Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:40, диссертация

Краткое описание

Цель диссертационной работы – исследовать этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев от эпохи Трех государств до настоящего времени.

Задачи исследования. Поставленная цель исследования, достигается путем решения ряда задач, обусловленных содержанием работы:

– рассмотреть историю формирования хореографического искусства Кореи от эпохи Трёх государств до эпохи Чосон;

– дать классификацию основных видов традиционных корейских танцев;

– показать влияние традиционных верований на танцевальное искусство Кореи;

– выявить роль костюма, атрибутов и музыкального сопровождения в создании образов традиционного танца;

– проанализировать современное состояние хореографического искусства в Республике Корея и КНДР, показать пути сохранения традиционного танца как феномена культуры этноса;

– показать процесс возрождения хореографического искусства у корейцев Приморского края Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Корейская культура.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что это первое исследование, созданное на основе изучения этнокультурных особенностей корейской хореографии и распространения корейских танцев среди населения разных социальных групп. Этим исследованием впервые вводятся в научный оборот обширные источники и исследовательская литература на корейском языке, что имеет большое значение для развития культуры и этнографической науки.

     Практическая  значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных, теоретических курсах по истории хореографического творчества Кореи, по этнографии Кореи, в спецкурсах вузов и хореографических училищ.

     Внедрение результатов исследования. Некоторые теоретические и практические результаты диссертационного исследования уже используются в курсах лекций по «Истории культуры Кореи» на Кафедре Культурологии ВГУЭС. На практических занятиях по народной хореографии студенты изучают базовые элементы и композиции корейских традиционных танцев, знакомятся с атрибутами и музыкальными инструментами.  

Основные  положения, выносимые на защиту:

  1. Генетические корни хореографического искусства корейцев глубоко проникают в культуру древности, но его национальные истоки следует искать в средневековой культуре – от эпохи Трёх государств до конца эпохи династии Чосон.
  2. Изучение и анализ корейского традиционного  хореографического искусства

 позволяют  выявить этнокультурные особенности  и социальные отношения в обществе, тем самым способствуя более  глубокому пониманию историко – культурного развития корейского народа.

  1. Рассмотрение танцевального искусства корейцев в контексте этнокультурных особенностей  даёт возможность определить влияние традиционных верований на танцевальное искусство, обозначить значение буддийских, конфуцианских и даосских воззрений в традиционном корейском танце, отразить значение этнических традиций в танцевальном костюме.
  2. Анализ современного состояния хореографического искусства в Республике Корея и КНДР позволяет обозначить культурную идентификацию корейского народа в общемировом культурном наследии и сохранении уникальных традиций хореографического творчества, не смотря на активное заимствование и влияние других танцевальных и музыкальных традиций.        
 

    Апробация результатов исследования осуществлена на 6 международных научно-практических конференциях в городах Хабаровске (2001 г.) и Владивостоке (2003, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.) и 11 региональных научно-практических конференциях во Владивостоке (2001-2008 гг.), Хабаровске (2001 г.), Уссурийске (2005 г.) и Артеме (2007 г.). На всех конференциях выступала с докладами и сообщениями, отражающими материалы диссертационного исследования. Кроме этого, результаты диссертационного исследования отражены в 10 публикациях (две из них в рецензируемых журналах ВАК) общим объемом 3 п.л.

     Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, терминологического словаря и приложений, состоящих из иллюстративного материала, подготовленного автором исследования.

     ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

     Во  введении обоснована актуальность диссертационной работы, показана степень разработанности проблемы, обозначены хронологические и территориальные рамки исследования, обозначены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи, раскрыты его теоретическая и практическая значимость, и научная новизна.

     В первой главе «Хореографическое искусство как отражение историко –культурного развития Кореи» рассматриваются истоки корейского хореографического искусства, берущие свое начало от древних шаманских ритуалов. Обозначается историческое значение эпохи функционирования Трех государств – Силла, Пэкче и Когурё, время функционирования королевства Корё, период государства Чосон, во время которых наиболее ярко прослеживается развитие танцевального наследия в Корее в контексте исторического развития государств. Также отмечается особая роль короля (Вана) Седжона в эволюции хореографического искусства и его новаторские реформы в области танца. Здесь же большое внимание автором уделяется классификации корейских танцев, которые подразделяются на шаманские, народные, ритуальные и придворные танцы.

     Основные элементы современной духовной культуры корейского народа уходят корнями в эпоху трёх государств и Объединённого Силла, однако окончательно она сложилась в период королевства Корё (918- 1392гг.), а в XV веке в эпоху Чосон произошли огромные изменения в области развития хореографического искусства Кореи благодаря реформам короля Седжона. Эпоха Чосон считается «золотым веком» корейского искусства. Вклад культурных деятелей этого исторического этапа в развитие и распространение танцевальных традиций является основополагающим.

     Деятельность  короля Седжона по сбору, классификации и развитию всех видов искусств, и хореографии в частности, стала главным источником, питающим сегодня богатое культурное наследие страны. При правителях этой эпохи процветали многие виды танцев, сложилась традиционная корейская музыка и песенные жанры. Что немаловажно – сформировалось особое отношение к людям культуры и искусства, обладающим профессиональными навыками, их всячески поддерживали и стимулировали. Такая политика во многом позволила корейцам сохранить в первозданном виде многие виды танцев, музыки и песен с древних времен до настоящего дня.

      С самых ранних музыкальных форм до грохочущих ритмов ночных клубов музыка и танец в Корее всегда сопутствовали друг другу. Как и корейская музыка, корейский танец имеет множество стилей и видов, зародившихся еще в древности. Не последнюю роль играет и внешность как фактор этнического сопоставления. Этнически значимыми могут быть стереотипизированные формы поведения: этикет, трудовые навыки, способы организации досуга, воспитания и др. И в традиционном танцевальном искусстве корейцев все эти этнокультурные аспекты ярко отражаются и сохраняются и передаются из поколения в поколение27.

     Безусловно, можно говорить о том, что происхождение  танцевального наследия корейцев, как  и во многих других культурах, положено ещё в глубокой древности, когда  предки современной корейской нации  жили в родовой общине. Танцы, которые  исполнялись общинами, не имели определённого стиля и страдали отсутствием артистизма. Движения танцоров были просты, грубы и неотточены. Но несмотря, ни на что, без танцев не начинались, ни весенняя посадка, ни сбор урожая осенью28. Традиция, отмечать какие либо праздники или знаменательные события в истории, совмещая это с массовыми танцами, сохранилась до наших дней. Кроме этого танцевальная пластика корейских танцев берет за основу ритуальную и шаманскую пластику, которая ярко представлена в традиционных народных и ритуальных танцах.

      Все традиционные танцы очень индивидуальны  и требуют специфической подготовки к исполнению каждого из них. И, конечно, в совокупности они представляют собой ценное культурное наследие хореографии  в Корее. Как свидетельствуют  материалы первой главы исследования, в Корее существует несколько видов традиционного танца – шаманский, народный, ритуальный, придворный, и танцы в масках. Каждый из видов танца (народный, ритуальный, придворный), в свою очередь, делится на определённые ранжиры. В данной главе автором проанализированы этнокультурные особенности традиционных танцев, история формирования хореографического искусства от эпохи Трех государств до эпохи Чосон, обозначена их классификация, основанная на материалах известных исследователей (Ю.В. Ионова., В.М. Марков), а также собственных наблюдениях (полевые материалы автора из этнографической деревни близ г. Сувон).

     Шаманизм  в Корее явился основой для  многих танцев, как народных, так  и религиозных. Шаманские пляски во время камлания стали фундаментом  танцевальной телесной пластики для многих корейских танцев. Шаманский танец – это огромный пласт хореографического искусства Кореи, который питает собой как крестьянский, так и религиозный танец и в целом всю музыкальную культуру страны. Эти танцы отличаются огромной сложностью элементов, техническим мастерством и множеством особенностей, связанных с тем или иным ритуалом и личностью шамана. И сегодня сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение танцоров такие уникальные образцы шаманских танцев как Сальпхури, Комму, Чхоенму.

     Шаманству история уготовила долгую жизнь. Постепенно шаманские камлания начинают приобретать характер развернутого театрально-танцевального зрелища, и затем из него выделяются отдельные танцевальные части, которые начинают своё отдельное существование. До сих пор в разных уголках земли шаманские камлания со всей атрибутикой продолжают играть важную роль, выполнять социальные функции перед теми народностями, у которых востребованы29. Шаманские ритуалы служат важным средством поддержания музыкальных и других фольклорных обычаев корейского народа30.

     Корейцы — земледельческий народ. Этот факт нашел свое воплощение и в традиционной хореографической культуре. Ни один праздник или ритуал у древних предков  корейцев, многие из которых были посвящены многочисленным духам окружающей природы, не обходился без музыки и танца.

     Очевиден  имитационный характер пластики вышеупомянутых обрядов. Следует отметить и факт обилия музыкально – танцевальных элементов, которыми наполнена трудовая деятельность корейцев. Существовало достаточно много обрядов и праздников, связанных с другими важными для общества событиями. Так, весной и осенью проходили обряды, посвящённые духам-покровителям деревни, которые назывались – гонъче31. Это были большие развёрнутые действа с множеством последовательно выполняемых ритуалов. В особых случаях, если случались неурожаи и эпидемии, приглашались шаманы, в обязанности которых входило наладить с духами контакты и определить причину несчастий. Такие обряды обычно заканчивались танцами в масках. Камлание шаманов и танцы в масках имели цель защиты от злых духов и были направлены на их запугивание. Данная цель обуславливает и пластику танцевальных элементов. Подчеркнем особенно, что она носила экстатический и имитирующий характер.

      Основой традиционной хореографии в Корее  является, безусловно, народный танец. Он занимает здесь свое особое место. С ним связано большое количество ритуалов и обрядов, часть из которых сохранилась и по сей день, а часть мы имеем возможность наблюдать только через призму дошедших до нас образцов народного танца: пучхэчхум – танец с веерами, пукчхум – танец с барабаном самочхум – мужской танец, знаменитый кангасуволле – корейский хороводный танец и др.

      Народный  танец передавался из поколения  в поколение в каждой провинции  и каждой деревне практически  в неизменном виде. В нем ярко отражаются те или иные особенности жизни населения конкретной местности, эмоции и настроения народа.

      Из  многих видов народного танца  особо выделяется крестьянский танец, отличающийся богатством акробатических элементов, яркими красками, эмоциональностью, ритмичностью (синтез направлений  удо-кут и чвадо-кут), шаманский танец и представления с масками.

      Танцы в масках – тхальчхум – существуют с древнейших времен практически у каждого азиатского и африканского народа. Но только в Корее сохранили все свое многообразие почти в первозданном виде. Эти танцы также тесно связаны с конкретными корейскими ритуалами поклонения тем или иным духам. И здесь также существуют свои виды танцев – танцы в масках из Янджу, Понсана (ныне КНДР) и Хахве. Одни из этих видов носят сатирический и развлекательный характер, другие, напротив, строго ритуальный.

     Религиозная ситуация на Корейском полуострове  отличалась удивительной пестротой  с периода раннего средневековья, и это самым непосредственным образом отразилось на традиционном корейском искусстве хореографии. Ритуальные и религиозные танцы  традиционной культуры Кореи тесно связаны с конфуцианством, буддизмом и шаманизмом. С момента принятия «элегантной музыки» (музыки королевского двора) корейцами в начале XII века, конфуцианские ритуальные танцы сохранились в первозданном виде»32.

      Ярким примером конфуцианского обрядового танца является Ильму, который можно и сегодня увидеть весной и осенью на конфуцианских храмовых церемониях Кореи. Эти танцы отличаются строгостью форм и элементов, исполнятся большим количеством танцоров — 64 человека и посвящены непосредственно Конфуцию и его ученикам.

      Буддийские  танцы, которые были представлены в Корее в VIII веке, пришли из Индии через Китай и уже в IX веке приобрели характерные корейские черты, потеряв первоначальный вид. Но, несмотря на это, сохранилось 4 танца, составляющие основную часть репертуара буддийских ритуальных обрядов. Эти танцы исполнялись с целью взывания к Будде с мольбой о душах умерших, чтобы они смогли достичь рая.

Информация о работе Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев