Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:40, диссертация

Краткое описание

Цель диссертационной работы – исследовать этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев от эпохи Трех государств до настоящего времени.

Задачи исследования. Поставленная цель исследования, достигается путем решения ряда задач, обусловленных содержанием работы:

– рассмотреть историю формирования хореографического искусства Кореи от эпохи Трёх государств до эпохи Чосон;

– дать классификацию основных видов традиционных корейских танцев;

– показать влияние традиционных верований на танцевальное искусство Кореи;

– выявить роль костюма, атрибутов и музыкального сопровождения в создании образов традиционного танца;

– проанализировать современное состояние хореографического искусства в Республике Корея и КНДР, показать пути сохранения традиционного танца как феномена культуры этноса;

– показать процесс возрождения хореографического искусства у корейцев Приморского края Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Корейская культура.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     От  народного фольклора берут своё начало многочисленные виды и жанры танца. Танец изменяется вместе с экономической, социальной и духовно-нравственной жизнью того народа, которому он принадлежит.35 Культура Кореи отличается не только богатством материальных и духовных ценностей, но и своей огромной жизнестойкостью, несмотря на бесчисленные войны, периоды внутренних мятежей и смут, разрушения, произведённые завоевателями, она не только не ослабевала, а, наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. Это находит яркое подтверждение в государственной политике страны на протяжении многих веков.

     Благодаря заимствованиям, культурная традиция Кореи только обогащалась, но, ни в  коем случае, не подменяла свои традиционные основы. Так, например, на становление многих современных хореографов Кореи оказали влияние лучшие образцы европейской и японской хореографии. Яркий пример этого – знаменитая танцовщица и хореограф Чхве Сы Хи (или Цой Сын Хи, как называют её некоторые исследователи). Она стала ученицей и последовательницей знаменитого японского хореографа Исии Баку. Но вместе с тем, овладевая современными техниками танцевального искусства, сохраняла в своих постановках национальный колорит и образы. Ей удалось соединить в своем танце традиции и современность, стилизовать традиционный танец и стать основательницей корейского сценического танца.

     Немало  корейских хореографов внесло свой вклад в развитие современного или  «нового» корейского танца. Среди них  Кук Су Хо, Хан Сон Чжун, Ким  Сук Чжа, Ким Су Ак, Канн Сун Ён, Ан Сон Хи (дочь Чхве Сын Хи). И  здесь мы выделяем и подчеркиваем тот факт, что каждый из хореографов постарался отразить в своем творчестве, в первую очередь, богатство традиционного танца своей страны. Яркими примерами являются современные балеты, основанные на народном эпосе, – «Сказание о Симчхон», «Сказание о верной Чхунян», а также оригинальная интерпретация балета «Весна священная» и многие другие.

      В диссертационном исследовании проанализировано и северокорейское наследие танца. Важность этого раздела представляется нам в том, что, не смотря на «закрытость» КНДР, традиционное танцевальное искусство в этой стране также трепетно развивается и сохраняется. Кроме того, оно имеет общие корни с традиционным южнокорейским хореографическим искусством, так как Корея не всегда была разделена на Север и Юг.

      Характерной особенностью северокорейского танцевального  наследия является то, что оно всецело  подчинено идеологии трудовой партии. И если в Республике Корея популяризация  и возрождение традиционного танцевального искусства носит массовый характер, то в КНДР носит индивидуальный подход, подчинённый принципам социализма и классовости. Но следует отметить, что это первое в мире государство, где лидер страны публикует теоретическую работу, посвящённую танцевальному искусству Кореи, а именно записи танца. Эта работа и сегодня имеет огромное значение для этнографии и танцевальной культуры и её сохранения.

     Возвращаясь к Южной Корее надо подчеркнуть, что здесь сегодня активно  развивается и поддерживается хореографическое творчество. Создаются национальные балеты и Центры современной хореографии. Но вместе с тем продолжают сохраняться и транслироваться лучшие образцы традиционного искусства. Этому способствует государственная политика в области сохранения и развития культуры.

     Пройдя  сложные этапы разделения страны, колониального господства Японии и трудного восстановления, страна не утратила своей культурной идентификации. Республика Корея – один из лучших образцов бережного отношения к культурным памятникам прошлого. Здесь чтят и соблюдают традиции своего народа. Право на участие в культурной жизни здесь имеет каждый. Гордость за успехи и уникальность национальной культуры присуща корейцам с рождения. Культура всесторонне поддерживается на государственном уровне. Об этом свидетельствуют многочисленные Фонды развития, Национальные центры, культурные и этнические деревни, а также специальная система классификации материальных и нематериальных культурных ценностей. Достаточно упомянуть, что многим выдающимся хореографам, внесшим вклад в развитие традиционного и современного танца, присвоено звание «сокровище национальной культуры». К людям, являющимся носителями и продолжателями древних традиций, здесь совершенно почтительное и уважительное отношение, внимание и поддержка.

     Культурная  политика руководствуется основными законодательными актами – «О сохранении традиций», а также основным документом – Закон «О сохранении культурных ценностей Республики Корея», рассмотрению которых нами также было уделено особое внимание в третьей главе работы.

     Таким образом, современное состояние корейской культуры и общества, успехи и проблемы нации, перспективы дальнейшего её развития можно понять только на основе изучения богатого прошлого Кореи. Пройденный корейским народом многовековой путь чётко делится на культурные эпохи, каждая из них тесно связана с социально – экономическими, политическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры страны36.

      За  годы колониального японского господства и уже в наше время, когда страну охватили процессы индустриализации и урбанизации, многие традиционные танцы были утрачены. Только в 80-е гг. ХХ столетия стали предприниматься попытки сохранить и возродить хореографическое наследие прошлого, при этом, не теряя этнокультурных особенностей традиционных танцев. Этнокультурные особенности, т.е. отличительные черты, присущие той или иной группе населения, – очень широкое понятие. Но, всё же есть основополагающие признаки, на базе которых даётся определение «этнос». Например, Ю. Бромлей среди них выделяет язык, культуру и самосознание37.

     Наличие традиционной основы в современных  народных танцах Кореи позволило  установить преемственность и жизнеспособность танцевального искусства корейского народа, где бы ни находился этот народ. Даже за пределами исторической Родины.

     И доказательством этого в исследовании впервые рассматривается и анализируется возрождение и развитие традиционного хореографического искусства в Приморском крае на примере национальных корейских ансамблей «Ариран» г. Уссурийск и «Чхильсон» г. Артём. Эти коллективы, часто бывая в Республике Корея и в КНДР, обучаясь там искусству корейского танца, транслируют его и в социокультурное пространство нашего края.

     Кроме того, корейская диаспора в Приморском крае ведет активную культурную и просветительскую деятельность по сохранению и развитию всех видов и направлений искусства, а также родного языка, который был во многом утрачен приморскими корейцами. Проведение корейских традиционных праздников и фестивалей, которые неизменно украшают ансамбли корейского танца «Ариран», «Чхильсон», коллектив корейских барабанщиков «Сальмульнори», вокальные и поэтические номера, служат трансляторами корейской традиционной культуры даже вдали от самой Кореи. Позицию корейцев Приморья в области развития и сохранения своей культуры можно передать словами руководителя ансамбля «Чхильсон» Татьяны Ким: «Конечно, для нас главная Родина – это Россия, но есть еще маленький полуостров – это наша историческая Родина, наши корни, наша любимая Корея, которую мы никогда не забудем. Мы гордимся его достижениями. Мы не забываем свои обычаи, песни, танцы, музыку. Этому мы учим своих детей».

     Именно  такая культурная самоопределенность, на наш взгляд, и позволяет корейскому народу оставаться уникальной нацией, обладающей богатством духовного и культурного наследия, носителями древнего знания и неповторимого национального колорита, что непосредственно и отражается в хореографическом искусстве корейцев.

     В заключении подводятся итоги исследования. Формулируются основные выводы и обобщения по проблемам этнокультурных особенностей хореографического искусства корейцев. Отражается процесс сохранения и развития хореографического искусства в Республике Корея, КНДР и в Приморском крае Российской Федерации.

 В диссертационной работе комплексно рассматриваются многочисленные исследования по традиционному корейскому танцу. В диссертации отражены историко- культурные аспекты, формирования традиционного хореографического искусства корейцев, рассматриваются традиционные верования и их влияние на танец, выявлена классификация корейского танца, включающая в свой состав шаманские, народные, ритуальные, религиозные, придворные и другие танцы, обозначены характерные особенности танцевального искусства, отражающиеся в танцевальной пластике, атрибутах, музыкальных инструментах, образах и символах.

     Анализ  этнокультурных особенностей хореографического искусства корейского этноса позволяет извлечь данные, прямо или косвенно указывающие на происхождение этноса, его и исторические и культурные связи с другими народами. В диссертации прослеживается непрерывность процесса развития танца от эпохи Трёх государств до настоящего времени, рассматриваются изменения и усложнение пластических форм, содержания и функций традиционных, национальных танцев Кореи на современном материале. Введение в диссертационное исследование полевых материалов автора позволили выявить именно те характерные черты танцевальной пластики, которые присущи исключительно корейским танцам. В диссертации также отражён процесс сохранения и развития традиционного корейского хореографического искусства на современном этапе.

     Своеобразие этнокультурных особенностей корейской  танцевальной культуры объясняется закономерностями национальных традиций в рамках корейских государств и корейцев региона России. Хореографическая культура Кореи является не только достоянием её народа, но и относится к культурным ценностям мирового сообщества.

     Основное  содержание диссертации отражено в  следующих публикациях:

      Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Толстых И.Н. Отражение религиозных воззрений в традиционном хореографическом искусстве корейцев // Вестник Поморского Университета. – Архангельск: Изд-во ПГУ, 2009. – 9. – С.103-110.
  2. Толстых И. Н. Народные танцы Кореи: этнографический аспект // Вестник Дальневосточного отделения РАН. – Владивосток: Изд-во: «Дальнаука» ДВО РАН, 2010. №2 (150). С. 95-100.

    Публикации  в других изданиях: 

     
  1. Толстых И.Н. Проблемы сохранения традиционного хореографического искусства народов Приморского края / Материалы международной научно-практической конференции « Проблемы подготовки кадров для сферы культуры и искусства» – Хабаровск: Изд-во КНОТОК, 2001. Часть 3. – С. 115-121.
  2. Толстых И. Н. Языковой аспект художественно - образной природы танца. Материалы I Международной научно-практической конференции «Развитие межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области моды, дизайна, культуры» – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. С. 6-8.
  3. Толстых И. Н. Танец как особый вид искусства. Специфика танца / Материалы V Международной научно – практической конференции «Интеллектуальный потенциал ВУЗов на развитие Дальневосточного региона России» – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. Кн. 5. – С.159 -161.
  4. Толстых И. Н. Семиотический аспект традиционных корейских танцев.- Материалы VII Международной научно-практической конференции / «Интеллектуальный потенциал Вузов – на развитие дальневосточного региона России» – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. Кн. 4. – С. 142 - 144.
  5. Толстых И. Н. Традиционные корейские придворные танцы. Современное состояние. Материалы VIII международной научно – практической конференции / «Интеллектуальный потенциал Вузов – на развитие дальневосточного региона России» – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. Кн. 2. – С. 162-164.
  6. Толстых И.Н. Социально-политические и социально-культурные условия жизни корейской диаспоры в Приморском крае на современном этапе её истории. «Ойкумена» – Владивосток: «Дальнаука», 2008. – №3 (7). – С. 39-43.
  7. Толстых И.Н. Корейская диаспора в Приморском крае как социальное явление / Материалы Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал Вузов – на развитие дальневосточного региона России» – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – Часть 2. – C. 334 -338.

 10. Толстых И. Н. Этнокультурные особенности хореографического искусства КНДР/ Материалы XII Международной конференции «Интеллектуальный потенциал Вузов – на развитие дальневосточного региона России и стран АТР» – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. Кн.1. – С. 207-210.

Информация о работе Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев