Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:40, диссертация

Краткое описание

Цель диссертационной работы – исследовать этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев от эпохи Трех государств до настоящего времени.

Задачи исследования. Поставленная цель исследования, достигается путем решения ряда задач, обусловленных содержанием работы:

– рассмотреть историю формирования хореографического искусства Кореи от эпохи Трёх государств до эпохи Чосон;

– дать классификацию основных видов традиционных корейских танцев;

– показать влияние традиционных верований на танцевальное искусство Кореи;

– выявить роль костюма, атрибутов и музыкального сопровождения в создании образов традиционного танца;

– проанализировать современное состояние хореографического искусства в Республике Корея и КНДР, показать пути сохранения традиционного танца как феномена культуры этноса;

– показать процесс возрождения хореографического искусства у корейцев Приморского края Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Корейская культура.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

      Одним из самых известных корейских  буддийских танцев является достаточно сложный ритуальный танец Чакпоп (создание дхармы), состоящий из трёх взаимосвязанных между собой частей. Из существовавших ранее 14 видов этого танца до наших дней дошло лишь 6, в том числе знаменитые буддийские Танец с барабаном и Танец бабочки. Представляет интерес и такой буддийский танец как Танец на пересечении восьми дорог, который исполняется в конце ритуала в честь духа горы. Ритуальные танцы в Корее до сих пор бережно сохраняются и изучаются, оставаясь неотъемлемой частью духовной культуры её жителей.

      В процессе культурного развития некоторые  виды танцев или танцевальные композиции исчезли бесследно, а некоторые  очень сильно видоизменились, о чем  и свидетельствует факт, что в  Республике Корея в настоящее  время хорошо известно всего несколько  танцев из 56 существовавших когда-то придворных танцев — еще одного крупного пласта традиционной танцевальной культуры страны.

     Придворные  и народные танцы ярко выделяются в корейском танцевальном искусстве. Эти танцы имеют единые корни  древнего происхождения, а также сходны и в манере их исполнения. Эти танцы нуждаются в особой подготовке внутреннего настроя. Придворные танцы в Корее бывают двух видов: танцевавшиеся под музыку двора и, которые исполнялись под мелодии местных напевов, и их целью было развлечение короля и его свиты33.

     Чхондже – это жанр аристократического танцевального искусства. Слово «Чхондже» можно передать в семантике русского языка как «демонстрация талантов». Чхондже предназначался для развлечения государя и придворных и подразделяется на специфические субжанры – «Хвагван му» (Танец в цветочной короне), «Чхоёнму» (Танец Чхоёна), «Муго» (Танец с барабаном), «Чкуэн му» (Танец весеннего соловья), «Пхогуран» (Танец с мячами). В этих танцах были заняты не только танцоры, но танцовщицы.

     Самым же ярким примером Чхондже может быть только танец Хвагван му«Танец в цветочной короне», который в наши дни обычно начинает практически любой концерт корейского танца.

     Некоторые виды танцев, как наиболее востребованные временем, удалось сохранить в  их первозданном виде, чистоте и непосредственности. К числу таких известных танцев относятся Комму (танец мечей), Чхоёнму (танец в маске), относящийся к эпохе Силла (57г. до н. э. - 935 г. н. э.), Хакму (танец журавля), созданный во времена Корё (918-1392гг.), и Чхунэнму (танец поющего весной соловья или танец весеннего соловья) эпохи Чосон (1392-1910) и некоторые другие. Всем этим танцам присвоен статус «сокровища духовной культуры», а профессиональные исполнители этих танцев удостоены звания «человек-сокровище культуры», которое является самым высоким званием, присуждаемым мастерам традиционных искусств и ремёсел»34.

      Таким образом, мы рассмотрели основные имеющиеся в Корее традиционные виды танца. В ходе исследования выяснили что шаманские, народные, ритуальные и придворные танцы имеют свои этнокультурные особенности и различия и каждый известный сегодня танец в процессе исторического развития определённым образом трансформировался, видоизменялся, поэтому в чистом виде первозданной красоты до нас дошли лишь основополагающие, выполняющие сохранно объединяющую функцию или религиозную (при обращении к богам).

     Вторая  глава «Хореографическое искусство в контексте этнокультурных особенностей корейского народа» посвящается традиционным верованиям корейцев, которые оказали значительное влияние на танцевальную культуру корейцев. Особое место отведено обрядовой и ритуальной составляющей танцевальной культуры корейцев, как основе традиционной хореографии. Далее здесь подробно рассматриваются буддийские, конфуцианские и даоские воззрения, которые проявились в хореографии корейцев в разные исторические периоды жизни страны. Наряду с этим автором уделяется внимание вопросам символики и описанию национальной атрибутики, использованной в танцевальном искусстве. В диссертации также рассмотрены традиционные костюмы и музыкальные инструменты, использовавшиеся в разных видах хореографического искусства корейцев.

      Все виды корейских танцев имеют свое определенное назначение: народные танцы связываются с исполнением ритуалов кут, придворные и светские танцы предназначались для развлечения двора императора и чиновников. Религиозные и ритуальные танцы связываются с шаманскими ритуалами или влиянием различных религиозных направлений. Независимо от типа корейского танца, они очень красочны, разнообразны, характеризуются высоким мастерством исполнения и также являются сокровищем национальной культуры Кореи.

      В этнической культуре Кореи прослеживается тесная взаимосвязь религии и  хореографического творчества. Именно воздействие религии на традиционную культуру корейского народа является одним из самых мощных и основополагающих стимулов её развития и сохранения. Корейцы – очень религиозный народ, с древнейших времен впитавший в себя религиозные традиции шаманизма и сумевший органично связать их традициями других религий – буддизма, конфуцианства и даосизма. Мультирелигозный фактор оказал здесь отнюдь не разрушающее, а созидающее воздействие на все виды культуры и искусства.

      Религиозный фактор, влияющий на традиционное танцевальное искусство, не только очень силен, но во многом даже определяет развитие некоторых видов танцев. Буддийское и конфуцианское влияние на хореографическое искусство Кореи значительно обогатило танцевальную культуру этноса, однако, несмотря на это, наибольшей популярностью всё же пользуются танцы простого народа. Это шаманские и крестьянские танцы, считающиеся основными танцами корейцев, в которых исполнители воспроизводят основные элементы и движения танцевального искусства.

     Традиционные  верования стали основой танцевальной культуры корейского этноса, ярким подтверждением чему является наличие большого количества обрядовых и ритуальных танцев.

      Влияние шаманских культов и ритуалов в танцевальном искусстве корейского этноса связывается с пережитками  древнейших тотемических воззрений, нашедших яркое отражение в шаманских танцах, музыке, песенном фольклоре и атрибутах. За шаманскими танцами закрепилась и своеобразная телесная пластика.

      Корейцы поклоняются обширному пантеону различных хозяев природы – духам  земли, неба, воды, гор, огня, растений, а также почитают духов умерших предков и правителей государства, внесших вклад в его становление и развитие. Каждый из обрядов неизменно сопровождается пением и танцами. Достаточно ярко выражено в культовой и обрядовой практике корейцев поклонение различным животным. Корова, лошадь, змея, тигр, медведь — вот лишь некоторые из них. В хореографии это выражено танцами, подражательные элементы в которых ярко раскрывают образ того или иного животного. Так, например, широко распространены танцы тигра или журавля. Причем, они носят разнообразный характер и смысловую нагрузку, часто исполняются в масках.

      Культовая практика сохраняется в Корее  и сегодня. Так, например, Чхильсон, олицетворяет танец культа «семи звезд». Этот танец популярен и по сей день. Культовые и обрядовые танцы органично включены в систему традиционных праздников Кореи, таких как Праздник урожая Чхусок, Праздник земли Тано, Новый год - Солналь и другие.

      Знакомство  с конфуцианством, буддизмом и  другими культурными ценностями оказало огромное влияние на развитие корейского танца. Хореографическое искусство Кореи включает в свой состав уникальные образцы конфуцианских ритуальных и придворных танцев, таких как Ильму. Эти танцы со всем комплексом конфуцианских ценностей сохраняются и по сей день. Тесно и неповторимо переплелись в исполнении корейского танца традиционная даоская техника, так называемых «летающих даосов», что особенно выделяет корейских танцоров в мировом хореографическом искусстве.

     В целом, говоря о влиянии архаических  воззрений, и пришедших из Китая религиозно–идеологических учений на традиционное хореографическое искусство корейцев, важно констатировать, что и шаманизм, и даосизм, и буддизм, и даже в определённой степени и конфуцианство, были связаны с так называемыми техниками тела – практиками пластического выражения психических состояний, направленно моделируемых и культивируемых. Знакомство с такого рода техниками обогатило танцевальное искусство корейцев.

      В хореографическом искусстве Кореи  особенно ярко выделяются характерные  этнокультурные особенности, которые присущи только корейскому этносу. Эти особенности выражаются в символах, образах, и атрибутах. В корейском танце имеет значение все – манера исполнения, внутреннее состояние танцора, цвет костюма, танцевальные атрибуты и т.д. Корейские танец, как считают известные хореографы Кореи, это, прежде всего, внутреннее содержание и вдохновение – хын, а затем шарм и изящество в исполнении и костюме – мот. Это два основных понятия, характеризующих корейский танец. При всей своей кажущейся легкости, которая наблюдается у корейских танцоров, этот танец требует изнурительных тренировок и полной самоотдачи, а также внутреннего и духовного богатства от исполнителя.

      Рассматривая  цветовую символику, мы видим, что использование  цветов в танцевальных композициях строго регламентировано. Каждому танцу присущи свои цвета. Так, например в сынму (танце монаха) или в сальпхури (танце шаманки), где основной цвет белый, цвет очищения, покорности, спокойствия.

      Одежда  и многочисленные атрибуты шаманов также носят ярко выраженный символический аспект. Назначение шаманских атрибутов – мечей, копья, стрел и других предметов различное. Одни служат для изгнания злых духов, другие для привлечения добрых. Также они выражают различные чувства людей: уважение, смирение, благополучие, воинственность, стремление к гармонии с природой и т.д.

     Особенно  выделяются среди атрибутов веера, которые носят смысловую нагрузку, как в ритуальном, так и в  гражданском танце. Веер в корейском  танце Пучхэгчхум, например, является главным элементом, посредством которого танцовщицы изображают то воду, то живописный лес, небесный свод, то поле цветов, или бабочку и т.д.

      Большое значение в корейских танцах отводится  и другим атрибутам. Особая роль в  танце отводится и платочкам  Почжаги, которые имеют свою символику и предназначаются как для людей простого сословия, так и для аристократов, что и находит отражение в национальном танце с платочками – Минпочхум, где они являются символом любви и верности.

      При исполнении всех видов национальных танцев, сопровождающихся песнями и музыкой, одна из главных ролей отводится национальной одежде - ханбок, которая сохранила свои этнические традиции и в настоящее время. В части, посвященной рассмотрению традиционного корейского костюма, подробно освещена его история, структурные составляющие и функциональные элементы костюма. Следует особо подчеркнуть, что все танцы, начиная с народных и заканчивая придворными и ритуальными танцами, исполняются строго в традиционных костюмах, с учётом значения танца. И это не смотря на то, что сейчас в Корее широко распространяется европейская мода.

      В хореографическом творчестве корейцев особая роль отводится музыкальному искусству. Этому виду искусства корейского народа можно отвести отдельное исследование, но нашей целью было обозначить его глубокую и неразрывную связь с традиционной хореографией. Музыка тесно связана с проведением обрядов и ритуалов и зачастую носит глубоко синкретический и даже магический характер. Отношение к музыкальным инструментам также носит сакральный характер, так как они считались и считаются обиталищем различных духов.

      Музыкальная культура с древних времен развивалась  по двум направлениям – народная музыкальная  и песенная традиция и дворцовая, аристократическая музыка. Возникали  также заимствования из китайской музыкальной традиции, сопровождавшей конфуцианские и буддийские дворцовые церемонии. Музыке принадлежала значительная роль и в жизни простого народа, она сопровождала людей в буднях и праздниках, на работе и на отдыхе. Так, традиционный шумовой народный оркестр, игравший на больших деревенских праздниках, стал прообразом современных Сальмульнори – ансамблей корейских барабанщиков.

      У корейцев имеется огромное количество национальных музыкальных инструментов, под которые исполняются различные танцевальные номера. Особенно часто используются цимбалы (большие барабаны), сого (маленький барабан), ударные тарелки, чанго (катушкообразные барабаны), шаманские бубны и другие инструменты, под звуки которых исполняются не только различные танцы, но многие песенные мотивы, которые имеют свое особое предназначение в танцевальном искусстве.

      Рассмотренные традиции танца открывают нам  огромную базу, широкий спектр и  богатый потенциал танцевального искусства Кореи. Несомненно, эволюция корейского танца отразилась практически на всех его аспектах, частично или полностью видоизменив некоторые танцевальные композиции. Но, тем не менее, традиционный корейский танец гармонично дополняет всё мировое искусство танца. Оно имеет художественную ценность, пополняя своими тонкими, красочными, удивительно пластичными танцами, гармоничными песнями, древними инструментами сокровищницу мирового искусства.

     В третьей главе «Пути развития традиционного хореографического искусства корейцев в современных условиях» рассматриваются основные современные танцы корейцев и их исполнители, получившие признание корейского правительства и народа. Уделено внимание хореографическому наследию Северной Кореи, как неотделимому элементу хореографической культуры корейцев. Отдельным фрагментом рассматривается современное состояние танцевального искусства, освещается государственная политика в области развития и сохранения традиционного хореографического искусства в Республике Корея. Впервые описывается и процесс возрождения хореографического искусства корейцев Приморского края, а также работа корейской диаспоры Приморского края по сохранению и развитию традиционной хореографии на примере корейских ансамблей «Ариран» г. Уссурийск и «Чхильсон» г. Артём.

Информация о работе Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев