Духовная культура как система ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Духовность, духовная культура, духовные общества, духовные учителя, духовные музыка и пение, духовная литература, духовные служения, духовные проповеди и молитвы, духовные проявления и дары, духовная жизнь. Это далеко не полный перечень явлений, претендующих на высокий эпитет духовности.

Оглавление

1.Духовность как измерение культуры, человечности, гуманизма. Светское и религиозное понимание духовности.
2.Основные типы духовных ценностей и их характеристика. Мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности в системе культуры. Общение как способ существования духовных ценностей.
3. Относительная независимость духовной культуры и необходимость её опережающего развития. Общечеловеческие ценности в культуре XX в.

Файлы: 1 файл

Духовная культура как система ценностей.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Тема 5 Духовная культура как система ценностей. 

План.

1.Духовность  как измерение культуры, человечности, гуманизма. Светское и религиозное  понимание духовности.

2.Основные типы  духовных ценностей и их характеристика. Мировоззренческие, нравственные  и эстетические ценности в системе культуры. Общение как способ существования духовных ценностей.

3. Относительная  независимость духовной культуры  и необходимость её опережающего  развития. Общечеловеческие ценности  в культуре XX в. 
 

1.Духовность как измерение культуры, человечности, гуманизма. Светское и религиозное понимание духовности.

Духовность, духовная культура, духовные общества, духовные учителя, духовные музыка и пение, духовная литература, духовные служения, духовные проповеди и молитвы, духовные проявления и дары, духовная жизнь. Это далеко не полный перечень явлений, претендующих на высокий эпитет духовности.

Духовность —  многолика. В сущности, вся история  развития человеческой мысли, история  культуры, религии и философии  — это усиленный, хотя часто безуспешно-ложный, поиск некоего духовного эталона для подражания и сравнения, поиск настоящей жизни и гармонии, поиск духовного опыта, поиск общения с духовно одаренными людьми...

Можно сказать, что духовность – это результирующее, интегрирующее в культуре.

Преображенная личность, личность, обретшая духовность, или, по крайней мере, решившая идти в направлении к духовности в  конечном счете преображает свое личное культурное пространство, а  значит, обживает культуру как пространство подлинного человеческого бытия. Духовность формируется в культуре.

Человечность - это разумный способ существования, противостоящий скотскому (неразумному, бессмысленно зоологическому или даже "ботаническому") и преступному (безумному, античеловеческому, сознательно  безнравственному). Человечность как разумный способ существования предполагает: 1) счастье - взаимопомощь в созидании, а не в разрушении; 2) духовность - нравственную и познавательную чуткость; 3) интуицию - чувство цело-и целесообразности мира и себя в мире; 4) Акме - стремление к вершине самореализации в качестве разумного существа".

Гуманизм является не только нравственным стержнем личности, внутренне ответственным и свободным для творческого освоения мира и партнерства с ним. Гуманизм образует духовную основу современного государства, общества и культуры, самого здорового образа жизни личности и общества. Его политическим и правовым эквивалентом выступает демократия, принципы социальной справедливости и гарантии прав человека. 

Гуманизм –  это интеллектуальное, моральное и социальное пространство человеческого смыслосозидания, поиска и нахождения точки опоры и в этом мире, и в самом себе. Гуманизм опирается на все поле духовной и материальной культуры, он обитает как в сфере наук и искусств, так и в религиозных областях жизни, которые в определенных исторических и жизненных условиях выполняют необходимую охранительную функцию утешения человеческого существа в заведомо бесчеловечных условиях существования. Однако гуманизм выступает решительным противником навязывания религии, неукоснительно защищает принцип свободы совести и свободы научного исследования. Он проясняет возможности и технологии создания человеческих условий существования для всех людей, независимо от цвета кожи, национальности, веры или неверия, социального положения, возраста или пола. 

С религиозной  точки зрения духовность – это  воплощение в человеке нравственного  закона бытия, данного Богом. Духовность определяется через понятия "святой дух" и "душа".  

В светской традиции под духовностью понимается совокупность всех функций сознания, а под "душой" - духовные (нравственные, эстетические и т.п.) качества человека.

Светское понимание духовности – это неуклонное следование нравственным принципам и законам, нормам и запретам, выкристаллизованным из естественных, человеческих отношений.  

2.Основные типы  духовных ценностей и их характеристика. Мировоззренческие, нравственные  и эстетические ценности в  системе культуры. Общение как  способ существования духовных  ценностей. 

