Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:40, диссертация
Цель диссертационной работы – исследовать этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев от эпохи Трех государств до настоящего времени.
Задачи исследования. Поставленная цель исследования, достигается путем решения ряда задач, обусловленных содержанием работы:
– рассмотреть историю формирования хореографического искусства Кореи от эпохи Трёх государств до эпохи Чосон;
– дать классификацию основных видов традиционных корейских танцев;
– показать влияние традиционных верований на танцевальное искусство Кореи;
– выявить роль костюма, атрибутов и музыкального сопровождения в создании образов традиционного танца;
– проанализировать современное состояние хореографического искусства в Республике Корея и КНДР, показать пути сохранения традиционного танца как феномена культуры этноса;
– показать процесс возрождения хореографического искусства у корейцев Приморского края Российской Федерации.
На
правах рукописи
Толстых
Ирина Николаевна
Этнокультурные
особенности хореографического
искусства корейцев
Специальность 07.00.07 – Этнография,
этнология и антропология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
исторических наук
Владивосток –
2010
Работа выполнена
в отделе этнографии, этнологии и антропологии Учреждения Российской
академии наук
Института истории, археологии и этнографии
народов Дальнего Востока ДВО РАН
Научный руководитель: доктор исторических наук
Старцев
Анатолий Федорович
Официальные оппоненты: доктор культурологии, профессор
Скоринов
Сергей Нестерович
кандидат исторических наук, доцент
Осипова
Марина Викторовна
Ведущая организация: Дальневосточный
Федеральный университет
Защита состоится 18 декабря 2010 г. в 10.00 часов
на заседании диссертационного Совета
ДМ 005.010.01. при Институте истории, археологии
и этнографии народов Дальнего Востока
ДВО РАН по адресу: 690950, ГСП, г. Владивосток,
ул. Пушкинская, 89.
С
диссертацией можно ознакомиться в
библиотеке Института истории, археологии
и этнографии народов Дальнего Востока
ДВО РАН
Объявление
и текст автореферата размещены
на официальном сайте ИИАЭ ДВО
РАН http://www.ihaefe.org «
» ноября 2010 г.
Автореферат
разослан « »
ноября 2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат
исторических наук Г.А. Сухачева
Общая
характеристика диссертации
Актуальность диссертационной работы. Танец, один из древнейших видов искусства, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, занимает важное место в жизни людей. Танцевальное искусство связано со всеми событиями практической и духовной жизни этноса, охватывает все стороны существования общества и, как всякое искусство, служит способом отражения повседневной жизни человека, обусловливает его отношение к окружающей действительности. Корейский народный танец – памятник славного прошлого страны и общечеловеческий феномен, сохранивший зашифрованное в пластических знаках мироощущение предков.
Интерес к народному танцу в последнее время особо проявляется не только со стороны государственных структур, общественности, но и науки. По этой причине этнотанец является законным предметом исследования не только хореографов, но и такой исторической дисциплины как этнография1.
Специальная этнографическая субдисциплина, так называемая этническая хореография, сформировалась на стыке этнографии и хореографии. Она изучает причины и условия формирования этнического танца. Кроме того, этнохореография объясняет причины общего и особенного в этнической танцевальной традиции разных народов мира.
Изучение
корейского традиционного
Кроме этого, работы подобного
направления обусловливаются и
общественными интересами, которые
выражаются в повышенном
Следует особо отметить, что КНДР – первое в мире государство, где лидер страны публикует обширную и фундаментальную работу, посвящённую танцевальному искусству. Эта теоретическая работа и сегодня имеет огромное значение для науки, танцевальной культуры и её сохранения, причем не только в КНДР.
В Республике Корея хореографическое творчество поддерживается государственными структурами. Создаются национальные балеты и Центры современной хореографии. Но вместе с тем продолжают сохраняться и транслироваться лучшие образцы традиционного искусства. Этому способствует государственная политика в области культуры.
Степень изученности проблемы.
Диссертационное исследование основано на обширном источниковедческом и научном материале корейских и российских ученых, уделявших определенное внимание хореографическому творчеству Кореи с древних времен по настоящее время. Использование различных источников и исследовательской литературы в сочетании с другими материалами позволило автору систематизировать имеющиеся данные, провести соответствующий анализ и выйти на решение ряда проблем этнохореографии применительно к Корее.
