Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:24, реферат
Кинетизм оформился в самостоятельное направление в 50-е гг. ХХ века. Непосредственно кинетическому движению предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В.Татлин, К.Мельников, А.Родченко). Однако задолго до возникновения этого направления сама идея кинетических конструкций возникла и была реализована в народном творчестве, демонстрировавшем различные варианты движущихся объектов и игрушек (деревянные «птицы счастья» из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые или бытовые процессы из с.Богородское и др.).
Введение……………………………………………………………………..……3
Основная часть……………………………………………………………………6
Заключение..…………………………………………………………………..… 20
Список литературы……………………………………………………………....22
Иллюстрации……………………………………………………………………..23
Начиная
с середины 1960-х гг. для оп-арта
было характерно воспроизведение движения
с помощью изобразительных
Наряду с плоскостными
В качестве основных изобразительных форм, средств образной выразительности фигурируют яркий или контрастный, мягкий или приглушенный свет или цвет, либо геометризованный рисунок в виде однообразных геометрических очертаний, извивающихся спиралевидных линий; различного цвета и форм пятна, вообще любые возможные плоскостные и объемные геометрические фигуры, усложненные наложением или совмещением с разноплановыми узорчатыми композициями. Произведения оп-арта в настоящее время являются, как правило, результатом геометрических или оптико-механических экспериментов. Так, например, цветные аппликации из стекла В.Вазарели, которого принято считать одном из основателей оп-арта, стали итогом обобщения экспериментов, осуществленных в немецкой художественной школе «Баухауз» (1919–1928).
Построенные, также на основе эксперимента в этой школе, рельефы из плексигласа Н.Мохой-Надя стали источником разнообразных оптических форм широко распространенного сегодня в Европе геометрического декоративного искусства. Воспринимая подобные рельефы из плексигласа, металлических пластин и нитей, субъект не только созерцает конкретную композицию, но и невольно осваивает ее в перцептивном плане, выступая соучастником процесса формообразования.
Плоскостные, пространственные или визуально-кинетические движущиеся композиции обретают реальную для зрителя перцептивную жизнь, когда на стекле (или иной основе) возникают, вследствие оптического движения, мерцания, прозрачные, волнообразные, плавные или, напротив, хаотично следующие друг за другом линии. Форма и цвет предмета при этом изменяются в зависимости от положения зрителя, который может по своему желанию изменить ракурс восприятия произведения, перемещая в пространстве элементы композиции или композицию в целом.
Изменение
масштабности, новые ракурсы восприятия,
пластический или колористический
монтаж, прежде чем закрепиться в
более статичных видах
Скажем, вращение спирали вызывает у зрителя представление об иллюзорном подъеме или спуске элементов композиции, возможны также и более сложные композиции движения, формы, цвета и света, способные порождать в восприятии разнообразные эффекты колебания от мерцающего до волнообразного. Не менее сложную игру механических и оптических сил в оп-арте может заключать в себе и плоская поверхность. Так, например, разлинованные мелкой сеткой аритмичных линий, покрытые разноцветными квадратами, треугольниками, окружностями и т.д. «плоскостные» объекты в оптическом искусстве создают ярко выраженную оптическую иллюзию движения, изменения композиции, цвета и формы. По мере того как зритель меняет свое положение по отношению к плоскости композиции, эти иллюзии могут ослабляться или усиливаться, возможно появление множества других оптических эффектов.
Иногда
изображения на бумаге или холсте
дополняются своеобразными
Другое
направление в этом виде искусства,
связанное с развитием
В собственно оп-арте можно
выделить несколько принципов
создания у зрителя
Теоретические
обоснования оптического
Вывод
Поиски
в области кинетического
Приемы
кинетизма широко используются при
организации выставок, ярмарок, дискотек,
в оформлении площадей, парков, общественных
интерьеров.
Список литературы
1. Азизян И. Мобили и стабили А.Колдера. – Декоративное искусство СССР, 1979, № 12
2. Галеев Б.М. Светомузыкальные эксперименты СКБ «Прометей». Библиография 1962–1979. Казань, 1979
3. Галеев Б.М. Свет и звук в архитектуре. Казань, 1990
4. Галеев Б.М. Электроника, музыка, свет. Казань, 1996
5.Колейчук В.Ф. Кинетизм. М., 1994
6.Колейчук В.Ф. Визуальное мышление в дизайне. М., 1990.
7.Колейчук В.Ф. Динамически-кинетическая форма в дизайне. М., 1989
8.Липов А.Н. - Оптико-кинетическая форма в дизайне
9.Маньковская Н.Б. Кинетическое искусство // Лексикон нонклассики: Худож.-эстет. культура ХХ века. М., 2003. С. 232–233.
10.Маньковская Н.Б.
Опарт //// Лексикон нонклассики: Худож.-эстет.
культура ХХ века. М., 2003. С. 237–238.
Наум Габо. Пространственная
композиция на двух точках опоры. 1925. Целлулоид,
клей.
Наум
Габо.Конструкция в
Наум
Габо. Линейная конструкция в пространстве.
1957 – 1958. Плексиглас, нейлоновая струна
дерево.
Наум
Габо. Голова. 1916.
Марсель
Дюшамп. Велосипедное колесо. 1913.
К.С.Мельников. Проект памятника Колумбу. В.Татлин. Проект памятника III Интернационала.
1929
Александр
Колдер. Мобиль
Александр
Колдер. Три желтых солнца.
Александр
Колдер. Мобили
Жан Тенгели. Фонтан
карнавал в Базеле.
Жан Тенгели.
Мета-Кондинский. Машина чудес.1956. Париж.
Частная коллекция.
Жан Тенгели. Мета-Малевич.1954.