Духовно-нравственные ценности казахстанского общества: храмы Астаны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:38, творческая работа

Краткое описание

В истории любого народа в осмыслении прошлого закладывается основа и перспективы развития будущего. В условиях современной глобализации существует необходимость сохранения культурной и нравственной основы общества. Одними из духовно-нравственных ориентиров казахстанского общества, по мнению многих специалистов, наряду с традициями народа и патриотизмом, считаются религиозные ценности.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

 

 

НАИМЕНОВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

 

 

Ф.И.О. автора, 9 класс

 

ТЕМА: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ХРАМЫ АСТАНЫ

 

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ:      религиоведение

 

 

 

 

Ф.И.О. научного руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Абстракт………………………………………………………….

 

Введение………………………………………………………….

 

Глава 1.

 

1.1

 

1.2

 

Глава 2.

 

2.1

 

2.2

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АБСТРАКТ

 

 

 

 

 

Цель исследования:

Гипотеза:

Этапы, процедура исследования:

Новизна исследования и  степень самостоятельности

Результаты работы и выводы

Области практического  использования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность

Цель, задачи исследования

Методы помтавленной задачи

 

 

В истории любого народа в осмыслении прошлого закладывается основа и перспективы развития будущего. В условиях современной глобализации существует необходимость сохранения культурной и нравственной основы общества. Одними из духовно-нравственных ориентиров казахстанского общества, по мнению многих специалистов, наряду с традициями народа и патриотизмом, считаются религиозные ценности.

Традиции уходят корнями в историю народа и, преломляясь в современность, они являются своеобразным мостом между прошлым временем и будущим. Патриотизм, в нашем понимании, – это важнейший духовный ориентир, ярким проявлением которого является искренняя любовь к своему Отечеству, знание традиций своего народа и уважение к ним. Религиозные духовно-нравственные ценности, в свою очередь, являются жизненно необходимыми для современного многонационального Казахстана, поскольку представляют собой основой для гармоничного сосуществования между различными этносами, проживающими в стране.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о возрождении духовно-нравственных ценностей, выражающих в себе духовно-нравственные устои, веками сохраняющие и стабилизирующие жизнь этносов. Многие ученые и общественные деятели говорят, что лишь путем осознания многовекового патриотического опыта, закрепленного, в соответствующих моральных и этических нормах народа, в его неповторимых традициях и религиозно-нравственных ценностях можно обеспечить целостность общества (…). В этой связи является важным рассмотрение вопроса о роли религиозных ценностей в жизни казахстанского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ КАЗАХСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, И ЕГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ

 

 

Общеизвестно, что на территории современного Казахстана в разные периоды его истории исповедовались самые разнообразные религиозные верования. Евразийская степь на протяжении многих веков являлась подлинной столбовой дорогой историко-культурных взаимодействий и контактов населяющих ее народов с различными вероисповеданиями.

На базе этих традиций, благодаря инициативе Главы государства, Казахстан закономерно стал центром в деле воплощения идей толерантности, веротерпимости.

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…

Это определение подразумевает  терпимое отношение к иным национальностям, расам, полу, языку, религии, политическим или разным мнениям.

Толерантность — ценностный ориентир демократического общества. Она неотделима от прав человека. Практически через месяц после достижения независимости РК, 15 января 1992 года, был принят Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Наше законодательство признается международными экспертами как самое либеральное на всем постсоветском пространстве.

Согласно Конституции, принятой 30 августа 1995 года, РК — государство светское, где религиозные организации отделены от государства. В Основном Законе страны закреплены все демократические права и свободы, в частности свобода совести и вероисповедания.

Казахстан является многонациональным  и поликонфессиональным государством, где наибольший удельный вес в общей численности населения занимают казахи — 58,6% и русские — 26,1%. На долю других этносов и этнических групп приходится 15,3% населения республики.

В Республике Казахстан официально зарегистрированы более 470 национально-культурныхобъединений, из которых наиболее активными являются: уйгурские, немецкие, корейские, украинские, русские центры

В Казахстане существует высокий уровень религиозной  толерантности и веротерпимости. По данным Комитета по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан, по состоянию на 1 января 2008 года насчитывается 4001 религиозных объединений и групп. Из них 2337 проповедуют ислам (Суннизм — 2324, Шиизм — 4, Ахмадийский Жамагат — 4).

Православные религиозные  объединения и группы составляет 281 организация, из них Русская Православная Церковь — 272, Старообрядческие церкви — 7. Католицизм — 82, из них Римско-католическая церковь — 78 и Греко-католическая церковь — 4.

Протестантизм — 1189, из них традиционные протестанты — 646, пятидесятники — 53, пресвитерианские — 215, нетрадиционные протестантские направления — 275. Буддизм всего — 4, из них тибетстко-буддийский центр — 1 и вон-буддизм и другие — 3. Иудаизм — 27 и них, из них еврейские общины — 27. Нетрадиционные религии составляют 50 организаций, благотворительные религиозные фонды и другие общества — 31 объединений.

Несмотря на сложности первых лет независимого существования, именно наша республика в 1992 году стала местом проведения I Всемирного конгресса духовного согласия, собравшего представителей многих конфессий, ученых, деятелей культуры. Участники Форума, в принятом по его итогам манифесте, призвали объявить этот день — Днем моратория на конфликты и поиска путей примирения. С тех пор в Казахстане 18 октября отмечается как день духовного согласия.

В стране эффективно функционирует уникальный инструмент согласования национальных интересов — Ассамблея народа Казахстана, созданная по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Предоставленная возможность всем народам на возрождение своего языка и культуры, религии способствует стабильности и согласию в обществе. В деятельности Ассамблеи народа Казахстана заключен огромный позитивный опыт, который вносится в мировую практику решения межэтнических и межконфессиональных проблем. 25 июля 2006 года Указом Президента РК утверждена Концепция развития гражданского общества в РК на 2006–20011 годы. Составной частью гражданского общества являются многочисленные религиозные объединения и их деятельность — важный фактор укрепления межконфессионального согласия в Казахстане.

На сегодня в Казахстане проживают представители более 130 национальностей. За годы независимости в пять раз увеличилось число религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий и деноминаций, которые имеют в своем распоряжении свыше 3-х тысяч культовых сооружений. Ими издаются 38 наименований печатных изданий.

Существенным образом  изменилась роль и место религии в современном казахстанском обществе. В настоящее время — это реальный компонент социальной и духовной жизни общества. Именно через религию люди стремятся возродить традиционные ценности и нравственные устои.

Межконфессиальное согласие в Казахстане опирается, прежде всего, на ислам и православие. Их мирное сосуществование выступает гарантом стабильности нашей социальной и духовной жизни.

Как признание их роли в формировании истории и культуры народов в официальном календаре праздничных дат появились Курбан-айт и православное Рождество. Таким образом, Казахстан показывает миру свой опыт конструктивного диалога и религиозной терпимости между последователями мусульманства и христианства — самых крупных религиозных течений мира. Это приобретает еще большую актуальность на фоне мирового обострения конфликтов, основанных на религиозных противоречиях.

В Казахстане традиционно сильны позиции протестантизма. Несмотря на массовый выезд из страны немецкого населения, функционируют баптистские, адвентистские, лютеранские организации, а также многочисленные протестантские объединения.

Идет активное возрождение религиозных традиций, строительство культовых сооружений- мечетей, храмов, молитвенных домов, а также появление религиозно-просветительских центров, средств массовой информации.

Государственно-конфессиональные отношения в Казахстане основываются на принципах партнерства, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга. Религиозные объединения в Казахстане привлекаются к участию в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение в обществе гражданского мира и духовного согласия.

Наша страна поддерживает тесные контакты с центрами ведущих мировых религий. Примеры тому — хадж казахстанцев к святыням в Мекке и Медине. Казахстан внес лепту в восстановление православной святыни — Храма Христа Спасителя в Москве. В 1999 году мы передали в еврейской общине Нью-Йорка священные рукописи Любавического ребе.

На формирование межконфессионального согласия и толерантности направлены как шаги в сфере внутренней политики, так и международные инициативы руководства страны.

Особое место в ряду значимых общественно-политических и религиозных мероприятий занимает проведение в Астане в 2003, 2006 и 2009 году трех съездов лидеров мировых и традиционных религий.

В итоговой Декларации Первого съезда лидеров мировых и традиционных религий говориться: «Религии должны стремиться к большему сотрудничеству, признавая толерантность и взаимовосприятие как существенные элементы мирного сосуществования всех народов».

Для проведения Второго  съезда был специально построен Дворец мира и согласия по проекту всемирно известного британского архитектора Нормана Фостера. Уникальное сооружение, построенное в форме пирамиды, стало своеобразным символом конструктивного диалога религий мира.

Идеи, озвученные на съездах, активно реализуются. Это и передачи на республиканских каналах, и выступления зарубежных участников Съездов во Дворце мира и согласия, и работа по созданию Международного центра культур религий.

Ныне Казахстан, находясь в центре неспокойного региона, признан оазисом стабильности и религиозного согласия. Стабилизирующая роль нашей страны в Центральной Азии высоко оценена мировым сообществом. Проводя политику мира и согласия, наша страна стала инициатором создания ряда авторитетных региональных структур, таких как СМВДА, ШОС.

Эти межгосударственные объединения, спустя годы доказали свою востребованность и актуальность.

Казахстан готов поддержать инициативы, направленные на достижение гармонического развития человеческого сообщества, сближение Востока и Запада в понимании ключевых вопросов современного мироустройства, а также перенимать опыт других стран.

Мы осознаем, что религия в качестве важнейшего аспекта человеческой жизни и общества, обрела качественно новую роль в созидании и сохранении мира. Каждая религия и культура уникальна, и это культурное и религиозное разнообразие нужно рассматривать в качестве важнейшей черты человеческого общества. Экстремизм и фанатизм не имеют никакого отношения к истинному пониманию религии.

 

1.1 Роль религии в современной жизни казахстанского общества

 

В современном мире идет очень оживленный процесс взаимосвязи между религиями и верованиями различных стран. Процесс этот носит различный характер – от диалога на форуме мировых конфессий до вооруженных конфликтов. Процесс общения и взаимосвязи не молод и уходит своими корнями в древность. Однако изучен данный процесс недостаточно, требуя своего рассмотрения и анализа. Такой анализ поможет ответить на вопрос о надобности общения между конфессиями, об их духовно-нравственной составляющей для современного общества.

 

Наша республика многоконфессиональна, как и многие страны мира, однако многоконфессиональность Казахстана имеет ряд специфических причин. Среди них можно выделить следующие: 1) уважительное отношение казахского народа к обычаям и верованиям других народов республики; 2) отсутствие религиозного фанатизма у большинства мусульман республики; 3) специфика исторического формирования населения Казахстана, особенно в последние сто лет, обусловившая его многонациональную структуру; 4) стремление наций и народностей республики сохранить свою национальную самобытность, придерживаясь традиционной для них религиозной обрядности.

Информация о работе Духовно-нравственные ценности казахстанского общества: храмы Астаны