Конспекты по истории культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:56, курс лекций

Краткое описание

1. Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственныхобъектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).
2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).
3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

Файлы: 1 файл

Конспекты по истории культуры.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области  искусства,- писал И.Э. Грабарь,- приходишь  к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,- словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».Природная архитектурная одаренность русского народа была развита наследственной выучкой древнерусских зодчих и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленный навык перерастал в тонкое чутье и понимание красоты, равное по силе могучему и безошибочному врожденному инстинкту. Это качество русские зодчие передали и мастерам нового времени.

Мудрая простота и  ясных архитектурных композиций и форм, практическая, функциональная оправданность всех деталей и  приемов, органическое единство художественного и конструктивного начал, подлинная монументальность, достигаемая за счет не величины сооружения или обилия украшений, а высокой гражданственности и патриотической идеи, воплощенной в нем, последовательный реализм. Полное слияние архитектуры и природы, наконец, та человечность, гуманизм, которые так волнуют нас при встрече с каждым произведением истинного искусства, - вот чему учит нас история русского деревянного зодчества. Это не временные, преходящие, но вечные и неизменные принципы архитектурного искусства.

Между деревянной и каменной архитектурой существовали всегда теснейшие  взаимосвязи и взаимовлияния. «Сама  история московского зодчества, - писал один из крупнейших русских  художников и искусствоведов академик И.Грабарь, - есть в значительной степени история перенесения деревянных форм на каменные сооружения».

ВОПРОС № 13 КУЛЬТУРА ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ (17 ВЕК) И  РАСКОЛ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Политические  и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1533 г. начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными.

В 1634 г. был издан  первый печатный русский букварь  Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском  монастыре в Москве была открыта  школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается  Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются  сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения  с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь  Владимирская» или «Насаждение  дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные  изменения произошли в архитектуре  и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых  построек в Коломенском и на русском  севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 в. намечается сближение культового стиля  с гражданским. Появляется стиль, который  возник при слиянии русской архитектуры  и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты  русской архитектуры этого периода - многоярусность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого  стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском  зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного  государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы  осваивают науку и технику. Для  них характерны обширные теоретические  познания. Доказательством этому  служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается  географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и  Е.Хабарова по освоению новых территорий.

РАСКОЛ  ЦЕРКВИ.

Еще в середине XVI века на Стоглавом соборе русскими иерархами был поднят вопрос об исправлении ошибок в богослужебных книгах. Тогда он так и не был решен, сначала из-за грозной опричнины, а затем из-за  смутного времени. Однако затруднения в деле книжных исправлений с течением времени все более и более возрастали. С развитием типографий ошибки из рукописей попадали в печатные книги, где каждое слово считалось уже неприкосновенным.

Первое время  на Московском печатном дворе работа по исправлению ошибок велась без  определенного плана. Правили и  печатали книги, в которых была нужда, на которые был спрос. Некоторые просвещенные правщики предлагали брать за основу «книжной справы» книги греческие. Однако это вызывало бесконечные споры и разногласия в русской церковной среде. Греки подорвали свой прежний авторитет в глазах православной Руси еще в XV веке, когда на Ферраро-Флорентийском соборе они заключили церковную унию с Римом. Вот как отвечает грекам один из русских книжных людей того времени: «Книги вам печатают в Венеции и в Англии, и еллинскому писанию ходите учиться в Рим, а наставники ваши от туда приходят, — в больном стаде и здравая скотина окоростевеет, — так и ваши учителя приходят к вам из Рима все шелудивые, а вы их во всем слушаете. Еще скажу вам: что у вас было доброго, все к нам в Москву перешло!»

С воцарением Алексея  Михайловича книжная справа приобрела характер церковной реформы. Вокруг царя образовался влиятельный кружок ревнителей церковного благочестия во главе с царским духовником. В этом кругу и был продуман и предложен план церковных преобразований, который стал воплощаться в жизнь при царской поддержке. В 1652 году на патриарший престол был избран один из активных членов этой группы — митрополит Новгородский Никон. Несмотря на то, что новый патриарх был привлечен к уже начатому делу, и посвящен в уже разработанные планы, именно с его именем связывают церковную реформу.

Став патриархом, Никон осуществлял преобразования уже без совета и участия своих  друзей. «Егда поставили патриархом, так друзей не стал и на порог  пускать!» — вспоминает один из бывших «ревнителей». Члены кружка встали в оппозицию к действиям патриарха, вызвав на себя его гнев. Многие из них были лишены сана и сосланы, а кто-то даже поплатился жизнью.

Для поддержки  дальнейших реформ Никон решил обратиться к авторитету греков. Отыскав в  соборном документе Восточных патриархов слова о том, что Русская Церковь должна быть во всем согласной с Церковью Византийской, Никон объявил: «Я русский, сын русского, но моя вера — греческая. И если Восточная Церковь учит иначе, нам нужно отказаться от своих мнений и принять общее мнение Восточной Церкви». В деле достижения обрядового единства с другими Православными Церквами Никон просил совета у Восточных иерархов. Первым отозвался Константинопольский патриарх Паисий: «Дорогой брат! Не следует думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся в вещах несущественных и не в членах веры. Различия же во внешних порядках не только терпимы, но исторически неизбежны». Однако не все мыслили так же мудро, как Цареградский святитель. Патриархи Макарий Антиохийский и Гавриил Сербский, лично приехавшие в Москву на очередной церковный собор, не только торопили Никона с исправлениями всех обрядовых отличий в Русской Церкви, но и объявляли все старорусские чины ложными и еретическими.

Большинство русских  иерархов молча поддержали Никоновскую  справу. С необходимостью исправлений  книг и обрядов не согласился только один из архиереев - епископ Коломенский  Павел. В порыве гнева он был лишен  Никоном сана и сослан в дальний  монастырь, где вскоре скончался при неизвестных обстоятельствах. Никон приступил к реформам. Со всей своей жесткой решимостью и прямолинейностью он начал искоренять ошибки и вводить новые правила, совсем не учитывая тех настроений, которые царили в русском обществе.

В результате, преобразования патриарха Никона имели трагические  последствия. Наиболее консервативная часть паствы отказалась принять  новшества, противясь тому осмеянию, которому подвергались старорусские обряды. Ревнители древнего благочестия  заявляли: «Как положили отцы наши и деды, так пусть все и лежит. Они жили и спасались по этим книгам, и мы не желаем изменить в них ни одной буквы».

В мае 1666 года под  председательством трех патриархов открылся Большой московский собор. Половину из присутствовавшего на нем епископата составляли восточные иерархи. Собор официально подтвердил все сделанные Никоном исправления, и объявил противников реформы противниками Церкви. С тех пор приверженцев старых книг и обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Ревнители же старых обрядов прозвали своих противников никонианами.

Главные причины, вызвавшие раскол, поражают своей  мелочностью. Ошибки совсем не затрагивали  основ веры. Под «старой верой» подразумевались привычные формы  обрядов и неизменные тексты богослужебных книг. Со временем и сам Никон, попав в немилость к царю и пребывая в ссылке, признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было уже поздно. Анафемы на «непокоряющихся святому Собору» уже прозвучали. Отказавшись выполнить требования Собора, раскольники фактически решились на открытый бунт против власти. Протесты против навязывания обрядовых реформ вспыхивали сначала на окраинах русского государства, а потом и в самой Москве, где сторону раскольников приняли царские стрельцы. После усмирения столичного бунта правительство усилило свою строгость к мятежникам. От преследований и наказаний староверы стали убегать в непроходимые заволжские леса или покидать пределы России, сохраняя в своих общинах чувство тоски, погребальную грусть об утраченной Древней Руси

ВОПРОС  № 14 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО СРЕДНЕВЕКОВОЙ  РУСИ (ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО,ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО,ОРУЖИЕ)

Выдающееся развитие в домонгольское время получило русское художественное ремесло. По подсчетам Б.А. Рыбакова, в русских городах работали ремесленники более 60 специальностей.

Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное развитие получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработка кожи и дерева.

Развитие народного  прикладного искусства создавало основу для дальнейшего развития архитектуры, живописи.

После тяжелых  годов упадка с середины XIVв. началось возрождение ремесленного производства, литейное дело. Переживали также подъем ткачество, гончарное дело. Новгород, Москва стали центрами обработки железа, изготовления военного снаряжения, отлития пушек и колоколов.     

В Москве был  организован государственный Пушечный двор. С начала XVIв. пушечным делом  занимались исключительно русские  мастера. Знаменитым мастером был Андрей Чохов, который в 1586г. отлил на Пушечном дворе знаменитую "Царь-пушку". Начали плавить металлы и чеканить из русского серебра мелкие серебряные монеты. Распространяется производство изо льна, пеньки, кожи, дерева, традиционные промыслы.     

Русские мастера  научились бурить скважины для добычи соли глубиной свыше 100 метров. В кузнечном деле стали применяться механические молоты, использующие силу воды. Возродилось утраченное в эпоху монголо-татарского ига производство кирпича. Во второй половине XVIв. была сделана попытка наладить в России собственное бумажное производство.     

В XVIв. в столице  оформляются различные учреждения, обслуживающие царскую семью  и высшую дворянскую знать. Среди  них Постельная казна, преобразованная  в Мастерскую палату, обеспечивавшая всем необходимым царскую семью; Оружейная палата, в которой производили и хранили дорогое оружие, царские регалии; Конюшенная казна, ведавшая уборами и экипажами; вопросами строительства и архитектуры ведал приказ Каменных дел. В Москве при великокняжеском (позже, царском) и митрополичьем (затем, патриаршем) дворах сосредотачивались лучшие мастера, собранные из разных регионов государства. Их руками создавались великолепные серебряные и золотые изделия для царского дома. Массовый характер приобрело производство предметов быта и культа. Весьма распространенным было изготовление ювелирных изделий, представлявших большую художественную ценность. В одном только Новгороде насчитывалось свыше 200 мастеров-серебряников.     

Информация о работе Конспекты по истории культуры России