Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 11:26, контрольная работа
В истории мировой художественной культуры Византия сыграла выдающуюся роль. Время существования этого государства примерно совпадает с хронологическими рамками Средневековья. И именно византийская культура во многом определила развитие художественной культуры в Европе Средних веков. Не осталась в стороне от этого процесса и русская земля.
1. Введение
2. Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии
Христианство как доминанта художественной культуры Византии
Художественная система Византии
Архитектура
Изобразительное искусство
Иконопись
Музыка
Театр
Литература
5. Заключение
Литература
Содержание:
1. Введение
2. Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии
Христианство как доминанта художественной культуры Византии
Художественная система Византии
Архитектура
Изобразительное искусство
Иконопись
Музыка
Театр
Литература
5. Заключение
Литература
1.
Введение
В истории мировой художественной культуры Византия сыграла выдающуюся роль. Время существования этого государства примерно совпадает с хронологическими рамками Средневековья. И именно византийская культура во многом определила развитие художественной культуры в Европе Средних веков. Не осталась в стороне от этого процесса и русская земля. «Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры -- посредницы и отдельных национальных культур славян,-- писал Д.С. Лихачев.-- Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры»1.
2. Исторические особенности формирования
византийской империи, их влияние на культуру
Византии
Византия образовалась в 395 году в результате распада огромной Римской империи, переживавшей глубокий внутренний кризис, на две обособленные части. Случилось это в год смерти императора Феодосия Великого, разделившего между двумя сыновьями Западную и Восточную Римскую империю как самостоятельные владения. В состав новой, Византийской империи первоначально вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, острова Эгейского моря, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, части Месопотамии и Армении, некоторые районы
Аравии, земли в Крыму и на Кавказе.
Еще раньше, в 330 году, из Рима, терявшего роль центра империи, столица была перенесена далеко на восток, где на берегу Босфора располагался древний греческий город-колония Византий. Отсюда и пошло название Византия. Новая же столица, в честь своего основателя, римского императора Константина, была названа «городом Константина» -- Константинополем.
Византийская империя просуществовала чуть более тысячи лет, создав свою особую культуру, сыгравшую такую роль в развитии культуры общемировой, переоценить которую невозможно.
В 1453 году, когда турками-османами был взят Константинополь, Византия прекратила свое существование, но ее культура нашла мощное продолжение и в Западной Европе и особенно в России.
Каковы же специфические особенности византийской культуры, и чем они порождены?
Прежде всего -- это уникальная в истории человечества встреча Востока и Запада, их долгий союз, давший жизнь целому ряду новых, молодых культур. Византийская культура органично объединила греко-римскую античную культуру и культуру восточную, создав на этой основе прочный сплав, далеких друг от друга традиций, знаний, навыков, мировоззрений и обычаев. И все это вместе стало основой для развития самобытной культуры и прекрасного искусства.
Другая важная особенность состояла в том, что идеи первоначального христианства, облеченные в форму православия, были подхвачены Византией и стали основой единения ее многонационального населения, превратившись в доминанту византийской культуры.
Нельзя не отметить, что рубеж, с которого начиналась собственно византийская культура, был очень высоким. Ведь именно она явилась наследницей и преемницей античной культуры. Византийцы называли свое государство Ромейским (римским) царством, Константинополь -- «Новым Римом», своего императора считали законным наследником римских цесарей. И действительно, когда в 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя, знаки императорского достоинства были отосланы в Константинополь.
Фактически на протяжении всего периода Средневековья Константинополь оставался первым городом христианского и мусульманского мира. В XII в. о нем писали: «Город из городов, светоч вселенной, слава мира, матерь церквей, основа веры, покровитель наук и искусств, отечества и очаг красоты»2.
Как для народов мусульманского, так и для христианского мира Константинополь долгое время оставался средоточием и недосягаемым образцом архитектуры, живописи, философии, теологии, науки, музыкального искусства. Это способствовало распространению влияния византийской культуры на культуры многих народов.
Тысячелетняя история Византии знала подъемы и спады, победы и поражения, в результате чего изменялись границы империи и пределы распространения ее культуры. Временем наибольшего процветания Византии и ее внешнего могущества стала эпоха императора Юстиниана (527--565 гг.). Принципы правления этого властителя формулируются как «единое государство, единый закон, единая религия».
Что означали эти принципы применительно к Византии?
В огромную империю ромеев входили разнородные в хозяйственном и культурном отношении области, многие города, в том числе такие крупнейшие культурные центры, как Александрия (в Египте), Антиохия и Дамаск (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Иерусалим (в Палестине), Фессалония и Коринф (в европейской части). Но высшим судьей, военачальником, вершителем судеб всех своих подданных был император. Он олицетворял гармонию и порядок в многоликом государстве.
Культ императорской власти, представление об империи как о наиболее совершенном государственном устройстве, пришли в Византию и с Востока, и с Запада. С одной стороны -- восточные деспотии, с другой -- римская имперская идея, провозглашавшая государство высшей и незыблемой ценностью.
Две эти составляющие представлений византийцев о наиболее совершенном государственном устройстве при общности своей основы имели и существенное различие. Восточный деспот -- хозяин государства, римский владыка и сам должен подчиняться законам. «Единый закон» -- принцип правления, пришедший с Запада и усвоенный Византией. Не случайно именно в Византии сохранили и записали Римское право, благодаря чему оно сохранилось до наших дней.
На его основе в правление Юстиниана была осуществлена грандиозная работа по составлению Свода гражданского права, в который, в частности, вошли: Кодекс Юстиниана -- собрание римских законов и указов римских императоров, и Новеллы -- сборник законов самого Юстиниана. Позднее Свод гражданского права сыграл важнейшую роль в становлении права всех стран европейской культуры.
Центром управления страной был Константинополь. Здесь рассматривались жалобы на решения провинциальных судов, здесь же создавались списки налогов, отсюда рассылались сборщики податей. А во главе всей системы централизованного управления государством стоял император.
Однако
централизации управления и единодержавия
было недостаточно для полного обеспечения
государственного единства. Требовалось
нравственное, духовное объединение населения
Византии, пестрого по этническому составу,
образу жизни, роду занятий, культуре,
религиозным верованиям и обрядам. Основой
этого мог стать принцип «единства религии».
Такой опорой византийской государственности
стало христианство в его восточной, православной
форме.
3.
Христианство как доминанта художественной
культуры Византии
Христианство в Византии утвердилось не сразу. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Еще более длительным было утверждение христианства как государственной религии. На обширной территории Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философских школ и большое количество верований, от которых люди отказывались с трудом. И не редко, будучи вынужденными, принять новую религию, сохраняли старую. Это в обыденной жизни. А на теоретическом уровне шла напряженная умственная работа. Культура мысли в ранней Византии была очень высокой.
Одной из самых глубоких философских теорий была философия неоплатонизма (Афинская школа), представленная утонченной диалектикой Прокла и Дамаскина, обогащенная исканиями Псевдо-Дионисия Ареопагита. Это была элитарная философия, развивавшая идею эманации (творения, созидания, перетекания) из духовного начала всего материального мира. Такая сложная философия была недоступна и неизвестна народу. Тем не менее, стремясь утвердить единую веру, Юстиниан I в 529 г. закрыл Афинскую школу. Он же осудил (проклял) другие религиозно-философские течения, что не только понизило теоретический уровень, существовавший в империи, но и отрезало христианскую мысль от некоторых ее истоков.
Христианство сложилось из многих философских теорий и Религиозных учений. В нем нашли свое место иудаизм, манихейство, неоплатонизм, философия Филона Александрийского, римского стойка Сенеки и некоторых других. От иудаизма в христианство пришла вера в единого Бога, в мессию (спасителя); десять заповедей, которые по преданию Бог начертал на скрижалях и передал Моисею, стали основой десяти заповедей Нагорной проповеди Христа. От манихейства в христианство пришел аскетизм, отречение от земных радостей, идея мученичества. Неоплатонизм привнес идею приоритета духовного над материальным, земным. Философия стоиков -- решение морально-этических проблем: утверждение, что при правильном понимании и восприятии действительности, при достойном образе жизни человек достигает атараксии -- спокойствия и невозмутимости духа.
В трудах религиозных философов того времени -- Василия Кесарийского, Григория Нисского, Григория Назианзина -- идеи раннего христианства сочетаются с неоплатонической философией.
Христианство стало носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире. В античном обществе достоинство человека определялось его родовой честью, выполнением долга, богатством и полисным статусом. Многое выше человеческой жизни: боги, смеясь вершат судьбы людей и народов, а герои, выполняя их волю, бесстрашно идут на смерть. В христианстве высшие ценности -- сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему, такому же, как ты, человеку.
Античная философия такой любви не знала. Она признавала любовь чувственную и любовь божественную как безличную космическую силу, но не знали любви к ближнему, не знала сострадания. А в христианстве -- «Бог есть любовь».
Милосердная, всепоглощающая, всеобъемлющая любовь -- идеал христианского гуманизма.
Эти проблемы рассматриваются в трудах Григория Нисского и Псевдо-Дионисия. Речь идет о духовной любви, высшим проявлением которой является блаженство, душевный покой, обретаемый любовью к Христу.
В понимании возможностей достижения такого состояния были и мистически утонченные формы. Идея блаженства, духовного наслаждения является важнейшим стимулом духовной жизни «во Христе». Аскетический образ жизни вне мира и земных радостей, умозрительное созерцание дают высшее духовное блаженство, по учению исихастов. Основоположники исихазма Григорий Палама и Григорий Синаит считали «умное делание» идеальным средством для ухода от мирской суеты, «забвения низших и тайное видение высших».
Христианство привлекает и еще одной своей особенностью: оно считает всех людей равными перед Богом. Для Бога нет ни эллина, ни иудея, ни плебея, ни патриция, ни раба, ни рабовладельца, ни мужчины, ни женщины -- все равны перед Ним. Это особенно привлекало порабощенных, угнетенных, униженных, давая им возможность чувствовать себя такими же людьми, как и другие, в то, а числе и более преуспевающими в жизни.
Сам человек слаб, греховен, раздираем противоречиями. Христианство выявляет мучительное раздвоение внутри человека. Не земной жизнью не заканчивается человеческое бытие. Есть еще и другая жизнь, и человек верит в нее, зная, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и заслужить вечное блаженство.
Такая религия не могла не привлечь и своим отношением к человеку, и вселяемой в него надеждой на спасение. В этом тоже причина утверждения, распространения христианства и его жизненности.
Но свою каноническую форму христианство приняло не сразу. В IV--V вв. проходили постоянные богословские споры, вследствие которых появилось большое количество сект и ересей. Становление христианства идет в борьбе с «ересями» -- своеобразным неканоническим толкованием различных религиозных догм. Причин для появления «ересей» было не мало. Они рождались из приверженности людей к сложившимся традициям, неприятия эллинистической культуры или новых христианских доктрин. Центром ересей становилась сельская местность.