История культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука, образование, идеология, литература, искусство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Новая религия 6
2. Письменность и образование 8
3. Древнерусская литература 9
4. Устное народное творчество 14
5. Архитектура 14
6. Живопись 16
7. Искусство русских мастеров 18
8. Быт народа 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 24

Файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 1.doc

— 55.82 Кб (Скачать)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

Новая религия

6

2.

Письменность и образование

8

3.

Древнерусская литература

9

4.

Устное народное творчество

14

5.

Архитектура

14

6.

Живопись

16

7.

Искусство русских мастеров

18

8.

Быт народа

19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

 

ЛИТЕРАТУРА

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука, образование, идеология, литература, искусство.  
Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен.

IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы - и рождается в Гардарике (скандинавское название Руси, означавшее «страна городов»)  молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного Вещего Олегов 882 г. Завершают период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054), иногда доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси - середина IX - начало XII вв.

 Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Развитие любой культуры происходит по определенной системе  и в системе развития той или  иной культуры можно увидеть как  схожие черты, так, и различия, что  обусловлено многими факторами: географическим положением историческими  условиями, климатом и другими составляющими.

Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя свои оригинальные черты. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-восточной Руси и .т.д.

В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и  влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными  навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

 Вследствие того, что Русь  испытывала сильное влияние Византии, её культура складывалась как  синтез культур и традиций  двух государств. Долгие годы  русская культура развивалась  под влиянием языческой религии.  С принятием христианства, положение  радикально изменилось – новая  религия стремилась изменить  представления людей о красоте,  морали, творчестве и т.д. Достаточно  продолжительное время на Руси  сохранялось двоеверие, что сыграло  огромную роль в складывании  культурного потенциала, отражавшего  в себе некую двойственность.

Все эти факторы и определили то, что называется “феноменом русской  культуры”. Её чертами являются стремление к монументальности, масштабности; народность, цельность и простота в искусстве; Изящество и гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнерадостность и доброта в живописи. Всё это находится в тесном контакте с природным наследием.

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие  в веках произведения литературы, живописи и зодчества.

Знакомство с культурой  Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности  убеждает нас в ошибочности существовавшего  некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х—XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов — тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте — впереди нее только Греция.

 

 

 

 

 

 

  1. Новая религия.

Без сомнения, важнейшей  культурной составляющей этого периода  развития восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако это обстоятельство неоднократно создавало критические моменты в ее истории, выдвигало на первый план мучительную проблему выбора. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него - княгини Ольги, а еще ранее - киевских князей Аскольда и Лира. Таким образом, тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

Не менее важным был  и другой фактор, связанный с религиозной  психологией народа, особенностями  сто художественно-эмоционального восприятия мира. «Повесть временных  лет» содержит обширный рассказ о  сомнениях Владимира и его  бояр при выборе веры. Когда на Русь прибыли миссионеры из Византии, мусульмане из Дунайской Болгарии, иудаисты из Хазарин, князь был неудовлетворен проповедями всех, кроме византийцев. Поэтому он послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры. Конечное решение - выбор христианства византийского обряда - определили следующие причины: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и сказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

В приведенном отрывке  отразилось то сильное впечатление, которое произвело на русских, впервые  знакомившихся с христианством, византийское богослужение. По мнению игумена Иоанна Экономцева, столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли, нашло благоприятную почву.

Около 988 г. Владимир крестился  сам, крестил свою дружину и бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских  вообще. В Новгороде тот же Добрым, который учреждал культ Перуна, теперь крестил новгородцев.

Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились огню - Сварожичу, справляли буйные праздники старины. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Служители древней религии - волхвы упоминаются в летописях еще в XII в. как организаторы киевского восстания 1113 г.

Поэтому говоря о прогрессивном  значении принятия христианства на Руси в аспектах внешнеполитическом, государственном, социальном, не следует признавать христианизацию единственным определяющим фактором культурной эволюции русского народа. Даже несмотря на то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите христианской мысли, внимательный взгляд на шедевры древнерусского искусства обнаружит глубокое их родство с наследием архаики: заставки-инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, мелодический строй церковных песнопений.

Таким образом, культура Киевской Руси вобрала достижения восточнославянских племен, заимствовала опыт других народов, включая Византию и кочевников, а  также внесла свой собственный вклад  современников, сформировав самобытность и самостоятельность. 

  1. Письменность и образование.

Фактором, подготовившим  принятие христианства Русью, стало  создание во второй половине IX века славянской письменности на основе греческого уставного  письма с добавлением нескольких букв. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885), прибывших из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г. Они не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания. В X веке уже есть свидетельства использования кириллицы на Руси. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. О широком распространении грамотности среди различных слоев общества имеются многочисленные летописные и археологические свидетельства. Новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти, повсеместно встречаются, начиная с XI века.

Наиболее распространена грамотность была среди городского населения. Горожане оставили надписи - «граффито» на стенах церквей Киева, Смоленска, Новгорода. Среди таких  надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Владимир Мономах, будучи молодым  князем, во время церковной службы написал на стене Софийского собора в Киеве - «Ox,  тяжко мне» - и подписался христианским именем Василий.

С XI в. в семьях богачей стали учить грамоте мальчиков и девочек. Лика, сестра Владимира Мономаха, в Киеве создала женский монастырь, а при нем школу для обучения грамоте девушек.

Появились школы и высшего  типа, которые готовили к государственной  и церковной службе. Одна из таких  школ была при Киеве-Печерском монастыре. В ней обучали богословию, философии, риторике, грамматике, используя исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические труды.

Среди князей и их семей  было распространено знание иностранных  языков. «Книжными мужами» летописи называли князей - Ярослава Мудрого, Всеволода  Ярославовича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмомысла, Константина Всеволодовича Ростовского. Образование получали и некоторые женщины в княжеских семьях. Так, княгиня Ефросинья Полоцкая «была книжному писанию» обучена и сама писала книги.

Известны имена 39 писцов XI-XIII вв., 15 из них были лицами духовного  звания. В XI в. на Руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений  известных поэтов, философов, богословов мира, переводные книги Минеи, Триодь, а также Часословы. ( Триодь (от греч. triadioll) - православная богослужебная книга, содержащая песнопения и молитвы, приурочиваемые к определенным датам.)

  1. Древнерусская литература.

Древнерусская литература родилась, судя по памятникам, в первой половине XI века в среде господствующего  класса. Русская культура Средневековья была элитарной. В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII века. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV--XVI веках. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX века использовали гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI-XII веках в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. Уже в XI веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово Евангелие (Х1 в.) и Мстиславово Евангелие (ХП в.).

Информация о работе История культуры