Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:44, контрольная работа
Духовность, духовная культура, духовные общества, духовные учителя, духовные музыка и пение, духовная литература, духовные служения, духовные проповеди и молитвы, духовные проявления и дары, духовная жизнь. Это далеко не полный перечень явлений, претендующих на высокий эпитет духовности.
1.Духовность как измерение культуры, человечности, гуманизма. Светское и религиозное понимание духовности.
2.Основные типы духовных ценностей и их характеристика. Мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности в системе культуры. Общение как способ существования духовных ценностей.
3. Относительная независимость духовной культуры и необходимость её опережающего развития. Общечеловеческие ценности в культуре XX в.
Тема 5 Духовная
культура как система ценностей.
План.
1.Духовность
как измерение культуры, человечности,
гуманизма. Светское и
2.Основные типы
духовных ценностей и их
3. Относительная
независимость духовной
1.Духовность как измерение культуры, человечности, гуманизма. Светское и религиозное понимание духовности.
Духовность, духовная культура, духовные общества, духовные учителя, духовные музыка и пение, духовная литература, духовные служения, духовные проповеди и молитвы, духовные проявления и дары, духовная жизнь. Это далеко не полный перечень явлений, претендующих на высокий эпитет духовности.
Духовность — многолика. В сущности, вся история развития человеческой мысли, история культуры, религии и философии — это усиленный, хотя часто безуспешно-ложный, поиск некоего духовного эталона для подражания и сравнения, поиск настоящей жизни и гармонии, поиск духовного опыта, поиск общения с духовно одаренными людьми...
Можно сказать, что духовность – это результирующее, интегрирующее в культуре.
Преображенная личность, личность, обретшая духовность, или, по крайней мере, решившая идти в направлении к духовности в конечном счете преображает свое личное культурное пространство, а значит, обживает культуру как пространство подлинного человеческого бытия. Духовность формируется в культуре.
Человечность - это разумный способ существования, противостоящий скотскому (неразумному, бессмысленно зоологическому или даже "ботаническому") и преступному (безумному, античеловеческому, сознательно безнравственному). Человечность как разумный способ существования предполагает: 1) счастье - взаимопомощь в созидании, а не в разрушении; 2) духовность - нравственную и познавательную чуткость; 3) интуицию - чувство цело-и целесообразности мира и себя в мире; 4) Акме - стремление к вершине самореализации в качестве разумного существа".
Гуманизм является
не только нравственным стержнем личности,
внутренне ответственным и свободным
для творческого освоения мира и партнерства
с ним. Гуманизм образует духовную основу
современного государства, общества и
культуры, самого здорового образа жизни
личности и общества. Его политическим
и правовым эквивалентом выступает демократия,
принципы социальной справедливости и
гарантии прав человека.
Гуманизм –
это интеллектуальное, моральное и
социальное пространство человеческого
смыслосозидания, поиска и нахождения
точки опоры и в этом мире, и в самом себе.
Гуманизм опирается на все поле духовной
и материальной культуры, он обитает как
в сфере наук и искусств, так и в религиозных
областях жизни, которые в определенных
исторических и жизненных условиях выполняют
необходимую охранительную функцию утешения
человеческого существа в заведомо бесчеловечных
условиях существования. Однако гуманизм
выступает решительным противником навязывания
религии, неукоснительно защищает принцип
свободы совести и свободы научного исследования.
Он проясняет возможности и технологии
создания человеческих условий существования
для всех людей, независимо от цвета кожи,
национальности, веры или неверия, социального
положения, возраста или пола.
С религиозной
точки зрения духовность – это
воплощение в человеке нравственного
закона бытия, данного Богом. Духовность
определяется через понятия "святой
дух" и "душа".
В светской традиции под духовностью понимается совокупность всех функций сознания, а под "душой" - духовные (нравственные, эстетические и т.п.) качества человека.
Светское понимание
духовности – это неуклонное следование
нравственным принципам и законам, нормам
и запретам, выкристаллизованным из естественных,
человеческих отношений.
2.Основные типы
духовных ценностей и их
Мировоззренческо-философские
(смысложизненные ценности). Это ценности,
выражающие предельные основания человеческого
бытия, соотносящие человека с миром. Это
принципы, идеалы, основные жизненные
ориентиры, специфические для каждого
человека и для каждого исторического
типа культуры.
Мировоззренческие
ценности также соотносят человека с
космосом и природой в целом, с
пространством и временем как измерениями
бытия. Эта группа ценностей формирует
присущее каждой культуре, специфическое
для нее представление о картине мира.
Представления о космосе, Земле,
пространстве, времени, движении.
