Духовно-нравственные ценности казахстанского общества: храмы Астаны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:38, творческая работа

Краткое описание

В истории любого народа в осмыслении прошлого закладывается основа и перспективы развития будущего. В условиях современной глобализации существует необходимость сохранения культурной и нравственной основы общества. Одними из духовно-нравственных ориентиров казахстанского общества, по мнению многих специалистов, наряду с традициями народа и патриотизмом, считаются религиозные ценности.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Последние годы отмечены своего рода религиозным ренессансом: наряду с усилением позиций существовавших религиозных конфессий ( ислам, православие, католицизм, лютеранство, баптизм, пятидесятничество и некоторых других), наблюдается появление многочисленных новых. Так, в 1990-96 гг. появились общины новых для Казахстана, но имеющих длительную историю развития за рубежом протестантских конфессий - методизма и пресвитерианства; нетрадиционные протестантские церкви - "Агапе", "Новая жизнь", "Новое небо" и др.; нетрадиционные религиозные культы - бахаи, Храм Исиды, Церковь Сатаны и т.д.

Усиление позиций религии  в республике, как и на всем постсоветском  пространстве, обусловлено процессами демократизации общественной жизни, идеологическим вакуумом, образовавшимся после краха коммунистической идеи. Немаловажную роль имеет активизация религиозной пропаганды, а также определенная клерикализация общественной жизни, стремление новых государственных структур повысить свою легитимность за счет публичной поддержки ведущих религиозных конфессий - ислама и православия.

В общественном сознании усиление позиций религии оценивается, в основном, позитивно. Однако появление нетрадиционных религиозных культов общественностью и государственными органами воспринимается по большей части отрицательно, как подрыв национальной духовной культуры. Особенно негативно воспринимается христианская пропаганда среди коренного населения республики, активно проводимая протестантскими конфессиями. Принятие казахами христианства вызывает серьезные конфликты в семьях, а в ряде случаев и полный разрыв отношений. Это показывает, что в обществе еще не утвердилось осознание права граждан на свободу убеждений, равенства всех религий. Нетерпимость к инакомыслию, свойственная предшествовавшему советскому периоду, естественно, не может исчезнуть сразу, необходим длительный период демократического развития.

К сожалению, полные статистические данные по республике о количестве религиозных объединений и организаций отсутствуют, есть лишь ориентировочные цифры. Так, на 1 января 1997 года в нашей стране, по данным Совета по делам религии, насчитывалось всего 1642 религиозныхформирования, принадлежащих к 30 конфессиям (на 1 января 1991 г. их было около 900). Кроме того, в Министерстве юстиции республики зарегистрировано 18 христианских миссий. Целый ряд религиозных миссий действует под видом коммерческих фирм.

Согласно республиканскому законодательству, религиозные объединения не имеют права выполнять какие-либо государственные функции, а государство не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит закону. При этом государство не финансирует религиозные объединения, они функционируют за счет добровольных пожертвований верующих. Отметим, что в протестантских общинах верующие, как правило, обязаны жертвовать церковную десятину. В православии, католицизме и исламе таких жестких предписаний нет. Лишь в ахмадийской общине по уставу верующий обязан жертвовать 16% своего дохода. В то же время религиозные объединения, особенно православные и мусульманские, часто обращаются за финансовой помощью в местные органы власти и, зачастую, получают ее. Имеются случаи, когда мечети и церкви строятся полностью или частично за счет государственных средств.

Отметим, что по данным социологических исследований, проведенных  в Казахстане в конце 80-х гг., количество верующих и сочувствующих колебалось, в зависимости от региона, от 20 до 70%. Проведенное в 1995 г. исследование показало уже 39,7% верующих, то есть, произошел рост их числа примерно в 2 раза. Эти данные аналогичны результатам социологических исследований 1996 г. в России. Цифры показывают, что ожидавшегося возрождения религиозности населения не произошло, что религия не оказывает существенного влияния на большую часть населения республики. При этом мусульмане составляют, по нашим расчетам, около 65% верующих, православные - 30 %, католики - 4 %, протестанты - около 1%, другие - менее 0,01 %.

Рассмотрим подробнее  ведущие конфессии Казахстана, их современное состояние и динамику развития. Ведущим течением ислама в нашей республике является суннизм ханафитского мазхаба (толка), характеризующийся терпимостью к инакомыслию, использованием местного обычного права, применением в правовых вопросах свободного индивидуального суждения (рай) и суждения по аналогии (кияс). Он исповедуется казахами, уйгурами, узбеками и верующими ряда других национальностей. В республике имеются верующие и других суннитских мазхабов, но они, как и шииты, организационно не оформлены.

