Искусство публичной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:43, реферат

Краткое описание

Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:

человек, произносящий речь, выступающий публично;
человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко.

Оглавление

Введение……...…..……………………………………………………………...3

Виды публичного выступления……………………………………………….4

Аргументирование в ораторском искусстве………………………………….8

Этапы подготовки речи……………….………………………………………..13

1.Докоммуникативная фаза…………………………………………………13

Определение темы и цели выступления…..…..……………13
Оценка аудитории и обстановка………….…………………15
Кодирование…………………………….……………………15
Фактологический материал…………….………………....…15
Коммуникативная фаза…………………….……………………………..16
Структура выступления……………..………………………….……………….16

Выступление……………………………………………………………...17
Основная часть…………………………………………………………...17
Заключение……………………………………...………………………..17
Способ выступления……………………………………………………..18
Уловки оратора…………………………………………………………..18
Имидж оратора……………………………..……………………………21
Заключение……..………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат для сдачи.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

3. Судебное красноречие,  как и социально-политическое, основывается  на прочных традициях, выработанных  еще в античные времена. До  нас дошло множество судебных речей древних ораторов. Немалый вклад в судебное ораторское искусство внесли русские юристы в конце XIX и начале XX вв. Различаются следующие виды судебного красноречия:

прокурорская, или  обвинительная, речь;

общественно-обвинительная  речь;

адвокатская, или защитительная, речь;

общественно-защитительная  речь;

самозащитительная речь обвиняемого. 

4. Социально  бытовое красноречие (похвальная  речь, застольная речь, поминальная  речь)

  1. 5. Богословско-церковное  красноречие (проповедь, речь  на соборе)..

                    Аргументирование в ораторском искусстве

 
 

     К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:1

     1) в качестве аргументов могут  выступать лишь такие положения,  истинность которых была доказана  или они вообще ни у кого не вызывают сомнения;

     2) аргументы должны быть доказаны  независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

     3) аргументы должны быть непротиворечивы;

     4) аргументы должны быть достаточны.

     Итак, требование истинности аргументов определяется тем, что они выполняют роль фундамента, на котором строится все доказательство. Аргументы должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнения в их бесспорности, или они должны быть доказаны ранее. Опытному критику достаточно поставить под сомнение хотя бы один из наших аргументов, как сразу ставится под угрозу весь ход нашего доказательства.

     Требование  достаточности аргументов определяется тем, что аргументы в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал доказываемый тезис. Нарушение этого требования часто заключается в том, что в ходе доказательства используют аргументы, логически не связанные с тезисом и потому не доказывающие его истинность. Это нарушение обозначается словами: «не вытекает», «не следует». Здесь встречается два вида ошибок.2

     1. Недостаточность аргументов, когда  отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис: обобщение в этом случае всегда будет «слишком поспешным». Причина: недостаточность анализа фактического материала с целью отбора из множества фактов лишь достоверных и наиболее убедительно доказывающих наш тезис. Обычно оппоненту в этом случае говорят: «Чем еще вы это можете подтвердить?»

     2. «Чрезмерное доказательство». Принцип «чем больше аргументов - тем лучше» не всегда подходит. Трудно признать убедительными рассуждения, когда, стремясь во что бы то ни стало доказать свое предположение, увеличивают число аргументов. Действуя таким образом, вы незаметно для себя начнете приводить явно противоречащие друг другу или малоубедительные аргументы. Но, как известно, «кто много доказывает, тот ничего не доказывает». Таким образом, достаточность аргументов надо понимать не в смысле их количества, а с учетом их весомости и убеждающей силы.

     Каковы  же основные положения тактики аргументирования?

     Применение  аргументов. Фаза аргументации имеет три уровня: уровень главных аргументов, которыми вы оперируете в процессе самой аргументации; уровень вспомогательных аргументов, которыми вы подкрепляете главные аргументы и которые редко используются более одного раза; уровень фактов, с помощью которых доказываются все вспомогательные, а через них и главные положения.

     Главные аргументы вы излагаете при любом  удобном случае, но по возможности  каждый раз в новом месте или  в новом свете. Если речь идет о длительных переговорах, то не следует сразу использовать все оружие из вашего арсенала - нужно что-то оставить и напоследок. Выкладывая аргументы, нужно не спешить принимать решения. (Вольтер сказал: «Слишком скорые выводы - результат замедленного размышления».3)

     Выбор способа аргументирования. В зависимости от особенностей партнеров выбираются различные способы аргументирования. Так, для инженера несколько цифр будут значить больше, чем сотня слов. В таком случае следует применить фундаментальный метод с цифровыми данными.

     Устранение  противоречий. Важно избегать обострений или конфронтации. Если все же это произойдет, нужно сразу перестроиться и заключить с партнером мир, чтобы следующие вопросы можно было рассмотреть без конфликта и профессионально. Здесь существуют некоторые особенности:

    • критические вопросы лучше рассматривать либо в начале, либо в конце фазы аргументации;
    • по особо деликатным вопросам следует переговорить с партнером наедине до начала переговоров, так как с глазу на глаз можно достигнуть гораздо больших результатов, чем в зале заседаний;
    • в исключительно сложных ситуациях полезно сделать перерыв, чтобы страсти утихли, а потом вновь вернуться к тому же вопросу.

     «Стимулирование аппетита». Удобнее всего предложить партнеру варианты и информацию для предварительного пробуждения у него интереса, а затем указать возможные варианты решений с подробным обоснованием преимуществ.

     Двусторонняя  аргументация. Может применяться, когда вы указываете как на преимущества, так и на слабые стороны предлагаемого решения. В любом случае следует указывать на недостатки, о которых партнер мог бы узнать из других источников информации.

     Односторонняя аргументация может применяться в тех случаях, когда партнер менее образован, или у него уже сложилось свое мнение, или он открыто выражает положительное отношение к вашей точке зрения.

     Очередность преимуществ и  недостатков. Из психологии известно, что решающее влияние на формирование позиции партнера оказывает начальная информация. Поэтому во время аргументации сначала перечисляются преимущества, а потом недостатки.

     Обратная  очередность, т.е. сначала перечисляются недостатки, а потом преимущества, неудобна тем, что партнер может прервать вас до того, как вы дойдете до преимуществ, и тогда его действительно трудно будет переубедить.

     Персонификация  аргументации. Нужно сначала попытаться выявить позицию вашего партнера и потом включить ее в вашу аргументацию или же, по крайней мере, не допустить, чтобы она противоречила вашим аргументам. Проще всего это достигается путем прямого обращения, например: «Что вы думаете об этом?», «Как, по вашему мнению, можно это сделать?» Можно также выразить свое одобрение, например: «Вы совершенно правы!»

     Признав правоту или поддержав партнера, вы тем самым заставите его почувствовать себя обязанным. В результате он примет вашу аргументацию с меньшим сопротивлением.

     Во  всех случаях аргументацию следует  вести корректно. Надо всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он действительно прав, даже если для вас это невыгодно. Это дает вам право ожидать и требовать такого же поведения со стороны вашего собеседника. Кроме того, поступая таким образом, вы не нарушаете деловую этику.

 

                                 Этапы подготовки речи

 

Работу  по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную  – взаимодействие с аудиторией.

  1. Докоммуникативная фаза

В докоммуникативной  фазе различают два начальных этапа:

  • определение темы и цели выступления;
  • оценка аудитории и обстановки.

Работа  на этих этапах носит характер учета  и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние  аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

    • Определение темы и цели выступления

Тему  выступления следует тщательно  выбирать. Если есть возможность, то нужно  остановиться на том, что хорошо знакомо  и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать  ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много  материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Если  есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько  дней. За это время появится множество  новых идей.

Стержневая  идея – это основной тезис, который  необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая  идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные окраски выступлений  следующие:

  • мажорная;
  • беспечная или юмористическая;
  • шутливая;
  • сердитая или упрекающая;
  • мрачная;
  • торжественная;
  • предостерегающая;
  • просительная.

Сформулировать  основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о  чем говорить (средства достижения цели).

Требования  к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана выступления полезно  проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
    • Оценка аудитории и обстановки

Спросите  себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ  затруднителен, то лучше представить  себе группу из двух-трех человек, к  которым обращено выступление и  готовить речь для них. Обязательно  нужно принять во внимание следующие  характеристики аудитории:

  • возраст;
  • уровень образования;
  • профессия;
  • цель прихода людей на выступление;
  • уровень заинтересованности в теме;
  • уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно  заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

    • Кодирование

Оценка  темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа  докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории  и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • подбор материалов;
  • композиционно-логическое оформление речи;
  • использование фактологического материала;
  • работу над языком и стилем выступления.
    • Фактологический материал

Информация о работе Искусство публичной речи