Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:40, диссертация
Цель диссертационной работы – исследовать этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев от эпохи Трех государств до настоящего времени.
Задачи исследования. Поставленная цель исследования, достигается путем решения ряда задач, обусловленных содержанием работы:
– рассмотреть историю формирования хореографического искусства Кореи от эпохи Трёх государств до эпохи Чосон;
– дать классификацию основных видов традиционных корейских танцев;
– показать влияние традиционных верований на танцевальное искусство Кореи;
– выявить роль костюма, атрибутов и музыкального сопровождения в создании образов традиционного танца;
– проанализировать современное состояние хореографического искусства в Республике Корея и КНДР, показать пути сохранения традиционного танца как феномена культуры этноса;
– показать процесс возрождения хореографического искусства у корейцев Приморского края Российской Федерации.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что это первое исследование, созданное на основе изучения этнокультурных особенностей корейской хореографии и распространения корейских танцев среди населения разных социальных групп. Этим исследованием впервые вводятся в научный оборот обширные источники и исследовательская литература на корейском языке, что имеет большое значение для развития культуры и этнографической науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных, теоретических курсах по истории хореографического творчества Кореи, по этнографии Кореи, в спецкурсах вузов и хореографических училищ.
Внедрение
результатов исследования.
Некоторые теоретические и практические
результаты диссертационного исследования
уже используются в курсах лекций по «Истории
культуры Кореи» на Кафедре Культурологии
ВГУЭС. На практических занятиях по народной
хореографии студенты изучают базовые
элементы и композиции корейских традиционных
танцев, знакомятся с атрибутами и музыкальными
инструментами.
Основные положения, выносимые на защиту:
позволяют
выявить этнокультурные
Апробация результатов исследования осуществлена на 6 международных научно-практических конференциях в городах Хабаровске (2001 г.) и Владивостоке (2003, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.) и 11 региональных научно-практических конференциях во Владивостоке (2001-2008 гг.), Хабаровске (2001 г.), Уссурийске (2005 г.) и Артеме (2007 г.). На всех конференциях выступала с докладами и сообщениями, отражающими материалы диссертационного исследования. Кроме этого, результаты диссертационного исследования отражены в 10 публикациях (две из них в рецензируемых журналах ВАК) общим объемом 3 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, терминологического словаря и приложений, состоящих из иллюстративного материала, подготовленного автором исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность диссертационной работы, показана степень разработанности проблемы, обозначены хронологические и территориальные рамки исследования, обозначены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи, раскрыты его теоретическая и практическая значимость, и научная новизна.
В первой главе «Хореографическое искусство как отражение историко –культурного развития Кореи» рассматриваются истоки корейского хореографического искусства, берущие свое начало от древних шаманских ритуалов. Обозначается историческое значение эпохи функционирования Трех государств – Силла, Пэкче и Когурё, время функционирования королевства Корё, период государства Чосон, во время которых наиболее ярко прослеживается развитие танцевального наследия в Корее в контексте исторического развития государств. Также отмечается особая роль короля (Вана) Седжона в эволюции хореографического искусства и его новаторские реформы в области танца. Здесь же большое внимание автором уделяется классификации корейских танцев, которые подразделяются на шаманские, народные, ритуальные и придворные танцы.
Основные элементы современной духовной культуры корейского народа уходят корнями в эпоху трёх государств и Объединённого Силла, однако окончательно она сложилась в период королевства Корё (918- 1392гг.), а в XV веке в эпоху Чосон произошли огромные изменения в области развития хореографического искусства Кореи благодаря реформам короля Седжона. Эпоха Чосон считается «золотым веком» корейского искусства. Вклад культурных деятелей этого исторического этапа в развитие и распространение танцевальных традиций является основополагающим.
Деятельность короля Седжона по сбору, классификации и развитию всех видов искусств, и хореографии в частности, стала главным источником, питающим сегодня богатое культурное наследие страны. При правителях этой эпохи процветали многие виды танцев, сложилась традиционная корейская музыка и песенные жанры. Что немаловажно – сформировалось особое отношение к людям культуры и искусства, обладающим профессиональными навыками, их всячески поддерживали и стимулировали. Такая политика во многом позволила корейцам сохранить в первозданном виде многие виды танцев, музыки и песен с древних времен до настоящего дня.
С самых ранних музыкальных форм до грохочущих ритмов ночных клубов музыка и танец в Корее всегда сопутствовали друг другу. Как и корейская музыка, корейский танец имеет множество стилей и видов, зародившихся еще в древности. Не последнюю роль играет и внешность как фактор этнического сопоставления. Этнически значимыми могут быть стереотипизированные формы поведения: этикет, трудовые навыки, способы организации досуга, воспитания и др. И в традиционном танцевальном искусстве корейцев все эти этнокультурные аспекты ярко отражаются и сохраняются и передаются из поколения в поколение27.