Нравственные
ценности. Регулируют отношения между
людьми с позиции противостояния должного
и сущего. Они связаны с утверждением достаточно
жестких неписаных законов – принципов,
предписаний, запретов и норм. Эти ценности
являются предметом изучения этики.
Эстетические
ценности. Это духовные ценности связанные
с выявлением, переживанием, созданием
гармонии. Гармония
понималась древними греками как основное
качество космоса как единство многообразия,
слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация
отношений человека к миру, к другим людям,
к самому себе вызывает ощущение психологического
комфорта, наслаждения, удовольствия.
Гармония переживается трепетно и вдохновенно,
рождая красоту. Эстетические ценности
тесно связаны с эмоциональной культурой
человека, его способностью к сильным
переживаниям, умениям воспринимать множество
оттенков настроений и чувств. Эстетическое
в системе духовной культуре есть высшая
ступень лишнего, свободного от утилитарности.
Эстетическая потребность – это потребность
в выявлении, обретении, сохранении гармонии,
в универсальной гармонизации отношений
человека с миром и с самим собой. Направленность
эстетического на приведение реальной
жизни в согласие и соответствие с представлениями
о совершенстве.
Материя и дух
в культуре оказываются не просто
связанными, они взаимопроникают
в друг друга, они едины и разорвать
их невозможно. Пересечение материальной
и духовной культур в политической,
экономической, экологической, эстетической
культурах.
В процессе духовного
общения происходит воспитание, т. е. формирование
у человека определённых духовных ценностей.
Во время общения
человека с ценностями
прошлого, культура человеческого рода
как бы переливается в духовный
мир личности, способствуя ее интеллектуальному
и духовному развитию.
Общение можно назвать духовным, тогда, когда в процессе субъекты приобщаются к высшим духовным ценностям : истине, красоте, любви.
3. Относительная
независимость духовной
В данной книге
духовная культура как особая область
культурного пространства выделяется
не по признаку «нематериальности», а
по ее положению относительно «когнитивной»,
«ценностной» и «регулятивной» осей. Область
духовной культуры отделяется от культурных
форм, ориентированных на практическую
регуляцию поведения людей — технологической
и социальной культуры. Мифология, религия,
искусство, философия — основные формы
духовной культуры, наиболее очевидным
образом принадлежащие к ней. Их можно
представить как пласты культурного пространства,
параллельные «ценностной» и «когнитивной»
осям
Духовная культура — наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. Она способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе и потому является самой уязвимой, самой ранимой областью культуры. Из-за ее непрактичности, неутилитарности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней ненужную обузу, и потому духовная культура больше всего страдает при социальных катаклизмах. Духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества, сохранение и развитие ее требует от него усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она утрачивает внутреннее напряжение и движение, отступает на полки библиотек и в музейные запасники, покрывается там пылью и превращается в забытую, мертвую культуру.
Происходит замедление в развитии творческой стороны в жизни современного человека, его творческого потенциала, невостребованность этического измерения жизни, а главное - небывалое в масштабах человечества состояние пессимизма и апатии. Именно такой дефицит стал основой кризиса культурной самоидентичности, роста отчуждения, ряда социальных болезней и человека, и культуры. Особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему - духовное опустошение культуры. Духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усреднённого потребителя. Именно поэтому появляется необходимость опережающего развития духовной культуры, которая широко обсуждается в мировой печати.
Гуманистическая
ориентация культуры XX века проявляет
себя в различных «мирах»
Выдающийся мыслитель
XX в. А. Швейцер выдвинул принцип благоговения
перед жизнью как основополагающий для
формирования новой общепланетарной культуры.
Этот принцип экологии духа, сохранение
и взаимоуважения в сфере культуры означал
переход от технократической модели развития
цивилизации к новой, ориентированной
действительно на общечеловеческие ценности.
Заключение
Итак, частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, как люди придают моральное значение определённым элементам культурной среды. У различных народов ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества презирается и отвергается среди других. То, что у одного народа считается священным или морально обязательным, у другого может считаться кощунственным и аморальным. Эта огромная вариативность ценностных систем ведёт к проявлениям этноцентризма в ходе межкультурных контактов. Чтобы понять культурную идентичность другого народа, необходимо учитывать лежащую в основе его мировидения систему ценностей.
Духовная культура выступает как деятельность, направленная на развитие духовных ценностей — образов общественного сознания.
Список литературы
1. (см.: Философия
/ Под ред. В. Н. Лавриненко. —
2. «Эстетика»; Е. А. Чичина, Ростов-на-Дону: «Феникс» 2000.
3. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с: ил. С 153
4. Бердяев
Н.А. Диалектика божественного
и человеческого /Н.А. Бердяев. – М.:
АСТ; Харьков: Фолио, 2005. – 623с.