История культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука, образование, идеология, литература, искусство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Новая религия 6
2. Письменность и образование 8
3. Древнерусская литература 9
4. Устное народное творчество 14
5. Архитектура 14
6. Живопись 16
7. Искусство русских мастеров 18
8. Быт народа 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 24

Файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 1.doc

— 55.82 Кб (Скачать)

Найдены женские серьги "колты" - кольца с полукружием внизу, к которому припаяны шесть миниатюрных серебряных конусов. На каждый конус напаяны колечки диаметром около полумиллиметра из проволоки толщиной в две десятые доли миллиметра! На каждом конусе таких колечек - 5000 штук! Всего - 30 тысяч штук на каждой серьге, и в каждом колечке - зёрнышко серебра диаметром 0,04 мм! (Находятся в Русском музее.).

Киевская Русь славилась искусством мастеров-оружейников. Именно на Руси впервые появились: шестопер, наруч, крюк для натягивания арбалёта, кольчуги с плоскими кольцами, конская стальная маска, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колёсиком, пластинчатая броня.

За 50 лет раскопок в Новгороде  было найдено более 20 тысяч кожаных  сапог и туфель, но не найдено  ни одного лаптя! Хотя лапти, сделанные  из лыка, сохранились бы так же, как  и берестяные грамотки. Найдено около 30 тысяч деталей самострелов, десятки  тысяч фрагментов лат, множество  мечей, копий, кольчуг. Во всей Европе в тех же слоях, относящихся к IX-XIII вв., найдено такого рода изделий значительно меньше, чем на Руси [14.11].

В создании своих изделий русские  оружейники демонстрировали своё высокое  мастерство и уменье. В Русском  музее мы можем видеть железную маску, предохраняющую лицо воина от стрел. На Западе она была неизвестна, там  создали шлем-"ведро" с прорезями для глаз, ограничивающий маневренность и зону обзора. Русские мастера создавали кольчуги весом до 8-10 кг, насчитывавшие до 300 тысяч мелких колец.

  1. Быт народа.

Культура народа неразрывно связана  с его бытом, повседневной жизнью, а быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

Люди жили как в больших для  своего времени городах, насчитывающих  десятки тысяч человек, так и  в селах в несколько десятков дворов и деревнях, в которых группировалось по два-три двора.

Все свидетельства современников  говорят о том, что Киев был  большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий — храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром дочь Ярослава Мудрого  Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию  и приехавшая в Париж XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы по сравнению с Киевом. Здесь сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота — символ победы русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца стояли бронзовые кони, вывезенные Владимиром I из Херсонеса; в старом Ярославовом городе стояли дворы видных бояр, здесь же на горе находились и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.

Во дворцах, богатых боярских хоромах  шла сложная жизнь — здесь  располагались дружинники, слуги, толпилась  бесконечная челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь  судили и рядили, сюда свозились  дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко происходили  пиры, где рекой текло заморское  вино и свой родной “мед”, слуги  разносили огромные блюда с мясом, дичью. Женщины сидели за столом наравне  с мужчинами. Женщины вообще принимали  активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин—деятельниц  такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры услаждали своим искусством именитых гостей, пели им “славу”, большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раздачи во времена Владимира I.

Любимыми забавами богатых людей  были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью русского быта, особенно на севере, являлась баня.

В княжеско-боярской среде в три  года мальчика сажали на коня, затем  отдавали его на попечение и выучку к пестуну (от слова “пестовать”—воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.

Внизу, на берегах Днепра шумел  веселый киевский торг, где продавались  изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад. По склонам гор к Подолу спускались разношерстные—от хороших деревянных домов до убогих землянок — жилища ремесленников, работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и огромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и купеческие усадистые насады, и бойкие, юркие лодочки.

По улицам города сновала пестрая  разноязыкая толпа. Проходили здесь  бояре и дружинники в дорогих  шелковых одеждах, в украшенных мехом  и золотом плащах, в епанчах, в  красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и  серебра. Появлялись и купцы в  добротных льняных рубахах и  шерстяных кафтанах, сновали и  люди победнее в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, украшениями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла — меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что жещины уже тогда носили традиционную русскую одежду — сарафаны, голову накрывали убрусами (платками).

Храмы, дворцы, такие же деревянные дома и такие же полуземлянки на окраинах стояли и в других русских  городах, там же шумели торги, а в  праздники нарядные жители заполняли  узкие улицы.

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в русских селах и  деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках  с печками-каменками в углу. Там  люди настойчиво боролись за существование, распахивали новые земли, разводили  скот, бортничали, охотились, оборонялись  от “лихих” людей, а на юге —  от кочевников, вновь и вновь отстраивали  спаленные после вражеских набегов  деревянные жилища. Причем нередко  пахари выходили в поле вооруженные  рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли свою пряжу, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XI в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Под скипетром князей Рюриковичей в единую державу были объединены восточнославянские, летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена на территории около 7000 км. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа, в сложении общей культуры. Высокий по тем временам уровень развития общественной мысли, национального самосознания демонстрируют русские летописи, а также приверженность широких слоев населения к знаниям, бережное отношение к мудрым книгам, прозванным в народе «голубиными». В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа в рамках тесного переплетения двух векторов его духовной жизни: христианского и языческого.

Бурный рост локальных  феодальных центров сопровождался  развитием местных стилей в изобразительном  и прикладном искусстве, зодчестве  и летописании. Это в свою очередь обогащало общерусскую культурную сокровищницу.

Для эпохи характерно углубление взаимодействия языческой и христианской составляющих культурного процесса, выразившееся в появлении феномена народного христианства и ересей павликианско-богомильского толка.

С монголо-татарским нашествием в культурную традицию входит патриотическая тематика, способствовавшая консолидации общерусского национального сознания и формированию общерусской этнической целостности. Эпоха XII—XIII вв. дала непревзойденные по глубине и образности шедевры в области словесности, зодчества, иконописи, появление которых свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне культурного развития народа накануне монголо-татарского нашествия.

Завоевание Руси, хотя и  замедлило темпы историко-культурного  процесса, однако не только не прервало его, но отчасти даже и обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культур начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в последующую эпоху. Запас прочности культурного наследия Руси оказался столь могуществен, что в трудные, переломные годы насильственно прививаемые к его стволу чужеродные ростки не только не погубили дерево, но прижились на нем и дали новые всходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 класса. М.: Просвещение, 2007. – 336с.;

Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Издательство АН СССР, 1944. – 75с.;

История мировой и отечественной  культуры: Конспекты лекций Константинова  С.В. – М., 2008. – 160с.;

История России (Россия в  мировой цивилизации): Курс лекций/Сост. Радугин А.А. – М.: Центр, 2001. – 352с.;

История России с древнейших времен до конца XVII века/ под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. – М.: «Изд-во АСТ-ЛТД», 1999. – 385с.;

Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 928с.

Колыванова М.О. Древняя  Русь IV-XII вв. М.: Олма Медиа Групп, 2010. – 256с.;

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2002. – 496с.;

Культурология. История Мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – М.:ЮНИТИ, 2000. – 600с.;

 Лихачев Д.С.Культура русского народа X-XVII веков. Л.: Издательство АН СССР, 1961. – 112с.;

Пятецкий Л.М. История России для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский  Лицей,1998. – 432 с.;

Рябцев Ю.С. История русской  культуры. Художественная жизнь и  быт XI – XVII вв.: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 336с.;

Рябцев Ю.С. Путешествие  в Древнюю Русь: Рассказы о русской  культуре. – М .: ВЛАДОС, 1995. – 257с.;

Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской  истории. – М.: «Молодая гвардия», 1987. – 492с.;

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и  русские княжества VIII – XII вв. М., 1992. – 172с.;

 Страхова Н.П. Русская культура X-XVII веков: Учебное пособие. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 216с.;

Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVII веков. М., 1968. – 187с.

 


Информация о работе История культуры