Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 20:47, курсовая работа
Советское государство никак не помогало духовенству, а наоборот, запрещало посещать храмы, распространяло атеизм среди населения, выгоняло верующих людей из комсомола. В развитии культуры оно также несильно преуспело. Разрешалось только то, что было в интересах коммунистической партии, остальных же всячески изводили и заставляли буквально покидать Родину. Таких примеров немало.
Введение………………………………………………………………….3-4
Культура и духовная жизнь……………………………………………..5-6
Средства массовой информации………………………………………….7
Развитие науки и культуры в советском обществе……………………...8
Наука…………………………………………………………………8-10
Советский театр……………………………………………………….10
Советский кинематограф и телевиденье…………………………10-11
Скульптура и живопись………………………………………………11
Музыка…………………………………………………………………12
Строительство и архитектура………………………………………...13
Спорт в советском обществе…………………………………………….14
Имена прославивших спортсменов советского союза……………..15
Развитие физической культуры и спорта – одного из направлений деятельности Советского государства в 1960-1990гг. …………15-16
Участи СССР в олимпиаде………………………………………..16-17
Заключение……………………………………………........................18-19
Аналогичные
тенденции возобладали и в программном
обеспечении. Советские ЭВМ 1960-х гг. работали
на отечественном языке ALGOL, который, по
мнению специалистов, хорошо обеспечивал
интеграцию систем, и представлял собой
передний край науки и техники. Однако
в 1970-х гг., с целью работы на компьютерах
американского типа, советские учёные
разработали собственную версию ФОРТРАН,
которая из-за развития программного обеспечения
на Западе быстро устарела. Наконец, в
СССР стали просто копировать любое программное
обеспечение, появившееся в США.
Степень внедрения научно-технических
достижений в СССР значительно отставала
от зарубежной. По оценкам экономистов,
в 70-80-х гг. отставание СССР от Запада в
области нововведений составило 15-25 лет,
увеличившись по сравнению с серединой
60-х гг. почти вдвое. Отставание отечественной
науки предопределяли планово-распределительный
характер экономики, слабость ее материально-технической
базы, остаточный принцип финансирования,
неразвитость научного приборостроения.
В гуманитарных и общественных науках
сохранились партийный контроль и идеализация.
Для советских историков и философов были
закрыты многие темы и направления. Во
второй половине 60-х гг. фактически произошла
реабилитация сталинской схемы истории
советского общества, что затормозило
на долгие годы научное исследование сталинизма
как политического феномена. В 1967 г. подверглась
разгромной критике книга А. М. Некрича
«22 июня 1941 г.» о причинах неудач СССР в
первые месяцы войны (автор был исключен
из рядов КПСС, впоследствии эмигрировал).
В то же время некоторая либерализация
научной политики способствовала тому,
что были сделаны важные шаги по пути исследования
конкретных исторических проблем, продолжились
дискуссии, развернувшиеся в 50-е - начале
60-х гг. (хотя исключительно в рамках марксизма-ленинизма).
В частности, в исторической науке в центре
внимания ученых оказались вопросы о некапиталистическом
пути развития, о роли русского абсолютизма
в утверждении капитализма в России и
др.
Группа историков, К. Терновский, М . Гефтер,
П. Волобуев и др., предложила свою концепцию
социально-экономического развития России
начала ХХ в. (проблемы многоукладности,
монополизации капитала и др.) с тем, чтобы
отойти от сталинских догм и стереотипов
в отношении трактовки предпосылок Октябрьской
революции.
Советский театр. Театр становился более публичным и
открытым к восприятию различных проблем
современности («Иркутская история» и
«Город на заре» А. Арбузова; «Материнское
поле» Ч. Айтматова и др.). Чрезвычайно
популярными в те годы были герои производственных
пьес (спектакли «Человек со стороны»
Н. М. Дворецкого; «Сталевары» Г. Бочкарева,
«Премия» А. И. Гельмана и др.).
В драматургии А. Вампилова, В. Розова,
А. Володина поднимались нравственные
проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены
человеческой жизни и др.).
В эти же годы действовал театр, драматургия
которого не вписывалась в традиционную
драматургию советского театра - Театр
им. А. С. Пушкина (постановки А. Эфроса),
Театр на Таганке (главный режиссер Ю.
Любимов), Современник (главный режиссер
О. Ефремов, затем - Г. Волчек), ленинградский
Большой драматический театр под руководством
Г. Товстоногова. Целое поколение выдающихся
актеров, в том числе народных артистов
СССР, чья судьба была тесно связана с
отечественным кинематографом, блистало
на сценах этих и других (МХАТ, им. Е. Вахтангова,
Малый театр) театров Н. О. Гриценко, Ю.
К. Борисова, М. А. Ульянов, Ю. В. Яковлев,
И. М. Смоктуновский и др.
Советский кинематограф и телевидение 60-70-х
гг. - одна из славных страниц истории отечественной
культуры. В эти годы была осуществлена
экранизация произведений классической
русской и зарубежной литературы – «Война
и мир», «Братья Карамазовы», «Идиот»,
«Гамлет» и др. В художественных фильмах
режиссеров - С. Герасимова, В. Шукшина,
А. Миты, Э. Рязанова, А. Михалкова-Кончаловского,
Н. Михалкова, С. Ростоцкого и др. поднимались
глубокие нравственные и философские
проблемы. Одним из лучших мастеров жанра
кинокомедии был ученик Г. Александрова
кинорежиссер Л.И. Гайдай.
Одновременно в кино работали режиссеры,
многие выдающиеся работы которых не имели
в годы застоя широкой зрительской аудитории,
хотя в условиях 70-х гг. все же стали известны
зрителю. В их числе были А. Тарковский
(«Иваново детство», «Зеркало», «Андрей
Рублев», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия»),
К. Муратова («Короткие встречи»), А. Герман
(«Двадцать дней без войны»).
Были сняты великолепные фильмы, пользующиеся
до сих пор огромным успехом в России и
за рубежом, - «Женитьба Бальзаминова»,
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»,
«Дайте жалобную книгу», «Председатель»,
«Дети Дон Кихота», «Женщины», «Стряпуха»,
«Здравствуй, это я!», «Берегись автомобиля»,
«Звонят, откройте дверь», «Июльский дождь»,
«Старшая сестра», «Дачники», «Журналист»,
«Вертикаль», «Три тополя на Плющихе»,
«Еще раз про любовь», «Анна Каренина»,
«Братья Карамазовы», «Журавушка», «Зигзаг
удачи», «Дворянское гнездо» и др.
В кинематографе на период 70-х – первой
половины 80-х гг. пришелся расцвет творчества
С. Ф. Бондарчука («Война и мир», «Ватерлоо»,
«Они сражались за Родину», «Отец Сергий»
и др.), Ю. Н. Озерова (киноэпопея «Освобождение»,
«Солдаты свободы» и др.), С. И. Ростоцкого
(«Доживем до понедельника», «А зори здесь
тихие...», «Белый Бим — Черное ухо» и др.),
Т. Н. Лиозновой («Семнадцать мгновений
весны»), , Э. А. Рязанова («Ирония судьбы»,
«Гараж», «Служебный роман»), Л. И. Гайдая
(«Кавказская пленница», «Бриллиантовая
рука» и др.).
Советский кинематограф дал миру плеяду
великих актеров, игра которых признается
вершиной отечественного киноискусства
и остается непревзойденной до сих пор,
– К. Лавров, М. Ульянов, Ю. Соломин, В. Соломин,
В. Коршунов, А. Фрейндлих, А. Тарасова,
М. Жаров, В. Лановой, О. Ефремов, В. Тихонов,
Н. Мордюкова, Л. Смирнова и многие др.
Открылись кинотеатр «Октябрь» на Калининском
проспекте, Телецентр в Останкино. Благодаря
строительству Телецентра в Останкино
появилось цветное телевидение.
Скульптура и живопись. В советском изобразительном
искусстве этого периода возобладало
стремление к созданию глубокого и яркого
образа современника, к полноте жизненной
правды.
В живописи в эти годы творили М. Сарьян,
И. Глазунов, В. Шилов и др. художники. Сюжеты
бытового жанра изображали художники
Т. Яблонская, Д. Жилинский. Несмотря на
последствия «бульдозерной выставки»
1974 г., продолжало существовать и развиваться
неформальное искусство.
В 60-70-е гг. успешно развивалось монументальное
искусство. Были созданы эпические произведения
в форме монументально-художественного
ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде,
мемориальных памятников на Пискаревском
кладбище в Ленинграде и в Саласпилсе
под Ригой, на месте сожженной фашистами
белорусской деревни Хатынь; монумента
«Легендарная тачанка» у города Каховки,
скульптурного ансамбля «Защитникам Брестской
крепости».
В 1980 г. в Манеже были выставлены четыре
проекта мемориала на Поклонной горе.
Музыка. В области музыки во второй
половине 60-х – первой половине 1970-х гг.
были также достигнуты впечатляющие успехи.
Тема современности и героико-патриотическая
тема нашла свое отражение в произведениях
Д. Шостаковича (11-я и 12-я симфонии, Казнь
Степана Разина), Г. Свиридова (Патетическая
оратория), В. Мурадели (Октябрь), Д. Кабалевского
(Реквием) и др.
Наметился отход от глобальных симфонических
концепций в сторону более скромных, камерных
композиций (14-я симфония Д. Шостаковича).
Существенный вклад в развитие симфонической
музыки внесли композиторы Г. Н. Попов,
Б. И. Тищенко, А. Г. Шнитке, А. Я. Эшпай, Б.
А. Чайковский, Э. В. Денисов. Дирижировали
симфоническими оркестрами Е. А. Мравинский,
Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов и
др.
