Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 20:47, курсовая работа
Советское государство никак не помогало духовенству, а наоборот, запрещало посещать храмы, распространяло атеизм среди населения, выгоняло верующих людей из комсомола. В развитии культуры оно также несильно преуспело. Разрешалось только то, что было в интересах коммунистической партии, остальных же всячески изводили и заставляли буквально покидать Родину. Таких примеров немало.
Введение………………………………………………………………….3-4
Культура и духовная жизнь……………………………………………..5-6
Средства массовой информации………………………………………….7
Развитие науки и культуры в советском обществе……………………...8
Наука…………………………………………………………………8-10
Советский театр……………………………………………………….10
Советский кинематограф и телевиденье…………………………10-11
Скульптура и живопись………………………………………………11
Музыка…………………………………………………………………12
Строительство и архитектура………………………………………...13
Спорт в советском обществе…………………………………………….14
Имена прославивших спортсменов советского союза……………..15
Развитие физической культуры и спорта – одного из направлений деятельности Советского государства в 1960-1990гг. …………15-16
Участи СССР в олимпиаде………………………………………..16-17
Заключение……………………………………………........................18-19
Министерство науки и образования Удмуртской республики
БОУ СПО УР «Сарапульский политехнический колледж»
Исследовательская работа.
Тема: «Духовная жизнь в советском обществе»
Сарапул
2013
Содержание.
Введение.
Духовная жизнь советского общества не отличалась особым богатством: все зависело от идеологии. В основном все искусство (до 1950-х годов) было пролетарским и заказным. Художники, поэты могли восхвалять только власть, если они так делали, то могли попасть под арест.
Советское общество должно было стать атеистическим (безбожным), следовательно огромное количество храмов подверглось погромам, тысячи святынь были уничтожены, в здании храма делали клубы, церковнослужителей принуждали менять веру, либо расстреливали. Верующие не имели права на вступление в партию, и вообще чести зваться гражданином Советского Союза.
После революции ВСЕ дворянские поместья Петербурга, царские дворцы, все имущество этих домов было разграблено. Разграбленное вывезено заграницу, продано с рук за бесценок. Судите по эти действиям "новой власти" о духовном развитии.
Девиз, если так можно назвать, большевиков: "избавиться от всего буржуазного", отсюда: дворяне становились бесправными, не успели уехать- в 30-х их расстреливали, вся культура становится продажной, Маяковский писал за деньги, кстати, все его произведения - должны были стать и стали отличной пропагандой.
Большинство писателей и поэтов серебреного века были взяты под арест. Возьмите бедную Анну Ахматову, Гумилева, которого вообще расстреляли. Из поздних: Солженицын... Еще вместе с Ахматовой гонениям подвергся Бунин, Блок, Есенин, Зощенко.
Кстати, первым делом удар пришелся на литературу, потому что именно оттуда все корни пропаганды, и литературу считали мыслящие люди, а они могли свергнуть не укрепившуюся власть. Плюс все сводилось к идеологии: все должны восхвалять вождя, а в творчестве великих писателей вы найдете только проблемы природы, общества, ДВОРЯНСКИХ отношений. Философские произведения развивают в человеке способность думать, особенно если вы прочитаете их достаточно много, на разные темы, потому Толстой, к примеру, был не признан.
После войны в СССР писали в основном о подвиге народа, о войне, в тот период писались только стихотворения на патриотические темы, в основном...
Русские писатели, которые пытались показать всю гнилость режима писали только заграницей, или начинали карьеру тут, но в итоге все равно уезжали, существовала цензура...
Советское государство никак не помогало духовенству, а наоборот, запрещало посещать храмы, распространяло атеизм среди населения, выгоняло верующих людей из комсомола. В развитии культуры оно также несильно преуспело. Разрешалось только то, что было в интересах коммунистической партии, остальных же всячески изводили и заставляли буквально покидать Родину. Таких примеров немало.
В современной России, на мой взгляд, дела обстоят значительно лучше. Во-первых: свобода вероисповедания. Каждый человек сам может выбрать, кому поклоняться и каким обрядам и традициям следовать. Россия - многонациональное государство. Каждый год строится множество храмов, мечетей, синагог, проводятся различные мероприятия совместно с русской церковью.
Что касается культуры, то в современной России работают музеи, проводятся различного рода выставки, презентации, где можно даже пообщаться с писателем, художником, скульптором и т.д. Выделяются средства из государственного и местного бюджетов на развитие и повышение культурного уровня в том или ином населенном пункте.
Культура и духовная жизнь
Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. Однако понятие культура очень многозначно. В науке нет не только единого определения культуры, но даже и единого мнения о том, сколько таких определений существует. Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-.
Отметим некоторые из значений:
- cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);
- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;
- cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение, а также – вероисповедание.
Исходя из этих значений можно выделить несколько смысловых блоков понятия "культура":
В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством. Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.
Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Исследователи выделяют десятки функций культуры в обществе. К основным функциям культуры относятся:
1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);
2) образовательно-воспитательная
функция (уровень культуры личности
определяется приобщением к
3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);
4) ценностная функция (формирование
у человека определённой
Принято подразделять культуру на материальную и духовную.
В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин "популярная культура" или "поп-культура". Положительными чертами массовой культуры является её демократичность, обращённость ко всем людям без различия классов, наций, имущественного положения. Однако, культивируя стереотипы стремления к власти, деньгам, популярности, секс-символам, "поп-культура" способствует нравственному упадку общества. Под воздействием механизма внушения человек перестаёт быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.
Важную роль в дальнейшем развитии массовой культуры играют средства массовой информации.
Средства массовой информации
Газеты, журналы, радио, кино, телевидение, Интернет делают возможным быстро распространить любое произведение. Благодаря СМИ людям стали доступны многие произведения не только массовой, но и элитарной и народной культуры. Достижения, художественные приёмы, идеи элитарного искусства быстро перестают быть новаторскими и перенимаются "массовой культурой", повышая её уровень. В то же время "поп-культура", приносящая прибыль, даёт возможность оказывать поддержку творцам "элитарного искусства". Благодаря СМИ многие произведения народной культуры стали широко известны во всём мире.
В то же время коммерциализация культуры происходит под влиянием СМИ. Так, реклама стала неизбежным спутником культуры и даже превратилась в особый вид искусства.
В последнее время учёные говорят о вытеснении "книжной культуры" культурой экранной. Молодёжь знакомится с произведениями литературы не в подлиннике, а по экранизациям. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Компьютерные игры, система Интернет, телевидение подчиняют себе духовную жизнь молодёжи. С одной стороны это положительно, ибо появляется возможность свободного выхода личности в мир информации.
Для характеристики современных тенденций развития культуры учёные вводят понятие клиповая культура. Видеоклип – это синтез музыкального, зрительного восприятия, где образы меняются с поразительной быстротой. Быстрота, гибкость, реактивность характерны для клиповой культуры. Более популярными становятся небольшие произведения с несколькими параллельными линиями сюжета, с быстрой сменой образов. Потребителю некогда, время – деньги. Поэтому вместо эпических романов популярными становятся повести, рассказы, вместо многоактных пьес – небольшие новеллы. Клиповая культура отражает общую тенденцию постиндустриального общества к быстрым изменениям, к смене впечатлений и образов.
Всё это нашло своё отражение и в тенденциях духовной жизни современной России.
Развитие науки и культуры в советском обществе
Наука. Наука и научно-технический прогресс
в СССР были государственным делом, требовавшим
бюджетного финансирования (свыше 95%) и
руководства со стороны государственных
органов. Наука и вся инфраструктура НТП
были одним из выдающихся достижений советской
тоталитарной системы. В период застоя
отечественная наука сохраняла жизнестойкость
и эффективность. В конце 80-х гг. в сфере
науки работало 4,4 млн. человек (в том числе
1,52 млн. научных и преподавательских кадров).
Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений,
которые явились важным источником многих
перспективных направлений развития производства
во многих отраслях (микроструктура материи,
физика элементарных частиц, использование
энергии атомного ядра, аэрокосмическая
и радиоэлектронная промышленность и
т.д.).
Затраты на научно-исследовательские
открытия и конструкторские разработки
составляли на 1990г. 5,0% национального дохода
и 3,5% ВНП. По эти показателям СССР превосходил
развитые страны с рыночной экономикой,
в том числе США по ежегодному выпуску
и общей численности инженеров, занятых
в народном хозяйстве.
Развивалась атомная и газовая энергетика,
велись исследования по квантовой электронике
и лазерной технике. Важные исследования
проводились в биологических науках.
СССР имел приоритет в производстве промышленных
установок непрерывного разлития стали,
методах обработки твердых материалов
с помощью взрыва, использовании природного
газа в доменном производстве. Советские
ученые М. Басов и А. Прохоров открыли и
создали основу новой отрасли квантовой
электроники (использование лазеров при
исследовании поверхности Луны, обработке
сверхтвердых металлов, в хирургических
операциях).
В 1965 г. хирург С. Федоров в г. Чебоксары
блестяще провел первую операцию с искусственным
хрусталиком из пластмассы. Его первой
пациенткой была Елена Петрова, которой
было возвращено зрение. Операции запретили,
но врач уехал в Архангельск и продолжал
их делать. Всемирно известный хирург
С. Федоров (трагически погибший летом
2000 г.) вернул зрение 25 млн. советских людей.
Советские компьютеры и их программное
обеспечение не слишком отставали от западных
аналогов, именно с их помощью были достигнуты
успехи страны в освоении космоса и в других
областях науки. Однако «в 1965 г. под давлением
генералитета советское правительство
решило приспособить модель IBM 360 в качестве
ядра единой компьютерной системы СЭВ.
С этого времени советские электронные
центры и оборонные предприятия вместо
разработки собственных проектов и производственных
линий предпочли воспроизводство моделей
иностранных компьютеров и приспособление
их к советским военным спецификациям.
Все это вело к отставанию в отрасли.