В числе первых к теме традиционной культуры корейцев обратилась Ю.В. Ионова2. В своей монографии она, наряду с бытовой, свадебной, календарной обрядностью, уделяет внимание и традиционным танцам, их месту в обрядовой жизни корейцев. Ю.В. Ионова подробно изучила песенную и музыкальную традиции корейцев, связала их с обрядами, ритуалами, культами корейского народа. Также у этого автора собрано и систематизировано достаточно много материала по шаманизму в Корее3. Дана классификация корейских шаманов-профессионалов и подробное описание шаманских атрибутов и одежды. Важно отметить, что автор проводит аналогии обрядов и культов корейцев с ритуальной практикой соседних народов Сибири и Дальнего Востока.
Исследования
по шаманизму у народов Сибири
и Дальнего Востока (и корейскому
шаманизму, в частности) в контексте
духовной культуры осуществлены такими
авторами, как
С.А. Токарев4, Р.Ш. Джарылгасинова5
и В.В. Подмаскин6,С.Ф. Карабанова7.
Среди
немногочисленных российских исследователей
традиционного
Значимый вклад в исследование культуры и искусства Кореи внес И.А. Толстокулаков. В его книге «Очерк истории корейской культуры» рассматривается процесс становления и развития богатой национальной культуры корейского народа, вскрываются его истоки, определяется близость к культурному комплексу дальневосточной цивилизации, анализируются особенности современной культуры Республики Корея и КНДР. Автор предлагает широкий спектр мнений и оценок по заявленной проблеме, выделяет характер проявления общих закономерностей исторического развития и элементы специфики, повлиявшие на становление культуры страны. Надо отметить, что И.А.Толстокулаков также дает собственную классификацию музыкального и хореографического искусства, описание традиционной музыки и её роли в формировании танцевальных направлений, наряду с этим детально рассматривает назначение и специфику традиционного корейского костюма. В историческом аспекте автор исследует роль Вана Седжона и его реформ в формировании корейской национальной культуры 9.
Музыкальные
инструменты Кореи и
При подготовке диссертационной работы значительный интерес представляли исторические закономерности и события, повлиявшие на развитие традиционной хореографии Кореи. Освещение этих вопросов мы находим у российского исследователя О.Н. Глухаревой, которая приводит описание одного из древнейших источников о традиционной танцевальной культуре корейцев (гробница Муёнчхон)12.
Несомненный интерес для нашего исследования представляет этнографический материал, содержащийся в учебном пособии В.Е. Баглай «Этническая хореография народов мира». Данная работа является первым подобного рода изданием, посвящённым систематическому анализу традиционной танцевальной культуры народов зарубежных стран. Автор указывает, что природно-климатические условия жизни, различные явления природы, трудовая деятельность народа служили источником, питающим народное искусство танца. В.Е. Баглай кратко рассматривает и традиционное хореографическое искусство корейцев. Даёт классификацию традиционного корейского танца, подразделяя его на шесть типов: придворный, шаманский, буддийский, конфуцианский, народный танец и танцевальное представление в масках. Также автор рассматривает семиотический аспект цветовой гаммы в традиционных костюмах, указывает на значение цвета для исполнения корейских ритуальных танцев, в частности, приводит пример значения символики цвета в танце с барабанами13
Но необходимо заметить, что автор недостаточно глубоко владеет информацией о традиционных корейских танцах. Например, описывая танцы в масках Тхальчхум, В.Е. Баглай называет их «танцами, изгоняющими чёрта», однако слово «чёрт» в корейском языке отсутствует (аналогией этого слова скорее будет являться «злой дух»), и само название не отвечает этнокультурным традициям корейцев. Тем более что танцевальные представления в масках подразделяются на четыре вида и имеют свои особенности, различия и предназначение. Но, несмотря на это, данная работа представляет интерес для полной картины исследования традиционного танца Кореи.
Известный кореевед А.Н. Ланьков также посвятил ряд работ развитию культуры корейских государств и их политической жизни. В работе «Корея: будни и праздники» на основе широких научных источников и личных наблюдений автора дается подробное описание эволюции повседневного быта корейских горожан: семейных отношений, торговли, транспорта, обрядов и обычаев, образования и воспитания. Также этим автором были опубликованы материалы о жизни и творчестве известной корейской танцовщицы Чхве Сын Хи14. Работы А.Н. Ланькова носят во многом публицистический характер, хотя и не лишены правдивого освещения и адекватной оценки процессов развития корейского общества и его культуры15.
Информация о работе Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев