Искусство публичной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:43, реферат

Краткое описание

Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:

человек, произносящий речь, выступающий публично;
человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко.

Оглавление

Введение……...…..……………………………………………………………...3

Виды публичного выступления……………………………………………….4

Аргументирование в ораторском искусстве………………………………….8

Этапы подготовки речи……………….………………………………………..13

1.Докоммуникативная фаза…………………………………………………13

Определение темы и цели выступления…..…..……………13
Оценка аудитории и обстановка………….…………………15
Кодирование…………………………….……………………15
Фактологический материал…………….………………....…15
Коммуникативная фаза…………………….……………………………..16
Структура выступления……………..………………………….……………….16

Выступление……………………………………………………………...17
Основная часть…………………………………………………………...17
Заключение……………………………………...………………………..17
Способ выступления……………………………………………………..18
Уловки оратора…………………………………………………………..18
Имидж оратора……………………………..……………………………21
Заключение……..………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат для сдачи.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
 
 
 
 

                                                   Реферат

по дисциплине «Культура предпринимательства» 

                            Искусство публичной речи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнила:

                          студентка 1 курса (3,5 года)

            заочное отделение

                          экономический факультет

                                                                     специальность менеджмент организации

                                                                     группы 12

                                           Воробкалова Анастасия Васильевна 
 

                                                               Проверила:

                                Кандидат философских наук ,

                                                                   доцент кафедры экономики и предпринимательства

                                Яковко Татьяна Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Москва 2010 

                                        Содержание 

Введение……...…..……………………………………………………………...3

Виды публичного выступления……………………………………………….4

Аргументирование  в ораторском искусстве………………………………….8

Этапы подготовки речи……………….………………………………………..13

1.Докоммуникативная фаза…………………………………………………13

    • Определение темы и цели выступления…..…..……………13
    • Оценка аудитории и обстановка………….…………………15
    • Кодирование…………………………….……………………15
    • Фактологический материал…………….………………....…15
  1. Коммуникативная фаза…………………….……………………………..16

Структура выступления……………..………………………….……………….16

  1. Выступление……………………………………………………………...17
  2. Основная часть…………………………………………………………...17
  3. Заключение……………………………………...………………………..17
  4. Способ выступления……………………………………………………..18
  5. Уловки оратора…………………………………………………………..18
  6. Имидж оратора……………………………..……………………………21

Заключение……..………………………………………………………………22

Список  литературы…………………………………………………………….24

                              

                                     Введение

 

    Публичное выступление представляет собой  процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

    Оратор  – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком.

Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:

  1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
  2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

      Оратор – мастер публичного  выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко.

    Речевое мастерство, ораторское искусство –  совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории. Знание правил и обладание навыками риторики, т.е. теории построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, позволяют смоделировать его ход, спрогнозировать возможную реакцию слушателей, а также наметить способы использования стилистических форм повышения выразительности речи, основных правил культуры дискуссии. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей. 
 

 

           Виды публичного выступления

Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей  к действию.

Публичная речь в различных ситуациях общения  преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей (1, стр.89).

1. Информационная  речь.

Ее цель обогатить  слушателей новыми знаниями, пробудить  любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

Один из распространенных видов публичных выступлений  в вузе - научный доклад - сообщение  о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые  сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, кроме того, обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

Таким же образом  готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

Информационная  речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и  дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям:

В ней не должно быть ничего спорного;

Она должна вызывать пытливость;

Она должна удовлетворять  запросы слушателя;

Сообщение должно быть актуально.

2. Речи, обращенные  к чувствам (речи по специальному  поводу)

Делятся, как  правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром  мероприятия, но как бы обрамляет  событие. К протокольным речам относятся  презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители  и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить  его слушателям.

В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией. Таким образом, в начале и в конце мероприятия рамочная речь состоит из трех пунктов, и совершенно лишним будет рассматривать содержание доклада или характеризовать докладчика, пространно и трафаретно говорить.

Цель торжественной  речи - создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее  и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.

Речь в дружеском  кругу, при деловом общении и  личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:

приветствие и  указание на смысл мероприятия,

обзор проделанной  работы коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,

выражение надежды на дальнейшее сотрудничество, пожелания.

Для подобных выступлений  существуют следующие рекомендации:

говорите с  волнением в голосе, при этом выступление  более сочувственно воспринимается аудиторией;

помните, что  для слушателей важнее их цели, а  не цели оратора;

не начинайте  выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

не следует  говорить чересчур медленно;

в речи должны быть неожиданные переходы;

подводите итоги  не только в конце, но и в продолжение  речи;

разрешайте аудитории  спорить с вами;

не забывайте  о юморе.

Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся  в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто  услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно  провести время.

Воодушевляющая  речь - Агитационные речи в общем  можно разбить на 3 группы: речи с  целью воодушевить; речи с целью  убедить; речи с целью вызвать  активную реакцию. На деле эти три  подвида нередко перекрывают  друг друга. Большинство речей с  целью убедить вызывают действенные порывы.

Убеждающая речь - убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое  либо положение. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва  к непосредственному действию.

Призывающая к  действию речь - слушателя призвали к новому, к продолжению или  прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Действие может наступить, когда-нибудь или  немедленно. Красноречие тоже имеет  своё деление на роды и бывает (3, стр.78):

1. Социально  политическое красноречие (политическая  речь, митинговая речь, агитационная  речь) включает в себя следующие  виды:

доклад на социально-политические и политико-экономические темы;

отчетный доклад на собрании (конференции, съезде);

политическая  речь;

дипломатическая речь;

политическое  обозрение;

военно-патриотическая речь;

митинговая речь;

агитаторская  речь.

Все эти виды красноречия широко используются в  современном обществе.

2. Академическое  красноречие (лекции, научный доклад, научное сообщение) красноречие характерно для сфер научной деятельности людей, оно разделяется на виды:

лекция вузовская;

научный доклад;

научный обзор;

научное сообщение  пли информация.

Наиболее распространенным видом академического красноречия  является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной.

Если в вузовской  лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно. 

Информация о работе Искусство публичной речи