Духовная жизнь общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:52, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является духовная жизнь общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие общественного сознания и его структура;
- рассмотреть взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания;
- изучит уровни и формы общественного сознания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие общественное бытие и общественное сознание……………..5
Уровни общественного сознания: обыденный и теоретический, их взаимосвязь……………………………………………………………….9
Формы общественного сознания………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Духовная жизнь общества.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     - Экономическое сознание

     Включение экономического сознания в качестве самостоятельной формы в общую  структуру общественного сознания в последние годы связано с 1) коренными  изменениями в экономике нашей  страны на основе рыночных отношений; 2) необходимостью теоретического, научного осмысления происходящих процессов и перспектив этих изменений; созданием действенных программ реформирования хозяйственного механизма с учетом его объективных закономерностей, опыта других стран, потребностей и интересов всех граждан, а также 3) воспитанием массовой экономической культуры населения. В экономическом сознании отражаются представления о сущности экономических отношений, всей сложной экономической системы, включающей в себя процесс производства (с его управлением), распределения, обмена, потребления и отношения собственности; представления о функционировании финансово-кредитной системы и коммерческой деятельности, состоянии производительных сил и месте человека в системе производства. Как и любая другая форма общественного сознания, сознание экономическое характеризуется единством двух основных уровней: теоретического и обыденного, идеологического и социально-психологического.8

     - Политическое сознание

     Политическое  сознание представляет собой отражение  политических отношений между классами (социальными группами), нациями, государствами. Специфика политического сознания заключается в том, что оно непосредственно затрагивает сферу государства и власти, отношения политических субъектов к государству и правительству, их отношения между собой по поводу власти. Однако власть как таковая не является единственным и основным содержанием политического сознания. Дело в том, что через институты власти наиболее выпукло, непосредственно проявляются экономические отношения и интересы, те социальные связи, которые в других формах общественного сознания находят тем более опосредованное проявление, чем значительнее они удалены от экономической основы. Благодаря этой своей специфике политическое сознание оказывает значительное воздействие не только на экономику, но и на другие формы общественного сознания. Выражая непосредственную реакцию человека на общественные явления и события, оно может затрагивать самые широкие общественные вопросы, глобальные проблемы, оценивать и определять отношение к ним с точки зрения непосредственного житейского опыта и практических интересов. По своему характеру и содержанию обыденное сознание полно драматизма и несет в себе сложнейшие общественные противоречия, все многообразие повседневных жизненных коллизий.

     - Правовое сознание

     В тесном взаимодействии с политическим сознанием находится правовое сознание, ибо и то и другое регулируют социальное поведение человека в отношении  различных социальных институтов, государства  и власти, взаимоотношения различных  социальных групп. Политика и право наиболее тесно связаны с материальным базисом, регулируют экономические отношения.

     Правосознание появляется также только в классовом  обществе с возникновением государства. Его социально-экономической предпосылкой является как раз необходимость на уровне закона закрепить и отрегулировать уже сложившиеся социально-экономические отношения различных социальных групп по отношению к формам собственности и государственным институтам. Кроме того, именно с возникновением классового общества, государства начинает развиваться и самосознание личности, осознание ее интересов (появляется и само понятие "личность"). Поэтому возникает необходимость регулировать через закон и отношения между личностями, отстаивать их интересы, жизнь, имущество, достоинство и т.д. Механизмом такого регулирования во многом является принудительная сила в виде системы норм, санкций, предписаний.

     - Моральное сознание

     Моральное сознание, с точки зрения многих философов, - это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного. Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

     - Нравственное сознание существует в виде норм (нормативная форма отражения). Нравственная норма - это особое правило, требование общества к личности, которое предписывает осуществлять определенное поведение. Она относится и к моральному сознанию, и к моральной практике, так как является фактом сознания и фактом его реализации. Отступление от нравственных норм осуждается обществом.

     При отсутствии особых нравственных институтов моральное сознание реализуется на основе чисто духовных механизмов - через традиции, привычки, авторитет, общественное мнение и т.п.

     В содержательном плане общественно-психологический  уровень морального сознания включает моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг и др.), эмоции и представления о моральном и аморальном, опытное значение моральных правил, нравов, обычаев коллектива, общества. Они формируются раньше рациональных представлений о должном, справедливом, честном и т.д.

     - Религиозное сознание

     Религиозную надстройку составляют сознание (включающее идеи, представления, чувства и настроения), культ и организации. Главным из этих элементов является, безусловно, религиозное сознание (культовые действия, религиозные обряды становятся таковыми, поскольку они воплощают в символической форме религиозные верования и представления. Религиозные организации формируются на основе общности религиозных верований. Религиозное сознание представляет собой как бы удвоение мира, поскольку наряду с реальным признается существование потустороннего мира, где, как утверждает религия, найдут свое разрешение все противоречия земного бытия. Главный признак религиозного сознания - вера в сверхъестественные силы (прежде всего в бога как личность, наделенную сверхъестественными возможностями, в чудеса и бессмертие души, а значит - в загробную жизнь).9

     - Эстетическое (художественное) сознание

     В основе искусства (и эстетического  сознания) лежит эстетическое отношение  человека к миру, которое заключается  в гармонизации и очеловечивании окружающей человека среды с помощью творческого воображения и переживания красоты. Красота - главная эстетическая категория, которая является не просто отражением объективной гармонии окружающего мира (природы, социальной среды и т.п.), но одновременно субъективным переживанием, наслаждением, извлечением "человеческого смысла" и "дополнением" объективной гармоничности мира. Очеловечивание окружающей среды в процессе генезиса искусства происходит, например, в форме усиления, закрепления, подчеркивания, универсализации и обновления положительных, ценных для человека качеств окружающей среды. Это дополнительное "осмысление и переживание внешней гармонии" и может быть обозначено как эстетическое отношение. Таким образом, красота - это не просто природное свойство, а именно высшая гармония мира человека, которая доставляет эстетическое наслаждение чувствам и мыслям, переживается как совершенство, выразительность, завершенность. Эстетическое сознание, как форма общественного сознания, отражает некие общие исторические и национальные представления о прекрасном. Это проявляется прежде всего в том, какой эстетический идеал господствует у данного народа в ту или иную историческую эпоху. 10

     - Экологическое сознание

     Экологическое (от греч. "местопребывание, жилище" + "учение") сознание включает представления о генетической, производственной и духовной связях человека (общества) с природой, а также программные установки по преобразованию и сохранению природы. В истории человеческой мысли можно обнаружить две противоположных мировоззренческих установки в отношении человека к природе. Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить господствующий способ взаимодействия с природой - и тогда неизбежна экологическая катастрофа, либо радикально изменить сложившийся тип деятельности и сохранить биосферу в состоянии, пригодном для жизни. Очевидно, что второй вариант единственно приемлем. Поэтому вопросы формирования экологической культуры занимают все больше места в современном обществе и становятся частью современной социальной науки. 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, в заключении работы сделаем  следующие выводы.

     Общественное  сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. 

     Сознание, как отражение и как активно - творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытиё оно может, как оценивать его вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытиё, но и активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

     Особенностью  общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.

Список  литературы 

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия - М., 1996. -С. 105.
  2. Калашников В. Л. Философия (курс лекций). - М., 1999   – С. 87.
  3. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д. и др. Философия. - М., 1999.– С. 89.
  4. Патнэм Х. Философия сознания. – М., 1999. – С. 88.
  5. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 1972 . – С. 70.
  6. Спиркин А. Г. Философия. - М., 1999 . – С. 130.

Информация о работе Духовная жизнь общества