Духовная жизнь общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:52, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является духовная жизнь общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие общественного сознания и его структура;
- рассмотреть взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания;
- изучит уровни и формы общественного сознания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие общественное бытие и общественное сознание……………..5
Уровни общественного сознания: обыденный и теоретический, их взаимосвязь……………………………………………………………….9
Формы общественного сознания………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Духовная жизнь общества.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

План

      Введение…………………………………………………………………….3

  1. Понятие общественное бытие и общественное сознание……………..5
  2. Уровни общественного сознания: обыденный и теоретический, их взаимосвязь……………………………………………………………….9
  3. Формы общественного сознания………………………………………..11

    Заключение…………………………………………………………………..19

      Список литературы…………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Актуальность  работы. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т. е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

     Общественное  сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений в  которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система  общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением бытия, так как сознание возможно как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь только тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество и есть материально-идеальная реальность. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

    Таким образом, целью данной работы является духовная жизнь общества.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - дать понятие общественного сознания и его структура;

       - рассмотреть взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания;

      - изучит уровни и формы общественного  сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Понятие общественное бытие и общественное сознание

    Общественное  бытие и общественное сознание категории исторического материализма, выработанные для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Общественное бытие - это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания. «Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда».1

     Общественное сознание - духовная сторона исторического процесса - представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука).

    Домарксовый материализм, рассматривая человека лишь как природное существо, не преодолел идеалистического понимания истории и сущности самого человека. Исторический материализм, выделяя общественное бытие как специфическую форму материального, исходит из того, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Это положение закладывает основу для последовательного проведения материализма в области истории, выявления зависимости общественного сознания от обществ. бытия, для научного объяснения места и роли общественного сознания в развитии общества.

    Исторический материализм исходит из того, что обществ. сознание, как и сознание вообще, есть отражение бытия. «Общественное сознание отражает общественное бытие - вот в чем состоит учение Маркса». При этом в соответствии с принципами теории познания диалектического материализма это отражение рассматривается не как пассивный рефлекс, не как мёртвое, зеркальное отражение, а как сложный диалектический процесс, как результат активного, деятельного отношения человека к действительности. Такое понимание общественного сознания, во-первых, в соответствии с принципом детерминизма устанавливает причинную зависимость общественного сознания от его материальной основы; во-вторых, противостоит как идеалистическим представлениям о субстанциальности общественного сознания, так и метафизическому отрицанию активности субъекта отражения; в-третьих, установление зависимости общественного сознания именно от общественного бытия включает общественное сознание в систему закономерных связей социального целого.2

    Исторический материализм признаёт относит. самостоятельность обществ. сознания, в развитии которого существует преемственность, взаимодействие и взаимовлияние его уровней и форм. Таким образом, общественное сознание в качестве самостоятельной целостности оказывает активное обратное влияние на общественное бытие и всю общественную жизнь. Оно служит одним из необходимых факторов и условий решения встающих перед обществом проблем. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в общественном сознании реальных закономерностей и потребностей общественного развития, от конкретных условий и объективных возможностей изменения общественного бытия, от связи сознания с практической деятельностью. Роль общественного сознания в практической деятельности масс особенно возрастает в условиях социализма. Поскольку развитие социализма связано с познанием и использованием объективных экономических и социальных закономерностей, то в этих условиях значительно расширяются возможности сознательного воздействия на общественное бытие, достижения сознательно поставленных целей общества.3

      Общественное сознание представляет  собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований,  эмоций людей, настроений, в которых  отражается природа, материальная  жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

    Сознание, как отражение и как активно - творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем  влиянии на бытиё оно может, как оценивать его вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытиё, но и активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на всё бытиё в целом, вскрывая смысл его эволюции, предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного человеком индивидуального сознания.

    Особенностью  общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.

     Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна. Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него.4

     Общественное  сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.

 
 

         2. Уровни общественного сознания: обыденный и теоретический, их взаимосвязь

     Два основных уровня индивидуального сознания:

     1) Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы понятия и сознания в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

     2)Вторичный - «активный», «творческий». Человек организует и преобразовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера.

     Между первым и вторым существует промежуточный  «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания - память, которая  носит избирательный характер, она  всегда востребована, мнения, сомнения.

     Обыденное и научное сознание:

     Обыденное сознание - это низший уровень общественного  сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между  людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.

     Теоретическое сознание делает жизнь людей более  осознанной, способствует более глубокому  развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.

     Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в  себе научные знания о природе  и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормаотношений друг с другом.

     У нас сложилось ограниченное и неверное представление о массовом сознании, трактовавшемся как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части трудящихся и прежде всего молодежи. Но массовое сознание есть более сложный феномен. По подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум 5-6 только малых и не менее 10-15 больших и "средних" формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. Более того, сам феномен массы не возникает, если подобная общая, совместная деятельность или подобное поведение отсутствуют.5

     Диалектика  взаимосвязи индивидуального и общественного сознания это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Групповое сознание диалектически связано с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Оно складывается на основе индивидуального, но, как и общественное сознание, не представляет собой простой суммы индивидуального, хотя и отражает бытие социально-экономических и политических условий жизни каждой группы людей. В то же время групповое сознание опосредуется общественным сознанием и выступает как элемент или подсистема общественного сознания, входя в него частью своих элементов. 
 

         3.Формы общественного сознания

     Принципы классификации форм общественного сознания:

     1. По объекту отражения. Каждая  форма общественного сознания  отражает определенную сторону  общественного бытия. Например, политическое сознание отражает отношения между различными социальными группами по поводу власти; экономическое сознание отражает экономические отношения, функционирование и развитие экономики, ее перспективы; нравственное сознание отражает специфику межличностных отношений; религиозное сознание - отношение к богу и т.д.

     2. По способу отражения. Это может  быть рационально-логический способ  отражения (научное, правовое, политическое, экономическое, философское и  др.); оценочный (нравственное, религиозное,  атеистическое, философское); художественно-образный (художественное, религиозное и др.).

     3. По социальной роли в обществе. Каждая форма общественного сознания  выполняет ряд функций в обществе, одна из которых - основная. Например, искусство выполняет и познавательную  и воспитательную, и оценочную функцию, но на первом месте - психологическая функция эмоционального воздействия. Основная функция правосознания - регулятивная (наряду с оценочной, познавательной, воспитательной) и т.д.6

     Право, мораль, искусство, религию, науку можно рассматривать как самостоятельные социальные явления, существующие не только в форме мысли (как скажем, политические и правовые идеи, художественный образ и эстетический идеал, научные и философские взгляды, нравственная оценка и религиозные постулаты), но и дополненные вполне ощутимыми, "работающими" законами и нормами, культовыми и обрядовыми действиями, предписаниями и санкциями, "обрастающими" вполне материальной системой отношений и институтов (научные организации, церковь, суд, театры и т.п.). Поэтому-то мы всегда и говорим: правовое сознание и право, религиозное сознание и религия и т.д.

     Однажды возникнув, все формы общественного  сознания (в том числе на уровне институтов) начинают жить самостоятельной  жизнью, подчиняться своей внутренней логике развития и иметь свои закономерности. Между ними устанавливаются сложные и специфические отношения. Но нельзя забывать, что эта самостоятельность в конечном счете определяется ролью форм сознания в человеческой деятельности, характером их связи с реальным жизненным процессом (общественным бытием), что совершенно необходимо учитывать при их исследовании. Скажем, проблемы правосознания нельзя рассматривать "изнутри", без соотнесения их с состоянием и проблемами развития производственных отношений, всей сферы материальной общественной жизни, "юридическим отражением" которых является правосознание. Если идеолог, теоретик, художник форму и содержание мыслительного процесса выводит только из "чистого мышления" - или из своего собственного, или из мышления своих предшественников, то такая духовная деятельность будет бессмысленной, не общезначимой.7

     Первоначально число форм общественного сознания ограничивалось наукой, философией, религией, искусством, нравственностью, политическим и правовым сознанием. Причем наука иногда рассматривается как нечто присущее общественному сознанию в целом, "пронизывающее" его. В последние годы в литературе отстаивается мысль об экономическом и экологическом сознании как самостоятельных, специфических формах общественного сознания.

Информация о работе Духовная жизнь общества