Безусловно, можно говорить о том, что происхождение танцевального наследия корейцев, как и во многих других культурах, положено ещё в глубокой древности, когда предки современной корейской нации жили в родовой общине. Танцы, которые исполнялись общинами, не имели определённого стиля и страдали отсутствием артистизма. Движения танцоров были просты, грубы и неотточены. Но несмотря, ни на что, без танцев не начинались, ни весенняя посадка, ни сбор урожая осенью28. Традиция, отмечать какие либо праздники или знаменательные события в истории, совмещая это с массовыми танцами, сохранилась до наших дней. Кроме этого танцевальная пластика корейских танцев берет за основу ритуальную и шаманскую пластику, которая ярко представлена в традиционных народных и ритуальных танцах.
Все
традиционные танцы очень индивидуальны
и требуют специфической
Шаманизм в Корее явился основой для многих танцев, как народных, так и религиозных. Шаманские пляски во время камлания стали фундаментом танцевальной телесной пластики для многих корейских танцев. Шаманский танец – это огромный пласт хореографического искусства Кореи, который питает собой как крестьянский, так и религиозный танец и в целом всю музыкальную культуру страны. Эти танцы отличаются огромной сложностью элементов, техническим мастерством и множеством особенностей, связанных с тем или иным ритуалом и личностью шамана. И сегодня сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение танцоров такие уникальные образцы шаманских танцев как Сальпхури, Комму, Чхоенму.
Шаманству
история уготовила долгую жизнь.
Постепенно шаманские камлания начинают
приобретать характер развернутого
театрально-танцевального
Корейцы — земледельческий народ. Этот факт нашел свое воплощение и в традиционной хореографической культуре. Ни один праздник или ритуал у древних предков корейцев, многие из которых были посвящены многочисленным духам окружающей природы, не обходился без музыки и танца.
Очевиден имитационный характер пластики вышеупомянутых обрядов. Следует отметить и факт обилия музыкально – танцевальных элементов, которыми наполнена трудовая деятельность корейцев. Существовало достаточно много обрядов и праздников, связанных с другими важными для общества событиями. Так, весной и осенью проходили обряды, посвящённые духам-покровителям деревни, которые назывались – гонъче31. Это были большие развёрнутые действа с множеством последовательно выполняемых ритуалов. В особых случаях, если случались неурожаи и эпидемии, приглашались шаманы, в обязанности которых входило наладить с духами контакты и определить причину несчастий. Такие обряды обычно заканчивались танцами в масках. Камлание шаманов и танцы в масках имели цель защиты от злых духов и были направлены на их запугивание. Данная цель обуславливает и пластику танцевальных элементов. Подчеркнем особенно, что она носила экстатический и имитирующий характер.
Основой
традиционной хореографии в Корее
является, безусловно, народный танец.
Он занимает здесь свое особое место.
С ним связано большое
Народный танец передавался из поколения в поколение в каждой провинции и каждой деревне практически в неизменном виде. В нем ярко отражаются те или иные особенности жизни населения конкретной местности, эмоции и настроения народа.
Из многих видов народного танца особо выделяется крестьянский танец, отличающийся богатством акробатических элементов, яркими красками, эмоциональностью, ритмичностью (синтез направлений удо-кут и чвадо-кут), шаманский танец и представления с масками.
Танцы в масках – тхальчхум – существуют с древнейших времен практически у каждого азиатского и африканского народа. Но только в Корее сохранили все свое многообразие почти в первозданном виде. Эти танцы также тесно связаны с конкретными корейскими ритуалами поклонения тем или иным духам. И здесь также существуют свои виды танцев – танцы в масках из Янджу, Понсана (ныне КНДР) и Хахве. Одни из этих видов носят сатирический и развлекательный характер, другие, напротив, строго ритуальный.
Религиозная
ситуация на Корейском полуострове
отличалась удивительной пестротой
с периода раннего
Ярким примером конфуцианского обрядового танца является Ильму, который можно и сегодня увидеть весной и осенью на конфуцианских храмовых церемониях Кореи. Эти танцы отличаются строгостью форм и элементов, исполнятся большим количеством танцоров — 64 человека и посвящены непосредственно Конфуцию и его ученикам.
Буддийские танцы, которые были представлены в Корее в VIII веке, пришли из Индии через Китай и уже в IX веке приобрели характерные корейские черты, потеряв первоначальный вид. Но, несмотря на это, сохранилось 4 танца, составляющие основную часть репертуара буддийских ритуальных обрядов. Эти танцы исполнялись с целью взывания к Будде с мольбой о душах умерших, чтобы они смогли достичь рая.
Информация о работе Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев