Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:30, реферат
Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало, поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Первобытное искусство
Первобытное искусство.
Искусство эпохи Палеолита.
Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало, поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения [пещеры в Испании (Альтамира и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), в РФ — Капова пещера], где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства — его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории РФ [на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)].
Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия; сильнее, чем прежде, развилось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи Неолита и Энеолита и отчасти в бронзовом веке у древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае — сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые Мегалиты и Свайные постройки.
У племён, сохранивших
рыболовно-охотничий уклад
«Олени, переплывающие реку». Резьба по кости (из Лорте, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей национальных древностей. Сен-Жермен-ан-Ле.
«Женщина с кубком». Известняковый рельеф (из Лосселя, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей изящных искусств. Бордо.
Антропоморфная личина. Наскальное изображение. Неолит. Шереметьевские скалы. Хабаровский край.
«Сцена с раненым бизоном». Наскальная живопись. Верхний палеолит. Пещера Ласко. Департамент Дордонь. Франция.
«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.
Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н. э. Национальный археологический музей. Сиракузы.
«Леопарды». Наскальный
рельеф в Феццане (Ливия). Неолит (?).
Искусство эпохи
мезолита.
Между 10–8-м тысячелетием до н. э. начинается постепенное отступление ледников, покрывавших территорию Европы, на север. В результате потепления обширные степные пространства, служившие пастбищами для мамонтов, бизонов, северных оленей и лошадей, превращаются в густые, бескрайние леса. Крупные животные, на которых прежде охотился человек, вымирают или уходят в поисках пищи далеко на север. Так, с территорий Центральной и Южной Европы исчез северный олень. Теперь добычей людей становится лось, благородный олень, кабан, зубр и более мелкие животные. Распространение получает рыболовство и сбор устриц. Потепление климата способствовало тому, что наши предки стали вести оседлый образ жизни. Стоянки древнего человека теперь размещаются в основном по берегам морей, рек и озер. Первобытные умельцы изобретают лук и новые орудия труда, приручают собаку и начинают заниматься скотоводством и земледелием. Появляется строительство и зачатки ткацкого производства.
Изменяется и
мировоззрение человека, который
ощущает себя более смелым и независимым.
Значительно усиливается роль магии,
появляется и развивается земледельческая
мифология. Все эти изменения
отражаются в искусстве, приобретающем
культовое звучание. Исчезает многокрасочность
живописи, которая становится монохромной
(одноцветной). Обычно рисунки выполняются
одной краской — черной или красной, главными
их элементами становятся схематизм и
силуэтность. Практически полностью исчезает
объем.
В то же время появляется и много нового,
нехарактерного для палеолита. События
в росписях художников этого времени представляются
во взаимосвязи, т. е. появляется композиция.
Обогащаются сюжеты, главным объектом
изображения становится человек, его победы
или поражения в окружающем мире.
Живописная техника также претерпевает
изменения. Основой красок являются такие
вещества, как яичный белок, мед и даже
кровь. Сначала на поверхность кистью
наносятся контуры, а затем рисунок закрашивается
краской одного цвета.
Эти новые элементы можно увидеть в наскальной
живописи, обнаруженной в прибрежных горных
областях Восточной Испании (Испанский
Левант). Основное внимание художники
сосредоточивают на изображении человека,
а не животных, причем человек практически
всегда показан в действии. Объем, перспектива
и цвет не имеют значения, главное — передать
движение фигур.
Живопись палеолита, как уже говорилось
выше, — это отдельные, не имеющие между
собой связи фигуры. Наскальная живопись
Испанского Леванта представляет собой
многофигурные композиции, изображающие
события, происходившие с самим художником
и его современниками.
Самые первые памятники живописи эпохи
мезолита в Восточной Испании были найдены
археологами в 1908 г. Покрытые росписями
скалы возвышаются по краям долин и в горных
ущельях между Барселоной и Валенсией.
Встречаются они и далее к югу. Это главным
образом живописные сцены (петроглифы
здесь практически отсутствуют) с изображением
людей и различных зверей. Размеры фигур
животных обычно не превышают 75 см, а человеческие
— немного меньше.
Сборщик
меда. Арана. Провинция Валенсия. Испания |
Встречаются очень
большие композиции, например, в
Альпере (провинция Альбасем, Восточная
Испания) находятся росписи, в которых
представлены десятки животных и сотни
человеческих фигур.
Множество рисунков Испанского Леванта
посвящено сценам охоты. Росписи изображают
стада животных, преследуемых людьми с
луками, или охотников, убегающих от раненого
зверя.
Огромный интерес представляет рисунок
из Араны, изображающий сборщика меда,
поднимающегося по веревке к гнезду, окруженному
пчелами.
В ущелье Валлторта исследователи обнаружили
целую галерею живописных композиций
со сценами охоты на оленей, кабанов и
баранов. Встречаются изображения военных
сражений, а также росписи, по всей видимости
повествующие о казни (в центре — человек,
пронзенный стрелами, вокруг него — люди
с луками).
В наскальной живописи Восточной Испании
очень редки изображения женщин. Одна
из самых известных композиций — т. н.
«Прогулка», на которой древний художник
нарисовал идущих женщину и ребенка. Если
мужские фигуры в росписях полны динамики,
то женские — статичны, но более натуралистичны.
Ученые проследили, как происходило развитие
живописи эпохи мезолита. Ранняя живопись,
относящаяся к этому времени, отличалась
натурализмом и пропорциональностью в
изображении человеческих фигур. Постепенно
правильность пропорций исчезла, и на
фресках появились люди с необыкновенно
узкими талиями, тонкими руками и длинными
ногами. Верхняя часть туловища стала
похожа на треугольник, увенчанный круглой
головой.
Со временем пропорции еще более деформировались,
живописцы стали изображать человека
с коротким торсом, чересчур большими
ногами и головой, повернутой в профиль.
В конце концов схематизм полностью оттеснил
натурализм. Тело человека, его ноги и
руки в росписях этого времени представлены
обыкновенными тонкими линиями, позволяющими
с легкостью передавать движение и воспроизводить
самые разнообразные позы.
Эта тенденция практически не распространилась
на изображения животных. Как охотничья
добыча человека, они должны были иметь
соответствующий вид и поэтому сохранили
весомость форм и реалистичность.
Некоторые живописные памятники эпохи
мезолита представляют собой многочисленные
наслоения рисунков. Ряд исследователей
объясняют это тем, что определенные территории
много раз переходили от одного враждующего
племени к другому и победители старались
закрепить свое право на данную местность
с помощью росписи.
Охота на оленей.
Живопись в пещере Испании. Мезолит.
Эпоха Неолита.
За мезолитом
следовал неолит - новокаменный век, или
век отполированного камня. Ледниковый
период, а с ним и мегафауна,
и видовое разнообразие человечества
остались позади. Неандертальцы сошли
с исторической сцены, победителями стали
наши предки - люди кроманьонского типа.
Поэтому с эпохи неолита начинается наша история. В эпоху неолита
процесс производства, а с ним и духовная
жизнь настолько усложнились, что развитие
материальной культуры на отдельных территориях
имеет свои особенности. Если в более ранние
эпохи искусство почти повсеместно развивалось
примерно одинаково, то теперь оно приобретало
в каждой области свои локальные особенности,
по которым можно отличить неолит Египта
от неолита Двуречья, неолит Европы от
неолита Сибири и т.п. Но есть и общие для
неолитического искусства черты: широкое
распространение получает мелкая пластика
из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных
реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены
и схематичны изображения женских фигурок,
иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими
узоры на одежде. Особенно характерно
для неолита развитие декоративного искусства;
почти всюду видим стремление украсить
вещи, находящиеся в повседневном употреблении
у человека.
Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной
посуды. По формам неолитических сосудов,
а особенно по способу и разнообразию
их украшения одна область отличалась
от другой. Можно проследить развитие
орнамента от простейших узоров на сосудах
ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа)
до превосходно сделанных и богато расписанных
сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным
примером неолитической культуры может
служить культура Триполья, широко распространенная
в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской
части России и Украины и на территории
целого ряда Балканских стран. Конец Трипольской
культуры относится к эпохе энеолита (медный
век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев
располагались чаще всего по берегам рек.
Дома из глины и дерева, прямоугольные
в плане, были, вероятно, с внутренней стороны
покрыты орнаментальной росписью. В поселениях
были найдены модели жилищ и небольшие
женские статуэтки. Но особенно богато
и широко развернулось творчество трипольцев
в украшении керамики. По разнообразию
форм и орнаментики трипольская керамика
не уступает ни египетской, ни переднеазиатской.
Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой
или оранжевой глины; туловище сосуда
покрыто разнообразным, но почти всегда
состоящим из спиралевидных линий, геометрическим
орнаментом, исполненным красной, черной,
коричневой, белой красками.