Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:40, диссертация
Цель диссертационной работы – исследовать этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев от эпохи Трех государств до настоящего времени.
Задачи исследования. Поставленная цель исследования, достигается путем решения ряда задач, обусловленных содержанием работы:
– рассмотреть историю формирования хореографического искусства Кореи от эпохи Трёх государств до эпохи Чосон;
– дать классификацию основных видов традиционных корейских танцев;
– показать влияние традиционных верований на танцевальное искусство Кореи;
– выявить роль костюма, атрибутов и музыкального сопровождения в создании образов традиционного танца;
– проанализировать современное состояние хореографического искусства в Республике Корея и КНДР, показать пути сохранения традиционного танца как феномена культуры этноса;
– показать процесс возрождения хореографического искусства у корейцев Приморского края Российской Федерации.
Следует особо подчеркнуть, что в исследованиях вышеотмеченных авторов имеется значительное количество познавательного материала об обрядах и обычаях, жизни и быте, истории, этнических контактах корейцев с соседними народами.
Корейскими учеными проблема этнокультурных особенностей национального хореографического искусства глубоко не изучалась, хотя описанием танцевальной культуры занимались многие исследователи. К наиболее важным научным исследованиям относится работа Цой Сын Хи «Основы корейского танца»16, опубликованная полвека тому назад. Корейский хореограф описывает несколько традиционных танцев, которые исполняются мужчинами и женщинами. Однако в этой работе рассматриваются только последовательность движения танцоров во взаимосвязи танцующих групп.
Большой интерес по теме нашего исследования представляет коллективная работа знаменитой корейской танцовщицы Ан Сон Хи и российских авторов Т. Ткаченко и Н. Львова. В книге «Корейский танец» 17 рассмотрены танцевальная лексика, рисунок танца, особенности исполнения на примере трёх народных танцев. В работе помещены многочисленные рисунки, наглядно демонстрирующие жесты, позы, движения корейского танца. Но, к сожалению, авторы не раскрывают смысл этих жестов, поз, движений.
Также следует отметить книги на английском и корейском языках, изданные непосредственно в Республике Корея, например, авторов Koo J.M., Nacht A. C. An introduction to Korean culture 18. В данной работе выносятся на рассмотрение народные корейские танцы и некоторые танцевальные композиции. Авторы подчеркивают особенности и различия между придворными, конфуцианскими и народными танцами.
Такие зарубежные исследователи, как Мирча Элиаде19 и Элизабет Бишоп20, занимавшиеся исследованием шаманизма у народов мира (в том числе корейцев), значительное внимание уделяли шаманским ритуалам, сопровождавшимся пением и танцами, техникам экстаза, костюму и другим атрибутам камлания. Эта информация дает возможность выявить типологические параллели в пластике шаманского танца у разных народов.
Среди корейских исследователей нужно выделить таких авторов, как Halla Pai Huhm21, Judy Van Zile22, Kim Malborg23. Их работы дают представление о корейском шаманизме и ритуалах Кут, атрибутах, а также о развитии корейского танца в наши дни.
Весьма значимым исследованием в области корейской хореографии является работа северокорейского лидера Ким Чен Ира.24 Несмотря на то, что она посвящена в основном традициям северо-корейского танцевального искусства, важность этой работы неоспорима. Ким Чен Ир впервые в корейской хореографии ставит задачу создать «запись танца» с помощью буквенного изображения танцевальных движений. Это не просто описание основных танцев, но и разработка системы знаков, позволяющей фиксировать лексический и композиционный рисунок танца.
В качестве первоисточника при описании знаменитых танцевальных шедевров Кореи используется народный корейский эпос – «Сказание о верной Чхунян»25 и «Сказание о Симчхон»26 в обработке корейских и российских авторов.
Общий обзор литературы показывает, что большинство исследователей рассматривают хореографическое искусство Кореи только как часть общего культурного пространства и все выявленные материалы имеют разрозненный характер. К сожалению, авторы не обозначают взаимосвязь движений танца, музыки, костюма, атрибутов, музыкальных инструментов, не рассматривают символику, что, на наш взгляд, является важнейшим аспектом при исследовании традиционного танца для понимания особенностей его развития и определения путей сохранения.
Подчеркнём и тот факт, что специальных исследований, посвящённых традиционной корейской хореографии, в российской истории и этнографии не имеется. Для пополнения материалов диссертантом проводились полевые исследования. Исполнение корейских танцев наблюдалось автором непосредственно в этнографических деревнях и крупнейших культурных центрах Кореи – Дэгу, Сеул и Национальном институте классической музыки. Многие традиционные танцы и композиции описаны в исполнении национальных ансамблей, таких как «Норин», «Сальмульнори». Наши полевые материалы, собранные непосредственно среди носителей традиционного танца, позволяют несколько по-иному рассмотреть эту проблему и комплексно отразить своеобразие этнокультурных особенностей и значение хореографического искусства в культуре корейского этноса.
В
связи с недостаточностью фундаментальных
исследований в области традиционного
хореографического искусства
Автор диссертации активно обращался к Интернет-ресурсам, содержащим информацию о законодательной базе Кореи в области культуры и искусства, танцевальных традиций.
Хронологические рамки исследования охватывают периоды от становления и функционирования Трёх Государств до настоящего времени. В этот хронологический период входят деятельность государств Силла, Пэкче и Когурё (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.), время функционирования Корё (918-1392 гг.) и Чосон (1392-1910 гг.), период японской оккупации (1910 – 1945 гг.), время политической дестабилизации в послевоенный период и раздел корейского государства на Северную Корею – КНДР и Южную Корею – Республика Корея (1945 – 1948 гг.), а также и время функционирования двух Корей с 1948 г. по настоящее время. Этот значительный временной период характеризуется особой этнической историей корейских народов и их правителей, придававших большое значение сохранению традиционной культуры, в том числе и хореографического творчества, о чем и будет сказано в основной части диссертационного исследования.
Территориальные рамки исследования ограничиваются государствами Корейского полуострова – КНДР и Республика Корея, а также территорией Приморского края Российской Федерации.
Объект исследования – традиционное хореографическое искусство в культуре Кореи.
Предмет исследования – этнокультурные особенности формирования и функционирования корейского хореографического искусства, пути его сохранения и развития.
Цель диссертационной работы – исследовать этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев от эпохи Трех государств до настоящего времени.
Задачи исследования. Поставленная цель исследования, достигается путем решения ряда задач, обусловленных содержанием работы:
– рассмотреть историю формирования хореографического искусства Кореи от эпохи Трёх государств до эпохи Чосон;
– дать классификацию основных видов традиционных корейских танцев;
– показать влияние традиционных верований на танцевальное искусство Кореи;
– выявить роль костюма, атрибутов и музыкального сопровождения в создании образов традиционного танца;
– проанализировать современное состояние хореографического искусства в Республике Корея и КНДР, показать пути сохранения традиционного танца как феномена культуры этноса;
–
показать процесс возрождения
Источниковая база исследования. При подготовке диссертационного исследования использовались различные письменные источники, содержащие описание танцев (как опубликованные, так и архивные); музейные экспонаты и материалы: фотодокументы, видеозаписи, зарисовки танцевальных композиций. Впервые введены в научный оборот материалы, хранящиеся в государственном музее им. Седжона и архиве Национального института классической музыки в городе Сеуле.
Особое значение имели полевые материалы автора, собранные в разных городах Республики Корея и Приморского края, несущие в себе яркий пример уникального танцевального наследия и его сохранения. Наиболее ценная информация была получена в этнографической культурной деревне в городе Сувон.
Необходимо отметить интервью, полученные автором от представителей корейской диаспоры городов Уссурийска и Артёма и руководителей известных в Приморском крае фольклорных танцевальных коллективов «Ариран» (Уссурийск), Чхильсон (Артём). Также использовались материалы фильмотеки из архива Центра национальной культуры города Артёма, включающей фрагменты танцевальных выступлений и мастер-классы по традиционному корейскому танцу приглашённых хореографов из КНДР. Впервые в научный оборот введены материалы по хореографическому искусству Кореи на корейском и английском языках, как в переводе, так и в оригинале. Также для написания диссертационного исследования привлекались издания периодической печати, в частности российская газета «Ариран», и «Сеульский вестник», издающийся в столице РК на русском языке. Определенной информативностью обладают и Интернет-источники, такие как официальные сайты культурных организаций и Фондов Республики Корея, сайты в области законодательного регулирования культурной политики РК.
Методология и методы исследования. Исходя из предметной сложности темы исследования, методологической основой диссертационной работы послужил комплексный подход, обусловленный привлечением методов этнографии, истории, изобразительного искусства и других гуманитарных наук, имеющих свои подходы к изучению различных видов и форм традиционного хореографического искусства. Комплексный подход в исследовании истории и культуры Кореи широко представлен в трудах Ю.В. Ионовой, С.А. Токарева, А.Н. Ланькова, В.М. Маркова, В.А. Королевой, О.Н. Глухаревой и других отечественных ученых.
В диссертационной работе преимущественно используются сравнительно-исторический, типологический и другие этнографические методы исследования, а также применяется такие методы, как опрос и визуальное наблюдение.
Сравнительно-исторический метод дает возможность путем сравнения выявить общее и особенное в развитии стран и народов мира, установить причины сходства и различия. Таким методом, сопоставляя источники и материалы разных исследователей, удалось выявить общие черты и заимствования в культуре корейцев и народов Азии, Китая и Дальнего Востока. Также удалось выделить особенности, отличающие традиционное хореографическое искусство корейцев, сложившиеся в результате длительного исторического и политического развития страны.
Сравнительно-
Методы опроса и наблюдения позволяют, в первую очередь, собрать необходимый практический материал для исследования. Этнографический метод опроса выступает в нашем случае в виде индивидуальных бесед с информантами (руководителями танцевальных коллективов, корейскими танцовщиками) по заранее составленной программе. Данный метод позволил получить первичную и разнообразную информацию об отношении опрашиваемых людей к историческим событиям в жизни корейцев, о мотивах поведения и ценностных ориентациях.
Наблюдение, т.е. как метод сбора информации, основанный на непосредственном контакте исследователя и объекта исследования, было использовано как один из элементов полевой экспедиционной работы, проведенной автором в 1992, 2003, 2007-2008 гг. в Корее с использованием стандартных символических приемов фиксации элементов обрядности, танца, музыки, традиций. Наблюдение проводилось за действиями как отдельных лиц – исполнителей песни или танца, так и группы (например, при отправлении обряда). В процессе наблюдения использовались технические средства записи: кинокамера, фотоаппарат. Все наблюдения проводились в естественной среде, в естественных условиях (Культурные деревни Кореи, Национальные музеи, Центры культуры и искусства).
Информация о работе Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев