История культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука, образование, идеология, литература, искусство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Новая религия 6
2. Письменность и образование 8
3. Древнерусская литература 9
4. Устное народное творчество 14
5. Архитектура 14
6. Живопись 16
7. Искусство русских мастеров 18
8. Быт народа 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 24

Файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 1.doc

— 55.82 Кб (Скачать)

В основу литературного языка  лег живой разговорный язык Древней  Руси, точнее - областные его диалекты, южные и северные (Поднепровья и Новгорода Великого). Вместе с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, язык старославянский, или церковнославянский. Именно на него моравскими братьями Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность и велось богослужение. Будучи одним из диалектов староболгарского языка, церковнославянский обладал большим набором отвлеченных понятий, которые осели в русском языке настолько прочно, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, разум, истина.

Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской  литературы обусловлены выбор переводных сочинений, бытовавших в рукописной традиции и подход авторов, который  проявлялся даже в описании истории, в бытовых повестях и в других, казалось бы, светских сюжетах. Начальный  этап переводной древнеславянской письменности определялся наряду со Священным  Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви IV-VI веках: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского.

Переводились также произведения массовой литературы - Хроника Иоанна Молоды, «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, апокрифы, патерики. (Апокриф (греч. apokryphos - тайный, сокровенный) - произведение иудейской и раннехристианской литературы, не включенное в библейский канон. Патерик (от греч, раter- отец) - в православии сборник жизнеописаний отцов церкви, монахов, признанных священными.)

Наибольшей популярностью  пользовалась Псалтырь, богослужебная  и толковая.

Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI - началу XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI-XII вв. невелико: летописание, житие и слово. В литературоведении жанром принято называть тип произведения, который складывается постепенно и развивается с течением времени. В связи с тем, что средневековые произведения, как правило, преследовали утилитарные цели, к формально-содержательным признакам всегда прибавляется еще и функциональный, который и становится для них основным. Деление произведений древнерусской литературы на жанры достаточно условно. Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Одним и тем же, наиболее общим термином «с л о в о» писатели называли и торжественную речь митрополита Илариона и воинскую повесть.

Среди жанров древнерусской  литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение  восьми веков (XI-XVIII вв.). Ни одна европейская  традиция не обладала таким количеством  анналов, как русская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальную  выучку. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отражая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летописцы проявляли независимость мысли, отражая точку зрения широких масс на то или иное событие, нередко подвергали критике действия князей, отражая «вся добраа и недобраа» и «не украшая пишущего».

Древнейшая русская летопись носит название «Повесть временных  лет» (1068). В оригинале она имеет  более пространное название: «Се  повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в  Киеве нача первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». Дошла до нас эта летопись в рукописных копиях не старше XIV в. Из них наиболее замечательны две: сборник 1377 г., условно называемый Лаврентьевской летописью по имени писца-монаха Лаврентия, переписавшего ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича, и сборник начала XV в., получивший название Ипатьевкой летописи по месту хранения - Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Главное различие между обоими списками «Повести» - в ее конце. Лаврентьевская летопись заканчивается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля 1110 г. огненного столпа, над Киева-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним следуют еще несколько сказаний под 1111, 1112 и 1113 гг. Авторство «Повести» приписывают монаху Киева-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г. Основная идея произведения глубоко патриотична - единство Русской земли. Княжеские усобицы и кровавые распри, начавшие сотрясать тогда Русскую землю, осуждаются летописцем. Таким образом. Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, повествующего об истории Русской земли в целом.  
     Другой распространенный жанр древнерусской литературы - «житие» - буквально соответствует греческому «жизнь» и латинскому «vita». Он представляет жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались церковью святыми. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином «агиография» (от agios - святой и grafo - пишу). Составление житий требовало соблюдения правил и стиля изложения. К ним относилось неторопливое повествование в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и заключения. Главное действующее лицо изображалось непреложно святым, а отрицательный герой вводился для контраста и действовал на заднем плане. Жанр жития неподвижен, он исключает описание становления характера и сводится обычно к подбору материала для иллюстрации святости героя. Агиография, таким образом, - искусство дореалистическое, ближайшей параллелью которому может быть древнерусская иконопись. В человеке устранялись все черты его индивидуальности, «временности», он становился обобщенным воплощением либо добра, либо зла. По преданию, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых дошедших до нас житий - двух житий первых христианских мучеников князей-братьев Бориса и Глеба и житие игумена Феодосия - основателя Киевской лавры.

Речи, называвшиеся в старину  поучениями и словами, относятся  к жанру красноречия, «золотой век» развития которого на Руси приходится на XII век, но уже в XIII веке он приходит в упадок и совершенно исчезает из литературного обихода в XIV веке.   Поучения преследовали практические цели назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха», дошедшее до нас в Лаврентьевком списке «Повести временных лет» под 1096 г. В начале «Поучения» один из выдающихся князей своего времени Владимир Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализирующая тема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кончается «Поучение» автобиографией князя.

 Торжественное красноречие  - область творчества, требовавшая  не только глубины идейного  замысла, но и большого литературного  мастерства. Древнейшим дошедшим  до нас памятником этого жанра  является «Слово о законе и  благодати», авторство которого  предположительно приписывают первому  киевскому митрополиту Илариону и датируют между 1037 и 1050 годами.

  1. Устное народное творчество.

Былины – новый жанр, возникший в X в. Большинство былинных сюжетов связанно со временем княжения Владимира Святославича  - временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками.

Истинный герой эпоса  – герой-богатырь, олицетворявший сам  народ. Любимейший народный герой –  Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ  воспел и крестьянина пахаря Микулу Селяниновича.

Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись  князья и их подвиги. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться  после появления письменной литературы 

  1. Архитектура.

Под большим воздействием церкви находился и другой вид  древнерусского искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI веке Антонием и Феодосием Печерскими. Печеры, или пещеры, - это места, где первоначально селились христианские подвижники и вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Наряду с Киевским известен также Ильинский подземный монастырь в Чернигове - уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы, по преданию основанный тем же Антонием около 1069 г. Еще одним таким знаменитым стал Печерский монастырь под Изборском Псковской области.

Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством  и связано с именем его апологета  преподобного Антония. Неординарнейшее явление христианской духовной культуры, называемое еще исихией (молчальничество, умное делание) - это путь духовной практики преображения человеческого духа через аскетизм, уход от мира. Подземные монастыри были очагами исихии на Руси, ибо здесь ни звук мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Традиционная жизнь в общежительных монастырях не была такой строгой. Люди, отрекавшиеся от обычной жизни и уходившие в монастыри, могли продолжать выполнять многие мирские обязанности. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. Монастыри становились центрами распространения духовных знаний. Рядовой монах мог стать летописцем, зодчим, иконописцем. Несомненно, что именно монастыри сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

После принятия христианства в конце X века на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 году в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время Батыева нашествия в 1240 году она была разрушена. Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего храма Руси, осуществленные М.К. Картером, позволили установить, что эта постройка площадью около 900 м2, увенчанная, по словам летописи, 25 верхами, то есть главами, была грандиозной по замыслу и исполнению. Также многоглавым был 13-верхни Софийский собор в Киеве, возведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией. Археологические раскопки обнаружили, что храм был окружен крепостной стеной митрополичьего замка. Софийский собор - памятник не только зодчества, но и искусства изобразительного. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Многие фрески написаны на русские сюжеты: изображена семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены - скоморошьи пляски, борьба ряженых, охота на медведя.

В 30-е годы XI века были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом же веке были Софийский собор в Новгороде построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киева-Печерском монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых - князей Бориса и Глеба - возводится грандиозный храм площадью около 600 м. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045--1050), в архитектурном облике которого уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в симметрическом порядке, гораздо мощнее и суровее сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные, как в Киеве, и избыток орнаментальных украшений языческой древности с ясно проглядывающимся рисунком узелкового письма.

  1. Живопись.

С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи – мозаика  и фреска, а также станковая  живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это в известной степени сковывало художественное творчество и предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Самые ранние из сохранившихся  произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, которые привнесли в сложившуюся  иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а  также манеру плоскостного письма. Суровой красотой и монументальностью  отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой  и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно  объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны  изображения Христа Вседержателя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

Уникальными памятниками  светской живописи являются росписи  стен двух башен киевской Софии. Здесь  изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и  птицы. По своему характеру они далеки от обычных церковных росписей. Среди  фресок Софии – два групповых  портрета семьи Ярослава Мудрого.

Мозаики Златоверхого собора Михайловского монастыря отличаются довольно свободной композицией, живостью движений и индивидуальными характеристиками отдельных персонажей. Хорошо известно мозаичное изображение Дмитрия  Солунского – воина в золоченом панцире и синем плаще. К началу XII века дорогая и трудоемкая мозаика полностью вытесняется фреской.

  1. Искусство русских мастеров

Киевская Русь была страной  высокоразвитого ремесла: гончарного, металлообработки, ювелирного. В X веке появляется гончарный круг, и на всей территории прежнего Киевского государства археологи до сих пор находят великолепные шиферные пряслица, грузики для веретен. К середине XI века относится первый известный меч с русской надписью «Людота ковал», с этого времени русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени. Многие украшения выполнены в характерной технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков). Применялась также скань: рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью. Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

Информация о работе История культуры