным богатством внутреннего убранства.

Киевский Софийский собор - прекраснейшее  и наиболее величественное создание зодчих 11 века. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Могучие лестничные башни с шатровыми верхами, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали величавую торжественность храма. Над его закомарами поднимались 13 куполов, образующих пирамидальную композицию верха. Грандиозность и пышность внутреннего пространства храма подчеркивалась сверкающей поверхностью мозаичных полов, тонкой резьбой, обилием драгоценной утвари и богатых тканей. Смелостью и оригинальностью замысла зодчие Ярослава превзошли своих византийских собратьев. В целом образ Софийского собора был проникнут идеей величия и силы русского народа, объединенного в могучем государстве, чувством его торжества и ликования.

Древнейшие памятники каменного  зодчества 10-11 веков являются органической частью Культуры Киевской Руси. Прежде всего, в них запечатлена идея величия и могущества русской державы, триумфа русского народа, объединенного в единое государство, выраженная в грандиозности и пышности зданий; многоглавие храмов, мощные лестничные башни способствуют выявлению этой идеи. В целом архитектура проникнута торжественным и оптимистическим настроением.Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнего русского зодчества10-11 веков ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Ни в Византии, ни на Западе нельзя было встретить храмов с большим количеством куполов. Это - чисто русское явление, наследие деревянного зодчества, перенесенное затем на каменную постройку. Первая София - в Новгороде была дубовая, тринадцатикупольная. Эта старая традиция жила в деревянном зодчестве очень долго и, между прочим, дошла до нас в деревянной 23-главой церкви Кижского погоста.

В ознаменовании побед  поэты и летописцы слагали  песни и исторические хроники, талантливые  зодчие возводили величественные храмы, художники украшали их замечательными фресками и иконами.

Лучшие русские художники  и зодчие сумели выразить в своем  творчестве мысли, чувства и надежды  полного сил и дерзания народа, его горделивое самоутверждение  как независимой нации, его душевную чистоту и возвышенную мечту о совершенной гармонии человека, о жизни и согласии и мире, законам добра и красоты.

Информация о работе Конспекты по истории культуры России