Мировоззренческо-философские (смысложизненные ценности). Это ценности, выражающие предельные основания человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Это принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, специфические для каждого человека и для каждого исторического типа культуры. 

Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временем как измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для нее представление о картине мира. Представления о космосе, Земле, пространстве, времени, движении. 

Нравственные ценности. Регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и сущего. Они связаны с утверждением достаточно жестких неписаных законов – принципов, предписаний, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики. 

Эстетические ценности. Это духовные ценности связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Гармония понималась древними греками как основное качество космоса как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умениям воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическое в системе духовной культуре есть высшая ступень лишнего, свободного от утилитарности. Эстетическая потребность – это потребность в выявлении, обретении, сохранении гармонии, в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Направленность эстетического на приведение реальной жизни в согласие и соответствие с представлениями о совершенстве. 

Материя и дух  в культуре оказываются не просто связанными, они взаимопроникают  в друг друга, они едины и разорвать  их невозможно. Пересечение материальной и духовной культур в политической, экономической, экологической, эстетической культурах. 

В процессе духовного общения происходит воспитание, т. е. формирование у человека определённых духовных ценностей. 

Во время общения человека с ценностями прошлого, культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и духовному развитию. 

Общение можно  назвать духовным, тогда, когда в  процессе субъекты приобщаются к  высшим духовным ценностям : истине, красоте, любви.

3. Относительная  независимость духовной культуры  и необходимость её опережающего развития. Общечеловеческие ценности в культуре XX в. 

В данной книге  духовная культура как особая область  культурного пространства выделяется не по признаку «нематериальности», а  по ее положению относительно «когнитивной», «ценностной» и «регулятивной» осей. Область духовной культуры отделяется от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей — технологической и социальной культуры. Мифология, религия, искусство, философия — основные формы духовной культуры, наиболее очевидным образом принадлежащие к ней. Их можно представить как пласты культурного пространства, параллельные «ценностной» и «когнитивной» осям 

Духовная культура — наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. Она способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе и потому является самой уязвимой, самой ранимой областью культуры. Из-за ее непрактичности, неутилитарности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней ненужную обузу, и потому духовная культура больше всего страдает при социальных катаклизмах. Духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества, сохранение и развитие ее требует от него усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она утрачивает внутреннее напряжение и движение, отступает на полки библиотек и в музейные запасники, покрывается там пылью и превращается в забытую, мертвую культуру.

Происходит замедление в развитии творческой стороны в  жизни современного человека, его творческого потенциала, невостребованность этического измерения жизни, а главное - небывалое в масштабах человечества состояние пессимизма и апатии. Именно такой дефицит стал основой кризиса культурной самоидентичности, роста отчуждения, ряда социальных болезней и человека, и культуры. Особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему - духовное опустошение культуры. Духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усреднённого потребителя. Именно поэтому появляется необходимость опережающего развития духовной культуры, которая широко обсуждается в мировой печати.

Гуманистическая ориентация культуры XX века проявляет  себя в различных «мирах» современного общества — экономическом, нравственном, политическом, художественном и т. д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 год).

Выдающийся мыслитель XX в. А. Швейцер выдвинул принцип благоговения перед жизнью как основополагающий для формирования новой общепланетарной культуры. Этот принцип экологии духа, сохранение и взаимоуважения в сфере культуры означал переход от технократической модели развития цивилизации к новой, ориентированной действительно на общечеловеческие ценности. 

Заключение

Итак, частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, как люди придают моральное  значение определённым элементам культурной среды. У различных народов ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества презирается и отвергается среди других. То, что у одного народа считается священным или морально обязательным, у другого может считаться кощунственным и аморальным. Эта огромная вариативность ценностных систем ведёт к проявлениям этноцентризма в ходе межкультурных контактов. Чтобы понять культурную идентичность другого народа, необходимо учитывать лежащую в основе его мировидения систему ценностей.

Духовная культура выступает как деятельность, направленная на развитие духовных ценностей — образов общественного сознания.

Список  литературы

1. (см.: Философия  / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М., 1996. — С. 371—372; Философия / Под ред. В. И. Кириллова. — М., 1997. — С. 242—249).

2. «Эстетика»; Е.  А. Чичина, Ростов-на-Дону: «Феникс» 2000.

3. Кармин  А. С, Новикова Е. С. Культурология. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с: ил. С 153

4. Бердяев  Н.А. Диалектика божественного  и человеческого /Н.А. Бердяев. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2005. – 623с. 

Информация о работе Духовная культура как система ценностей