Спор как искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:47, реферат

Краткое описание

Убеждение - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Убеждение изучается многими науками в том числе и риторикой. В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним - красноречие. Существует и такое понятие риторики как - искусство убеждать с помощью слов. Это искусство может проявляться не только там, где есть оратор и слушатель, где есть устная речь, звучащая с трибуны. Не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквах.

Оглавление

1. Введение.
2. Корректные и некорректные споры
3. Споры об истине и споры о ценностях
4. Четыре разновидности споров
5. Общие требования к спору
6. Победа в споре
7. Заключение
8. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культура речи 1.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

1. Введение.  

2. Корректные и некорректные споры  

3. Споры об истине и споры о ценностях  

4. Четыре разновидности споров  

5. Общие требования к спору  

6. Победа в споре  

7. Заключение  

8. Список использованной литературы 

1.Введение.

    Убеждение - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Убеждение изучается многими науками в том числе и риторикой. В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним - красноречие. Существует и такое понятие риторики как - искусство убеждать с помощью слов. Это искусство может проявляться не только там, где есть оратор и слушатель, где есть устная речь, звучащая с трибуны. Не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквах. Убеждающая речь звучит и на рынке, и в транспорте, и дома, и на садовых скамейках. Убеждающая речь присутствует в коротких записках в письмах, в газетной и журнальной публицистике. Она широко отражена в художественной литературе, причём не только в авторской речи, но и, что особенно важно, в диалогах персонажей. Одним из элементов этого искусства и является искусство спора. В данной работе я ставлю целью изучение спора, его сущности как искусства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Корректные и некорректные споры.

    Спор  представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны  приводят аргументы в поддержку  своих убеждений и критикуют  несовместимые с последними представления  другой стороны.

    Спор  является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет, или тему, но спор характеризуется не просто определенным предметом, а наличием несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д. Спор предполагает противоположные мнения и активное отстаивание каждой из его сторон своей собственной позиции, несовместимой с позицией другой стороны. Если противоположности или столкновения мнений нет, то нет и самого спора, а есть какая-то иная форма аргументации.

    Спор  как одна из возможных ситуаций аргументации имеет характерные признаки: 

    - на тезис пропонента оппонент  отвечает противоположным утверждением, антитезисом («столкновение мнений»); 

    - и пропонент, и оппонент выдвигают  какие-то доводы в поддержку  своих позиций; 

    - каждый из спорящих подвергает критике позицию противной стороны.

    Если  какой-то из этих признаков отсутствует, нет и спора как особого  случая аргументации.

    Иногда  все возможные ситуации аргументации пытаются свести к спору или представить  последний по меньшей мере как парадигму аргументации вообще. Это конечно же, неправомерно. У призывов и проповедей нет ничего общего со спорами. Если тезис, поддержанный аргументами или нет, обращен к тем, кто нейтрален к нему, то опять-таки нет оснований отождествлять эту ситуацию со спором.

    Спор - это ситуация, когда аргументирование опровергается противоположное  мнение. Зная много или даже все  о спорах, их основных разновидностях и требованиях к ним, можно  не иметь никакого представления  о призывах и проповедях и иметь  очень слабое представление о перебранке или ереси. Нагорная проповедь - это аргументация, но не дискуссия Христа со своими последователями; молитва - это тоже аргументация, но не полемика молящегося с Богом по поводу своих недооцениваемых добродетелей.

    Как и в других случаях аргументации, доводы, используемые в споре, могут быть корректными и некорректными. Первые могут содержать элементы хитрости, но в них нет прямого обмана и тем более вероломства или принуждения силой. Вторые ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказания или применения грубой физической силы. Нужно изучать, конечно, и те и другие приемы.

    Корректные - чтобы знать, как можно, пользуясь  допустимыми средствами, отстоять свою точку зрения.

    Некорректные - чтобы предвидеть, что можно  ожидать от неразборчивого в средствах  противника и уметь вывести его  на чистую воду.

    Спор - это борьба, поэтому в споре  приложимы общие методы успешной борьбы. Во всякой борьбе очень ценной является инициатива. В споре важно, кто задает тему, как конкретно она определяется. Нужно уметь повести спор по своему сценарию.

    Рекомендуется, далее, не обороняться, а наступать. Даже оборону лучше вести с  помощью наступления. Вместо того, чтобы  отвечать на возражения противника, надо заставить его защищаться и отвечать на выдвигаемые против него доводы. Предвидя его аргументы, можно заранее, не дожидаясь, пока он их выскажет, выдвинуть их самому и опровергнуть.

    Один  из приемов, допустимых в устном споре, - отвлечение внимания противника от той мысли, которую нужно провести без критики. С этой целью мысль или не высказывается вовсе, а только подразумевается, или высказывается, но как бы мимоходом, возможно в сокращенной, стертой форме. Можно для отвлечения внимания выдвинуть другую идею, способную своим содержанием или формой привлечь внимание противника, задеть его, поразить и т.п. Можно также прежде чем высказать мысль, которую нужно провести без критерии, выдвинуть какой-то второстепенный, но заведомо слабый аргумент. Спорщик, постоянно нацеленный на поиск слабых мест в доводах противоположной стороны, сразу же набросится на явно слабое место и пропустит ближайшие к ней доводы, особенно если они приводятся между прочим и не бросаются в глаза своей ошибочностью.

    Иногда  полезно возложить «бремя доказывания» на оппонента - сослаться, например, на то, что ваш тезис вытекает из уже признанного общего положения. Тезис противника окажется исключением из этого положения, и ему нужно будет доказать правомерность такого исключения.

    Не только корректна, но и желательна концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое ее звено.

    Можно применять в споре и прием  опровержения противника его же собственным  оружием. Из принятых им посылок надо всегда пытаться вывести следствия, подкрепляющие защищаемый вами тезис. Особый интерес в этом случае предоставляют неожиданные для противника следствия, о которых он даже не подозревал.

    Эффект  внезапности можно использовать и многими другими способами. Например, придержать самые неожиданные и важные сведения к концу спора.

    Корректность  приема, используемого вами в споре, существенно зависит от того, какими приемами или уловками, пользуется противоположная сторона. Скажем, эффект внезапности уместен в споре с тем, кто сам приберегает самые важные и неожиданные сведения к концу спора; напирать на слабое звено аргументации оппонента особенно оправданно в том случае, когда он сам постоянно выискивает слабые стороны ваших доводов и т.п.

    Когда противник прибегает к некорректным приемам, ваши приемы могут становиться более хитрыми, оставаясь в рамках корректности.

    К корректным приемам обычно относят  оттягивание возражения. Уловка эта  в чистом виде вполне позволительна и часто необходимо.

    В тех случаях, когда предмет спора не вполне определен, можно не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо и недвусмысленно изложить ее. Иначе в переменчивых обстоятельствах спора трудно будет ее модифицировать и тем более от чего-то отказаться.

    Принято считать, что нет ничего недозволенного и в таком приеме, как взять слово в самом конце спора, зная все аргументы выступавших и лишая их возможности развернутого ответа. Однако вряд ли этот прием демократичен: он доступен далеко не для каждого участвующего в споре.

    Некорректные  приемы, используемые в спорах, не только многочисленны, но и чрезвычайно  разнородны. Среди них есть грубые и даже очень грубые, но есть и  очень тонкие.

    Наиболее  грубыми являются «механические» уловки. Таков, в частности, неправильный «выход из спора».

    Самым грубым и самым механическим считается  прием, когда противнику не дают говорить.

      Довольно грубым приемом является и организация «хора» полу слушателей –полу участников спора, всячески восхваляющих доводы одной стороны и демонстрирующих скептическое, а то и презрительное отношение к доводам другой стороны. «Вот остроумное замечание! Это называется смотреть в корень вещей», «Превосходно!», «Безусловно правильно», «Изумительный ответ» и т.п.

    - эти восклицания адресуются той  стороне спора, которую поддерживает специально подготовленная аудитория; «Слабый ответ», «Плохие доводы», «Это то же, что ничего не ответить», «Все это только пустые оправдания», «Доводы, внушающие жалость» и т.п.,- все это адресуется стороне, которую аудитория намеревается «завалить».

    Предельно грубый прием в споре - использование  насилия, физического принуждения  или даже истязания для того, чтобы  заставить другую сторону, если не принять  тезис, то хотя бы сделать вид, что  она его принимает. Это - разновидность  «аргумента от палки». Другой его разновидностью являются доводы, апеллирующие к тайным мыслям и невыраженным побуждениям другой стороны в споре.

      Спор - это определенная деятельность, причем деятельность, требующая напряжения не только интеллекта, но и всех духовных сил человека. Мысль, память, воображение спорящих должны работать особенно эффективно и ярко. Смешавшийся, вставший в тупик, растерявшийся участник спора рискует забыть и упустить свои самые надежные и выигрышные доводы и потерпеть наудачу в споре. Если мы сильно взволнованы, возбуждены, горячимся, смущены и т.п. - мы спорим хуже, чем обычно. Спор - это не соревнование чистых интеллектов, а состязание, затрагивающее все стороны человеческой души.

    Еще один некорректный прием - использование  ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит. Употребление этих аргументов нередко сопровождается оборотами типа: «всем известно», «давно установлено», «совершенно очевидно», «никто не станет отрицать» и т.п. Слушателю как бы остается упрекать себя за незнание того, что давно всем известно.

    К одной из форм лжи иногда относят  намеренное запутывание, или сбивание с толку. В выступлении того, кто  прибегает к такому приему, возможно, и содержится какая-то информация, но ее чрезвычайно трудно уловить. Целый ряд некорректных приемов - их обычно называют психологическими - как раз и ориентируется на то, чтобы вывести оппонента в споре из психического равновесия, расстроить работу его мысли и воображения. Самая грубая и обычная уловка - раздражить противника и вывести его из себя. Для этого пускают в ход грубые выходки, оскорбления, глумление, издевательство, явно несправедливые, возмущающие обвинения и т.д. Если противник «вскипел» - дело выиграно. Он потерял много шансов в споре. Некоторые искусно стараются «взвинтить» его до желательной степени.

    Некорректен и такой психологический прием, когда один из спорящих говорит очень  быстро, выражает свои мысли в нарочито усложненной, а то и просто путаной  форме, быстро сменяет одну мысль  другою. Этот прием особенно «эффективен», когда быстрая, путаная, постоянно меняющая свое направление речь обращена к неопытному спорщику или к человеку, мыслящему пусть основательно, но медленно и с трудом схватывающему только кое-что из сказанного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Споры об истине  и споры о ценностях.

    Аргументы - это средство спора. Его целью  может быть обнаружение истины или  достижение победы в споре. Явной границы между корректными и некорректными аргументами не существует. Естественно, что нет ее и между спорами, ведущимися с целью прояснения истины, и спорами, направленными на победу одной из сторон. Отсутствие четких разграничений не означает, конечно, что сами эти разграничения не являются важными. Скажем, между умом и глупостью тоже нет ясной границы и существует масса переходов, но из этого вряд ли можно заключить, что они в общем-то совпадают и разграничивать их нет особой нужды. Хорошую характеристику споров, направленных на поиск и прояснение истины, дает польский философ и логик Т.Котарбиньский, называющий такие споры «предметной дискуссией»: «Кто хочет выяснить истину, тот не менее усердно ищет ее и в убеждениях и предположениях противника, хотя последние вначале и не согласуются с его собственными взглядами. Чтобы извлечь ее также и оттуда, он старается помочь противнику найти для его мысли слова, которые наиболее точно выражали бы ее. Он пытается, как говорят, понять противника лучше, чем тот сам себя понимает. Вместо того, чтобы использовать каждый слабый пункт аргументации противника для низложения, развенчания и уничтожения того дела, которое он отстаивает, участник предметной дискуссии прилагает усилия к тому, чтобы извлечь из утверждений противника все то ценное, что поможет выявлению истины. И в этом нет противоречия. Это как бы определенное разделение труда: «Ты будешь пытаться отстаивать свою гипотезу, а я свою, и посмотрим, что из этого выйдет. Я буду пытаться опровергнуть твои утверждения, а ты - мои. Давай в нашем исследовании опровергать все, ибо только таким образом можно выявить то, что опровержению не поддается. То, что при этом устоит, и явится совместно найденной истиной. Пусть же она и окажется единственным победителем в этом споре» ( Котарбиньский Т. Избранные произведения. М., 1973. С. 482.)

Информация о работе Спор как искусство