Духовно-нравственные ценности казахстанского общества: храмы Астаны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:38, творческая работа

Краткое описание

В истории любого народа в осмыслении прошлого закладывается основа и перспективы развития будущего. В условиях современной глобализации существует необходимость сохранения культурной и нравственной основы общества. Одними из духовно-нравственных ориентиров казахстанского общества, по мнению многих специалистов, наряду с традициями народа и патриотизмом, считаются религиозные ценности.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

К нетрадиционным протестантским течениям относятся так называемые харизматические движения. Их возникновение теологи связывают с так называемыми второй и третьей волнами святого духа. При этом третья волна тесно связана также с движением за рост христианских церквей, которое утверждает, что главное - не название церкви, а проповедь Евангелия. К харизматическому движению в нашей республике относятся следующие конфессии: "Новая жизнь", "Агапе", "Новое небо", "Благая весть" и др. В практике харизматизма эти конфессии связаны с такими западными проповедниками, как У. Экман, И. Чо, К.Е. Хейген, П. Вагнер, Д. Уимбер и др.

Большинство харизматических  общин создано западными миссионерами, или под их влиянием и с их помощью. Проповедники харизматических общин  обычно утверждают, что они "проповедуют полное Евангелие" и к религии никакого отношения не имеют. Немаловажным моментом их деятельности является и подразделение общин на небольшие ячейки во главе с лидером (ячеечная церковь), что позволяет контролировать поведение и духовный рост каждого члена общины. Наиболее активно они распространяются в молодежной среде.

Начал проникать на территорию республики индуизм, связанный с  поклонением брахману Сатья Саи  Баба. Уже имеются его ученики, посетившие его ашрам Прашанти Нилаям в Индии и получившие там даршан (благословение) от Саи Аватара. Возможно создание в ближайшее время общины.

В республике в настоящее  время присутствуют три ветви  современного иудаизма (ортодоксальное, реформистское и консервативное), что обусловлено укреплением  связей с Израилем и США. Действуют всего три общины - в городах Алматы, Шымкенте и Кзыл-Орде. В связи с эмиграцией евреев численность верующих уменьшается. В Алматы в 1997 г. открыт Еврейский духовный центр.

Город Алматы известен среди  последователей Любавичского Ребе как город, в котором похоронен его тесть - раввин Леви Ицхак Шнеерсон, арестованный в 1939 г. и сосланный в село Чиили.

В нашей республике имеют  распространение следующие нетрадиционные религии: Бахаи, Общество сознания Кришны, Вайшнавы, Церковь объединения, Церковь последнего завета, Движение Нью Эйдж, сатанисты. Так, практически во всех крупных городах действуют небольшие общины бахаи - их уже 30, в том числе 15 зарегистрированных. Численность верующих - примерно 600 человек. Они возглавляются местным духовным собранием, состоящим из 9 человек, избранных на общем собрании общины. Центр - Национальное духовное собрание бахаи Казахстана - находится в г. Алматы. Наибольшую активность проявляют проповедники из Ирана, стран Персидского залива и Малайзии. Широкое распространение получает издание литературы бахаи на русском языке. Основная масса верующих - молодежь. Несмотря на активную пропаганду, значительного прироста верующих не наблюдается.

Небольшие общины кришнаитов действуют уже около 10 лет. Наиболее крупная община - в г. Алматы, ее численность около 100 человек. Особого роста числа верующих нет. Однако, община на виду, так как верующие, одетые в монашеские одежды, постоянно распространяют духовную литературу в центре города; раздают прохожим прасадам - вегетарианскую пищу, посвященную Кришне. "Церковь объединения" организовала поездку в Сеул ректоров Казахской государственной архитектурно-строительной академии и Алматинского института железнодорожного транспорта, которые договорились о направлении на стажировку в Южную Корею в муновские учебные заведения своих студентов, что и послужило основой для возникновения муновских общин. В настоящее время в республике действуют три общины мунистов численностью около 100 человек.

В нашей республике из множества течений Движения Нью Эйдж представлены "Церковь Исиды" и "Церковь всеобщая и торжествующая". Возможно появление других групп.

Храм Исиды (эзотерическая  церковь Буддизма и Йоги) - эзотерическое  вероучение, основанное на произведениях  Е.П. Блаватской ("Тайная доктрина","Разоблаченная Исида") и Е. И. Рериха ("Агни Йога"). Приверженцы утверждают, что их вероучение основано на тайноведческом учении древности, ибо включает и хранит знания с безначального прошлого великих учителей человечества - Аватаров и Будд, воплощающихся на земле для продвижения человеческого сознания. Беспрестанно наблюдая с вершин Гималаев, учителя жертвуют собой, отказываясь от Пара Нирваны для спасения человечества. Небольшая община "Храма Исиды" находится в г. Актюбинске, статуса юридического лица еще не получила, хотя заявление на регистрацию устава подавала. В качестве причины отказа фигурировало утверждение об эклектичности вероучения и необходимости его дальнейшего изучения. Отметим, что по существующему законодательству религиозное объединение может действовать и без получения статуса юридического лица.

Церковь Всеобщая и Торжествующая  занимает лидирующие позиции в движении Нового века на Западе. В Казахстане в настоящее время представлена эмиссарами, стремящимися организовать общину.

Деятельность Церкви Сатаны зафиксирована в Алматы, в  г. Сарань Карагандинской области и  ряде других городов. По неофициальным  данным, в республикедействует около  пяти сатанинских общин, количество членов которых исчисляется несколькими  сотнями. При этом в отличие от России единого духовного центра у них нет. Предполагается, что именно сатанисты осквернили Бурундайское кладбище (Алматинская обл.) в мае 1997 г.

Кроме этого, в республике действуют также "Трансцендентальная медитация", "Общество Шри Чинмоя", "Церковь саентологии". К религиозному движению следует отнести и "Ивановство", так как помимо обливания водой, там еще и молятся Иванову, считают его бессмертным, богом. Отметим, что Ивановство распространилось в республике во многом благодаря поддержке жены Президента С. Назарбаевой, которая является активным членом Алматинской общины ивановцев. В настоящее время многие бывшие ивановцы присоеденились к харизматическим общинам республики.

Таким образом, следует  сказать, что за исключением таких  конфессий, как лютеранство, меннонитство и иудаизм, все остальные, существовавшие ранее на территории республики, усилили свои позиции. К ним присоединились и новые для Казахстана вероучения. В то же время, по нашему мнению, большинство вновь появившихся конфессий уже исчерпали резервы дальнейшего роста. Это объясняется рядом причин, среди которых можно выделить следующие: 1) уменьшение финансирования со стороны западных миссионерских организаций; 2) исчезновение "новизны" для возможных неофитов; 3) обещанные ими чудеса и исцеления происходят крайне редко, что приводит верующих к разочарованию и отходу от этих общин; 4) контрпропагандистская кампания традиционных для Казахстана конфессий, которые в настоящее время активно осуждают нетрадиционные конфессии в проповедях, на страницах религиозной и светской печати; 5) отождествление национального и религиозного в обыденном сознании. Казах - значит мусульманин, русский - православный и т.п.

 

Глава 2. Храмы  Астаны как 

 

    1. История и современность

Информация о работе Духовно-нравственные ценности казахстанского общества: храмы Астаны