Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:24, реферат
Кинетизм оформился в самостоятельное направление в 50-е гг. ХХ века. Непосредственно кинетическому движению предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В.Татлин, К.Мельников, А.Родченко). Однако задолго до возникновения этого направления сама идея кинетических конструкций возникла и была реализована в народном творчестве, демонстрировавшем различные варианты движущихся объектов и игрушек (деревянные «птицы счастья» из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые или бытовые процессы из с.Богородское и др.).
Введение……………………………………………………………………..……3
Основная часть……………………………………………………………………6
Заключение..…………………………………………………………………..… 20
Список литературы……………………………………………………………....22
Иллюстрации……………………………………………………………………..23
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
«ОРЛОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Художественно-графический факультет
кафедра
дизайна
РЕФЕРАТ
Кинетическое
искусство
Выполнила:
студентка 4 курса, И.И
Пискарева Д. И.
Проверила:
профессор, к.и.н.
Рымшина
Т.А.
Орел,2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Заключение..………………………………………………
Список литературы…………………………………
Иллюстрации…………………………………………………
Введение
Кинетическое искусство — в ХХ веке вид пластического искусства, в котором используются мобильные и трансформирующиеся формы, приводимые в действие рукой, воздухом или мотором. Кинетические объекты вносят в искусство органический элемент, но и превращают произведение в род машины, отдаляя его от природы.
Кинетическое искусство зародилось в 20—30-х гг. 20 века, когда В. Е Татлин в СССР (модель памятника-башни III Интернационала, 1919—20), а позже А. Колдер в США (так называемые мобили) придавая вращательное или поступательное движение отдельным частям своих произведений, пытались преодолеть традиционную статичность скульптуры, придать большую активность её взаимодействию со средой.
Кинетизм оформился в самостоятельное направление в 50-е гг. ХХ века. Непосредственно кинетическому движению предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В.Татлин, К.Мельников, А.Родченко). Однако задолго до возникновения этого направления сама идея кинетических конструкций возникла и была реализована в народном творчестве, демонстрировавшем различные варианты движущихся объектов и игрушек (деревянные «птицы счастья» из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые или бытовые процессы из с.Богородское и др.).
В кинетическом искусстве исходным теоретическим принципом и основным художественно-практическим средством формирования новых форм художественной выразительности выступает движение. С этой целью художники - «кинетики» используют возможности движения предметных конструкций, различных механизмов, иллюзорных изображений и оптических эффектов, создаваемых как «традиционными» средствами искусства – кинематографа, телевидения, видео, так и на основе новых, нередко ими же самими проектируемыми источниками света и цвета, – неоновыми и лазерными лучами, средствами цветомузыки и т.п.
При
этом характерно, что само формирование
и развитие кинетического движения
происходило в условиях бурного
развития науки и техники, что
определило возможности художников
опереться на последние достижения
новейших технологий и инженерной мысли.
По выражению одного из ведущих отечественных
художников-кинетов В.Ф.
Представители этого направления, реализующие идею кинетической формы в оп-арте, используют вращающиеся отражающие поверхности, зеркала и конструкции из линз, преломляющие направленные на них лучи света, и иные многочисленные инновационные конструкции, построенные также на основе различных материалов (различных видов металлов, дерева, стекла, пластика, керамики и др.).
Иногда
конструкции художников этого направления,
некоторые из которых объединены
в группы, выступающие инкогнито,
(например, группа Н., группа Т., группа
Зеро), предстают в виде композиций
из стекла, дерева, металла. В этом случае
они представлены в виде так называемых
мобилей – легких, трепещущих, декоративных,
металлизированных конструкций, связанных
воедино и приводимых в движение
колебаниями воздуха или
После 1960-х гг. работы художников
этого направления с
Одним
из инновационных художественных средств
в кинетическом искусстве является
то, что на основе принципов его
организации возможно синтезировать
не только разно- и многоплановые
художественные объекты, но и соединить
целые художественные системы, внутри
которых возможны не только циклически
повторяющиеся, но и в принципе любые
комбинации светокинетических образов
на основе случайности и вероятности.
Таким изобразительным и
Основная часть
Кинетическое искусство получило распространение во многих капиталистических странах. Пожалуй, на создание экспонатов кинетического искусства требуется еще больше выдумки, чем на хитроумные приспособления оптического искусства. Одни из этих экспонатов, громадные по размерам, движутся и скрежещут, другие, подвешенные к потолкам, вращаются и гудят. Это подобия сложнейших механизмов, сочетающих в себе части различных станков, клавиши счетно-пишущих машин и музыкальных инструментов — части самые различные и несочетаемые друг с другом. Есть экспонаты и другого типа — например, металлические стружки, которые, притягиваясь невидимыми магнитами, бегают по плоскости, или груда цилиндриков, из которой по неизвестным причинам поднимаются отдельные цилиндрики, чтобы, постояв немного, снова упасть в общую свалку. Гюнтер Юкер, которого называют «кинетиком гвоздей», оперирует главным образом с гвоздями, которые он набивает на движущиеся ткани, напоминающие ежей.
Впервые кинетическое искусство было упомянуто в «Реалистическом Манифесте» Наума Габо, ставшего первым в мире последовательным мастером кинетической скульптуры. Его первая мобильная работа – «Кинетическая конструкция» состояла из вертикально вибрирующей проволоки, которая принимала различные формы в зависимости от положения груза. Таким образом, его теория основывалась на практике его собственных художественных открытий. Как будто он собрал все свои научные и философские познания и соединил их в одном единственном труде, своими скульптурами он создал основу, имевшую центральное значение в труде его жизни: взаимозаменяемость массы, пространства и времени.
В следующие годы Наум Габо
воплотил эту скульптурную
А первой кинетической скульптурой было названо «Велосипедное Колесо» Марселя Дюшампа. Марсель Дюшамп считается отцом дадаизма, царившего в 20-е годы прошлого века и возрождающегося фрагментарно и в разных формах сейчас. Он еще в 1913 году создает свою первую инсталляцию “Велосипедное кресло”, практически первое произведение предметного искусства, представлявшее собой это самое колесо, укрепленное на сиденье обыкновенной табуретки. В результате возникла концепция изделия «ready-made» (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. «Готовые продукты» Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством.
В 1920-е годы большое распространение получили утопически гигантские кинетические проекты - «Памятник III Интернационала» В. Татлина (1920), проект памятника Колумбу К. Мельникова (1929).
Мельников выполняет свой кинетический проект памятника Колумбу в 1929 году в рамках международного конкурса для города Санто-Доминго (Доминиканская Республика). Монумент по проекту должен был представлять собой остекленную башню трехсотметровой высоты, состоящую из двух врезанных друг в друга по вертикали конических форм, ассоциативно сходных с песочными часами. Верхний конус был «окрылен» двумя лопастями-парусами и собирал внутрь себя влагу тропических ливней. Ветер и вода помимо участия человека могли бы поворачивать вокруг оси отдельные части памятника, меняя положение его форм относительно окружающего пространства. Таким образом, Мельников хотел увековечить глобальное и всемирно-историческое значение подвига Колумба.
В
1920 г. В.Татлин создает проект «Памятника
III Интернационалу», который можно
считать первым оптико-кинетическим
архитектурным замыслом в новом
искусстве. Проект предусматривал здание
высотой в несколько сот
В
начале 30х годов Александр Колдер
получил известность как
При
посещении в 1930 мастерской Мондриана
Колдер открыл для себя потенциал
обобщенного моделирования
В 1932 году но выставил 30 динамических абстрактных скульптур, которые он назвал «Мобиль». «Мобиль» — кинетическая скульптура, которая приводятся в движение электричеством или ветром. В своих скульптурах он не использовал гипс. Его основным материалом были: проволока, дерево, металл, эбонит, листовое железо, ртуть, болты и так далее. В некоторых мобилях использовался электрический мотор.
В
дальнейшем Колдер отказывается от механики
и находит "естественный" способ
динамизации формы путем