Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:56, курс лекций
1. Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственныхобъектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).
2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).
3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.
ВОПРОС №9 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В РАЗВИТИИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ.
Предпринятое
князем Владимиром официальное введение
христианства в качестве общегосударственной
религии способствовало мирному
распространению и быстрому развитию
письменности и письменной культуре на Руси. Из
Болгарии начинают ввозиться способы
изготовления книг - умение делать материал
для письма (пергамент, изготовлять чернила,
краски, переплеты), мастерство писать
и украшать книги.
Некоторые ученые полагают,
что еще в IX-X вв. в южной части восточнославянских
земель был создан один из двух славянских
алфавитов (возможно наиболее древний)
- глаголица. Во всем случае у славянства
в середине IХ в. уже существовала достаточно
развития письменность. Эта письменность
была уже пригодна для написания объемистых
церковных книг.после принятия христианства
в XI в. в стране создается своя богатая
письменная литература. Сначала русские
книжники лишь переписывали привозимые
из Болгарии церковные книги, которые
во все растущем количестве требовались
для строящихся в городах страны церквей.
Вслед за перепиской и переводом религиозных
книг на Руси уже в XI в. стала распространять
и переводная Византийская религиозная
литература. По мере распространения христианства
стало необходимо резко увеличить количество
священнослужителей. Было открыто большое
количество школ, в которых готовили главным
образом священников и прочих церковников,
необходимых для "совершения треб и
для научного просвещения паствы". Конечно,
эти школы в значительной степени содействовали
общему делу просвещения. Больших высот
достигла в Х–XI вв. архитектура. Ее развитие
также неразрывно связано с распространением
христианства. Начинается сооружение
храмов, монастырей. Первоначально все
постройки были деревянными. Такой была
13 купольная Новгородская София, построенная
в 989 году, таким был храм Бориса и Глеба
начало XI века в Вышгроде.
Для русского искусства X-XI века
характерной и ведущей была именно монументальная
живопись; станковая живопись (иконопись)
играла в ту пору меньшую роль, причем
по своим художественным особенностям
была близка к монументальному искусству.
Принятие христианства способствовало
развитию не только русской письменной
литературы и архитектуры, но и в русской
музыке. Важной составной частью ритуала
богослужение было хоровое пение. Был
разработан свой знаменитый распев, отличающий
от Византийского и связанный с русским
приемом музыкального воплощения эпических
песен. Так основной стиль русского церковного
пения, знаменитый распев просуществовал
с XI-XVIII столетия, музыка и танцы стали
использоваться для увеселения складывающегося
господствующего класса.
До нас дошла только церковная
музыка. Светская музыка сохранилась лишь
в виде «декламации» дворцового церемониала
и нескольких мелодий. Пели «а капелла»
(без аккомпанимента). Существовало три
способа вокала: Торжественное чтение
евангельсих текстов с подпеванием, исполнение
псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший
документ литургического пения датируется
IV веком. Византийское пение достигает
расцвета в эпоху Раннего средневековья.
С увеличением пышности церковных служб
расцветаем музыкальное искусство. Вместе
с принятием христианства на Руси появились
византийские исполнители церковной службы
(болгары и греки)
принятие христианства способствовало
расцвету материальной культуры. Иконопись,
фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных
стен, возведения куполов, камнерезное
дело - все это пришло на Русь из Византии
благодаря распространению христианства.
Через Византию Русь познакомилась с наследием
античного мира.
С христианством пришла письменность
на славянском языке, созданная болгарскими
просветителями Кириллом и Мефодием. Стали
создаваться рукописные книги. При монастырях
возникали школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль.
Церковь запрещала жертвоприношения,
боролась с работорговлей, стремилась
ограничить рабство. Общество впервые
познакомилось с понятием греха, отсутствующим
в языческом мировоззрении.
Христианство укрепило княжескую
власть. Церковь внушала подданным необходимость
беспрекословного повиновения, а князьям
- сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала
быть для европейцев варварской страной.
Она стала равной среди равных европейских
держав. Укрепление ее международного
положения выразилось в многочисленных
династических браках. Принятие христианства
способствовало сплочению восточнославянских
племен в единую древнерусскую народность.
На смену сознанию племенной общности
пришло осознание общности всех русских
вообще.
Русская культура впитала в
себя все лучшее из культурного наследия
восточнославянских племен предшествующей
эпохи, а также многие достижения культуры
самой передовой страны своего времени
- Византии и ряда других соседних народов,
но все заимствования были творчески переработаны
и явились лишь отдельными элементами
в величественном здании древнерусской
культуры, созданной творческим гением
русского народа.
Последние исследования говорят об оригинальности
религиозных взглядов славян-руссов до
принятия христианства3. Вместе с тем,
христианство византийского образца -
православие - составило ценностно-смысловое
"ядро" всей древнерусской и последующей
культуры. Принятие этой развитой для
своего времени религии стало решающим
фактором: при иной религии, ином выборе
культура страны стала бы совсем другой.
Россия с иной верой имела бы другую архитектуру,
живопись, музыку, даже язык и государственное
устройство - вообще имела бы другую историю.
Именно под воздействием православия
сформировались нравственные ценности,
весь духовный облик русского человека,
ведущие черты его архетипа.
Важно отметить, что в условиях феодальной
раздробленности (в период ордынского
ига на Руси насчитывалось до 360 княжеств)
единство русской земли сохранялось благодаря
цельности русской культуры, сплоченной
единством языка, славянской письменности,
христианских религиозных воззрений и
православной церкви. Теоцентризм православия
распространился впоследствии на институт
самодержавия, которое было для русских
не столько социально-политическим учреждением,
сколько феноменом культуры, идеалом сакрализованной
власти, одной из ценностей народа.
ВОПРОС № 10 ПЕРВЫЕ МОНАСТЫРИ И ИХ КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ (МОНАШЕСТВО)
Появление первых монастырей на Руси относится к эпохе Владимира, крестителя Руси, а при его сыне, Ярославе Мудром, монашеская жизнь уже была весьма разнообразной.
Поначалу монастыри
В монастырях готовились кадры священнослужителей всех рангов. Из монашеской среды избирался епископат, причем архиерейский чин получали преимущественно иноки знатного происхождения. В XI-XII веках из одного Киево-Печерского монастыря вышло пятнадцать епископов. Архиереи из «простецов» насчитывались единицами.
В целом, православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране - как, впрочем, и в других странах христианского мира - обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей. Типографий и печатных машин в древности не было, книги писались от руки на пергаменте - специально обработанной свиной, телячьей или бараньей коже. На Руси их называли "харатейные", "харатьи" "кожи" или "телятины". Это был прочный и удобный, но довольно дорогой материал для письма. В XIV веке его вытеснила бумага иностранного производства - "заморская", правда, особо важные документы и в XVI-XVII веках продолжали писать на пергаменте. Переписчиками книг были главным образом священники, дьяконы и монахи. Чернила для рукописей изготавливались из чернильных орешков, вишневого клея, дубильных веществ и других материалов и отличались большой стойкостью. Писали писцы преимущественно гусиными перьями, подвергая их особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки. Интересно, что некоторые сохранившиеся до наших дней древнерусские рукописи написаны кисточкой.
Книги и другие памятники письменности собирались главным образом в самих монастырях, а также в церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек. Настоящим рассадником древнерусского просвещения стал и знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный св. Антонием и приведенный св. Феодосием в состояние стройной внешней организации и высокого духовного совершенства (во второй половине XI века). Благочестивые иноки - книголюбы собирали, переписывали и переводили (с греческого) книги самого разнообразного содержания: книги Священного Писания и богослужебные книги, разного рода сборники, поучения, сказания, жития святых (которые сделались любимым чтением грамотного древнерусского человека). В Печерском монастыре, возникло и русское летописание: первым летописцем, по преданию, был Нестор (живший во 2-й половине XI века), а составителем первого летописного свода был игумен одного киевского монастыря Сильвестр (начало XII века). Их преемники продолжали в течение многих веков дело записи достопамятных событий, совершавшихся из года в год (отсюда название - «летописи»), и, сохранив для нас исторические события далекого прошлого, оказали этим огромную услугу русской исторической науке и развитию русского национального самосознания.
Как уже отмечалось ранее, большие библиотеки рукописных книг собирались в монастырях и при епископских кафедрах. Огромное большинство этих книг погибло в результате междоусобных войн и вражеских нашествий (особенно во время страшного татарского погрома), а также в результате частых пожаров и небрежного хранения. Но сохранившиеся малые остатки книжных богатств и краткие заметки летописей дают возможность составить приблизительное понятие о том громадном количестве рукописных книг, которое было создано и которое читалось древнерусскими «книголюбами». Отметим, что на книгу в прошлом смотрели как на дорогую святыню. Хранили их в так называемой монастырской казне, рядом с другими наиболее ценными предметами церковной утвари. Следует, однако, сказать, что монастырские мастера не часто достигали высот настоящего искусства, уделяя больше внимания собственно переписке, а не художественному оформлению.
ВОПРОС №11 КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ,
После принятия христианства в конце X века на Руси начинается каменное строительство. Приезжие из Византии каменных дел мастера начинают строить первые храмы. В Киеве князь Владимир закладывает Десятинную церковь, посвящённую Успению Богородицы. Первые русские храмы строятся в строгом соответствии с византийскими культурными традициями. Но русские мастера быстро перенимают опыт строительства. В Киеве Софийский собор, построенный при Ярославе мудром, уже сочетает славянские и византийские традиции. Однокупольный византийский храм окружают размещённые чуть ниже четыре средних купола, за которыми стояли еще восемь куполов. Вся постройка раскрывала многокупольную пирамиду, традиционную для русского зодчества. Постройки украшались в стиле русского искусства. Стены украшались яркими фресками с хорошо подобранными тонами. За счёт того, что писались фрески по сырой штукатурке, краски глубоко впитывались, и такое произведение хранилось очень долго, при этом краски не тускнели. Мозаика, иконы, богатое убранство храмов на Руси несли в себе сосредоточение нескольких видов искусства.
В XI – XII веках строятся храмы во многих русских княжествах. Князья, пытаясь поразить современников красотою и величием построек, приглашают лучших русских мастеров. Таким образом, строятся храмы в Чернигове, Новгороде, Полоцке и других городах. Но местный колорит накладывает на строительство храмов свой неповторимый оттенок. В северных княжествах храмы строятся в сдержанном стиле, у них более строгие и величественные формы. Убранство храмов менее богато, неярких красок фрески написаны в суровых и спокойных тонах. Примером может служить Софийский собор в Великом Новгороде.
Таким образом, переняв мастерство строительства из камня от византийских мастеров и многократно его приумножив, русские зодчие, вплетая славянские мотивы деревянного зодчества в каменное строительство, нашли свой неповторимый стиль. Не только каменные, но и деревянные постройки старых мастеров поражают своим величием и великолепием. Никого не оставляет равнодушным посещение Кижи, где сосредоточены одни из самых величественных построек в традициях русского деревянного зодчества. До сих пор не утеряна традиция украшения различных деревянных построек, и в наше время можно встретить дома, украшенные затейливой резьбой по дереву, которая радует глаз и оставляет чувство гордости за неповторимое славянское деревянное кружево.
Древнейшим каменным храмом на Руси является Десятинная церковь в Киеве (989-996) о которой мы судим лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Первоначально это был крестово-купольный, шестистолпный храм, вскоре расширенный путем обстройки открытыми пониженными галереями. По свидетельству письменных источников храм был 25-главным, напоминал многоглавие деревянной Новгородской Софии. Десятинной церковь эта была названа потому, что великий князь выделял одну десятую своих доходов на содержание и храма, и митрополита со всем его двором. Первый храм на Руси отличался величием архитектурных форм и художественным богатством внутреннего убранства.
Киевский Софийский собор - прекраснейшее и наиболее величественное создание зодчих 11 века. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Могучие лестничные башни с шатровыми верхами, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали величавую торжественность храма. Над его закомарами поднимались 13 куполов, образующих пирамидальную композицию верха. Грандиозность и пышность внутреннего пространства храма подчеркивалась сверкающей поверхностью мозаичных полов, тонкой резьбой, обилием драгоценной утвари и богатых тканей. Смелостью и оригинальностью замысла зодчие Ярослава превзошли своих византийских собратьев. В целом образ Софийского собора был проникнут идеей величия и силы русского народа, объединенного в могучем государстве, чувством его торжества и ликования.
Древнейшие памятники
Ни в Византии, ни на Западе нельзя было встретить храмов с большим количеством куполов. Это - чисто русское явление, наследие деревянного зодчества, перенесенное затем на каменную постройку. Первая София - в Новгороде была дубовая, тринадцатикупольная. Эта старая традиция жила в деревянном зодчестве очень долго и, между прочим, дошла до нас в деревянной 23-главой церкви Кижского погоста.
В ознаменовании побед поэты и летописцы слагали песни и исторические хроники, талантливые зодчие возводили величественные храмы, художники украшали их замечательными фресками и иконами.
Лучшие русские художники и зодчие сумели выразить в своем творчестве мысли, чувства и надежды полного сил и дерзания народа, его горделивое самоутверждение как независимой нации, его душевную чистоту и возвышенную мечту о совершенной гармонии человека, о жизни и согласии и мире, законам добра и красоты.