В январе 1990 г. в республике было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМКаз) (до этого  существовало Духовное управление мусульман  Средней Азии и Казахстана в Ташкенте). Возглавляет ДУМКаз муфтий Ратбек Хажи Нысанбай-улы. После организации ДУМКаза в Казахстане была разработана программа возрождения ислама, в которую входило: подготовка мулл, издание духовной литературы, открытие мечетей, духовных школ и т.д. Программа возрождения ислама активно проводится в жизнь. За истекшие годы в республике восстановлены и построены многие мечети, открыты исламские духовные школы. В г. Алматы сооружается центральная мечеть и открыт Исламский культурный центр. Духовное управление считает, что в Казахстане насчитывается около 11 млн. мусульман, среди них представители 24 наций, в общей сложности - 65 процентов населения республики (по нашему мнению, эти цифры преувеличены). В целом по республике, по данным ДУМКаза, действует свыше 5000 мечетей, из них официально зарегистрировано на 1 января 1997 г. - 826 (на 1 января 1991 г. - 134).

Ислам в Казахстане пока не имеет своей издательской базы, хотя типография уже строится. Духовные книги для нашей республики издаются на арабском и казахском языках в Турции и Пакистане, а из России ввозится мусульманская литература на русском языке. В Саудовской Аравии был издан Коран на казахском языке в переводе Халифа Алтая и подарен мусульманам Казахстана. В г.Алматы издан Коран на казахском языке в переводе муфтия Ратбека Хажи Нысанбай- улы. Духовное управление издает исламскую газету мусульман Казахстана "Иман" ("Вера") на казахском, уйгурском и чеченском языках (в настоящее время выпуск приостановлен) и с 1997 г. приступило к изданию ежемесячного журнала "Ислам элеми" (Мир ислама) тиражом 5000 экземпляров.

В последние годы все  большее число верующих совершают хадж в Мекку. Так, например, в 1997 г. хадж совершило около 600 мусульман из Казахстана. Отметим, что хадж ими совершался за свой счет. Этим и объясняется то положение, что из Казахстана паломников в Мекку всегда меньше, чем из Узбекистана и Киргизии. Лишь чеченские мусульмане республики (около 200 человек) совершали в 1997 г. хадж за счет зарубежных исламских центров. Немало мусульман поклоняется святым местам, из которых особо выделяется Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Возле некрополей "Бекет-Ата", "Шопан-Ата" (Атырауская область [бывшая Гурьевская]), "Шора-Молда" (Южно-Казахстанская область), "Айша-биби", "Арстан-баб" (Жамбылская область) построены специальные жилые помещения для паломников, количество которых год от года возрастает. Вообще-то паломничество к могилам религиозно-родовых авторитетов, поклонение кому бы то ни было кроме Аллаха является нарушением норм ортодоксального ислама. Однако, практически во всем исламском мире, кроме Саудовской Аравии, мусульмане поклоняются святым. В последние годы под влиянием пакистанских проповедников в Казахстане возникла община "Ахмадие". Она зарегистрировала свой устав в 1994 г. в Министерстве юстиции. Полное название общины "Национальный Ахмадийский Мусульманский Жамагат (Община) Республики Казахстан".

В Южно-Казахстанской и ряде других областей определенное распространение имеет суфизм, связанный с поклонением Ходже Ахмеду Ясави (1103-1166/67 гг.), который среди тюркских мусульман считается вторым святым после Мухаммада, а город Туркестан, где он проповедовал - малой Меккой. История свидетельствует, что Ясави оказал сильное влияние на распространение и утверждение ислама на территории Казахстана и Южной Сибири. Это было обусловлено тем, что он и его ученики проповедовали идеи ислама на тюрских языках, учитывали ментальность кочевого населения, большую самостоятельность женщин и даже разрешали женщинам следовать суфийскому тарикату.

В Караганде с 1996 г. действует  мечеть, духовенство которой получило посвящение в ученики ордена Накшбандиа от пира (суфийский наставник) из Бухары. Узбекские суфийские наставники распространили свое влияние также на часть мусульман Кзыл-Ординской и Южно-Казахстанской областей.

Таким образом, ислам  в республике находится на подъеме. Отметим и то, что уже имеются  случаи принятия ислама русскими и поляками. Тем не менее имеются и определенные трудности. Все еще крайне мало подготовленных кадров священнослужителей. В Исламском институте, по данным на 1 января 1997 г., на 1 и 2 курсах обучалось всего 47 человек. Отметим, что обучение идет 4 года, но весь 3-й и 4-ый курс - этопрактика в мечетях. Естественно, что для 5000 мечетей количество обучающихся явно недостаточно. Поэтому многие муллы слабо знают арабский язык, и практически Коран читают не по тексту, а по памяти. ДУМКаз не полностью контролирует ситуацию, что связано со спецификой суннизма ханафитского мазхаба, предполагающего значительную самостоятельность мечетей от центра.

В настоящее время  христианство в Казахстане представлено тремя его основными направлениями ( католицизм, православие и протестантизм). Кроме того, в 1994 г. Министерством юстиции зарегистрирован устав Армянской религиозной общины "Сурб Хач" Армянской Апостольской Церкви.

Православие в Казахстане является вторым по численности верующих религиозным направлением (на первом месте стоит ислам). На 1 января 1997 г. Русская православная церковь (РПЦ) имела на территории республики 202 прихода (по данным православного духовенства). В 1991 г. Священный Синод РПЦ разделил их по трем епархиальным управлениям (Алматинское и Семипалатинское, Шымкентское, Уральское). Частью духовенства и мирян такое разделение было воспринято болезненно. Государственные органы республики считают, что необходим единый духовный центр РПЦ в Казахстане. Очевидно, это объясняется стереотипом, оставшимся в наследство от прежней административно-командной системы новым чиновникам.

Для подготовки священнослужителей в 1991 г. при Алматинском епархиальном управлении было открыто двухгодичное духовное училище. Однако количество обучающихся  не отвечает потребностям РПЦ. Так, на 1 сентября 1997 г. на дневном отделении обучалось всего 34 человека, 20 слушателей после окончания 1 курса были переведены на заочное отделение и направлены на службы в различные храмы республики. Кроме того, 4-5 человек ежегодно направляются в духовные учебные заведения РПЦ России. Практически при всех церквях и молитвенных домах РПЦ открыты церковно-приходские школы по изучению основ православия. В воскресных школах обучаются как дети, так и взрослые.

Русской православной церковью проводится большая работа по строительству церквей и молитвенных домов на территории Республики Казахстан, реставрации старых культовых зданий. За последние годы открыто три женских монастыря - в Акмолинской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях и три мужских - один в Восточно-Казахстанской и два в Алматинской областях (Серафимо-Феогнотовская мужская пустынь и Спасско-Силуянова пустынь). Но они еще крайне малочисленны. Лишь в Акмолинском женском монастыре число монахинь приближается к 30. В большинстве же монастырей число насельников не превышает 10 человек. Издается ежемесячная газета "Свет православия в Казахстане" тиражом 2000 экз. В целом, позиции РПЦ в Казахстане укрепляются. Определенные проблемы вызывает эмиграция русскоязычного населения, но она вряд ли скажется на росте числа храмов и молитвенных домов, так как их, как и священников, по-прежнему не хватает.

В последнее время  на территорию Казахстана пытается распространить свое влияние Русская православная церковь за рубежом (Карловацкий  раскол). Сейчас она уже имеет свои приходы в России, где зарегистрирована под названием "Русская Свободная Православная церковь". В г.Алматы и г.Семипалатинске возникли группы верующих, придерживающихся позиций РПЦ за границей. В 1995 г. ими была предпринята попытка зарегистрировать Алматинское благочиние и общину РПЦ за границей. В регистрации им было отказано, т.к. в уставе РПЦ за границей содержатся политические требования, в том числе декларируется необходимость борьбы против "безбожной власти в России".

Римско-католическая церковь  в Казахстане в настоящее время  находится в сложном положении, обусловленном эмиграцией из республики немцев, всегда составлявших большую  часть верующих - католиков (до 70 %). В  то же время происходит активизация  деятельности католической церкви, вызванная, не в последнюю очередь, усилением внимания Ватикана к Казахстану. В 1991 г. Ватикан принял решение об учреждении в г. Караганде Апостольской Администратуры Казахстана и Средней Азии и настоятель прихода г. Красноармейска Кокшетауской области Ян Павел Ленге был посвящен в епископы и назначен Апостольским администратором. В октябре 1994 г. было заключено дипломатическое соглашение между Ватиканом и Казахстаном. В настоящее время в республике функционирует 90 католических общин, священники которых - поляки, литовцы, латыши, корейцы и др. В костелах богослужения проводятся на русском, украинском, немецком, английском и польском языках. В г. Алматы открыты мужской и женский монастыри, но количество монахов незначительно.

Во исполнение Фатимского воззвания при освящении нового костела в п. Озерное Восточно-Казахстанской области 25 июня 1995 г. епископом Яном Павлом Ленге был торжественно проведен акт посвящения Казахстана и Средней Азии Марии Царице Мира, что, согласно теологии, должно способствовать укреплению мира, добра и справедливости. Большим событием в жизни католиков стало путешествие статуи Фатимской Божьей Матери по территории Казахстана весной 1997 г. По нашему мнению, позиции католицизма, первые проявления которого на территории республики зафиксированы еще в XII в., будут укрепляться, что обусловлено активной евангелизационной работой духовенства, их стремлением расширить национальный состав верующих, усилить свое влияние среди польского населения республики.

Протестантизм в Казахстане начал распространяться со времен переселения в начале ХХ в., вызванного столыпинской реформой, но его проявления в то время были малочисленны. Основной приток протестантов в республику связан со сталинскими репрессиями и массовой депортацией немцев в Казахстан.

В настоящее время  наблюдается, во-первых, уменьшение количества общин отдельных конфессий (лютеране, меннониты) и их ослабление, обусловленное  миграцией населения; во-вторых, появление  новых общин в таких конфессиях, как евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, а также появление общин новых для Казахстана конфессий (пресвитериане, методисты, новые апостолы и др.), распространение протестантизма среди коренного населения республики, корейцев и представителей других национальностей, вызванное, главным образом, деятельностью иностранных миссионеров. Необходимо отметить и появление чисто казахской по составу общины евангельских христиан-баптистов в г. Алматы, ее численность около 60 человек.

Информация о работе Духовно-нравственные ценности казахстанского общества: храмы Астаны