Всемирную известность приобрели советские
оперные певцы И. Архипова, Г. Вишневская,
Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко,
Б. Штоколов, А. Эйзен и др.
Кроме симфонической музыки развивался
песенный эстрадный жанр (М. Фрадкин, Я.
Френкель, С. Туляков, А. Пахмутова и др.).
В начале 70-х гг. в СССР родилось новое
направление в музыке – «русский рок»,
который в некотором роде был связан с
элементами демократизации, массовости
всей мировой послевоенной культуры. Русский
рок первоначально рассматривался как
контркультура (период андеграунда), однако
во второй половине 80-х гг. он превратился
в культуру нового времени и стал восприниматься
как жанр музыкального искусства. К числу
профессиональных рок-музыкантов того
времени обычно относят Б. Гребенщикова
и группу «Аквариум», А. Макаревича и группу
«Машина времени» и др.
Наряду с этими направлениями молодежной
культуры продолжала развиваться авторская
песня. Во многих городах СССР создавались
клубы самодеятельной песни, проходили
фестивали. Появилось новое поколение
бардов - М. Ким, А. Дольский, С. Никитин
и другие исполнители.
По-прежнему среди населения велико было
увлечение эстрадой (популярные программы
тех лет – «Голубой огонек», конкурс «Песня
года», «КВН»).
В 1965 г. была создана знаменитая фирма
«Мелодия», которая в 70-80-х гг. выпустила
огромное количество виниловых дисков,
многие из которых (особенно в жанрах симфонической
и народной музыки) пользовались большим
спросом во всем мире.
Строительство и
архитектура. В 60-70-х гг. развивался новый
стиль архитектуры - простой, экономный,
использующий возможности современной
техники материалов. К нему относятся
- здание СЭВ (в котором ныне располагается
московская мэрия, архитектор - М. Посохон
и др.), 553-метровая башня Центрального
телевидения (Д. Бурдин, М. Шкуд и др.). По
типовым проектам строились станции метрополитена
в Москве, Ленинграде и других городах.
В 70-е гг. были построены новые спортивные
сооружения, в том числе - Олимпийская
деревня (на Мичуринском пр.) к Московской
Олимпиаде-80.
Символом новой Москвы стал новый проспект
Калинина, а символом «продовольственного
благополучия» - вновь открытый Ново арбатский
гастроном. (Подробнее см.: Эггелинт
В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе.
1953–1970. М., 1999)
Спорт в советском обществе.
Многомиллионная армия спортсменов является основанием символической пирамиды, вершину которой составляют члены сборных команд страны. Среди лучших — представители всех союзных республик, жители более 300 городов и сел Советского Союза. В стране нет спортивных окраин.Еще до войны 44 рекорда СССР превышали высшие мировые достижения. Но в официальных мировых табелях записи о рекордах, показанных в нашей стране, не делались до середины 40-х годов, когда нас стали признавать в международных федерациях. После того, что сделали советские люди в дни второй мировой войны, нас вынуждены были заметить и руководители международного спорта. В 1945 году победное турне по родине футбола — Англии — совершили футболисты московского «Динамо». В 1946 году легкоатлеты получили приглашение выступить на первенстве Европы в Осло. В том же году секция футбола СССР была принята в Международную футбольную ассоциацию, а штангисты — в Международную федерацию гиревого спорта. В 1947 году в международные федерации были приняты секции легкой атлетики, баскетбола, борьбы, плавания, конькобежного спорта и шахмат. Каждый год все больше расширял выход советских спортсменов на международные арены. Сейчас спортивные организации СССР признаны в 48 международных (федерациях. Только за первые 10 лет пребывания в международных федерациях — с 1948 по 1957 год — наши спортсмены 590 раз превышали мировые достижения.
Благодаря усилиям партии, государственных органов в физкультурном движении происходят глубокие качественные изменения. Наше общество считает здоровье людей делом важнейшим как в социальном, так и в экономическом плане. В предупреждении болезней одна из главных ролей отводится физкультуре и спорту. Вооружены четкой программой не только государственные учреждения, но и каждый из нас. «Надо, чтобы человек, — указывалось на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС, — смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке».
Благородная, большой государственной важности задача решается в нашей стране — сделать советское массовое спортивное движение всенародным. Совершается постепенный перевод к воспитанию, обучению, подготовке всесторонне развитых людей.
Имена прославивших спортсменов советского союза.
Имя
прославленного легкоатлета Сергея Бубки
занесено в Книгу рекордов Гиннесса: еще
бы – 35 рекордов за 10 лет карьеры! История
рекордов началась в 1984 году, и только
за один этот год он установил их 7: от 5,81
в Вильнюсе до 5,94 в Риме. В следующем, 1985-м,
он исполнил розовую мечту каждого прыгуна
с шестом – с третьей попытки на соревнованиях
в Париже преодолел высоту в 6 метров.
Четырехкратный
чемпион мира только один раз смог взять
олимпийское золото, хотя претендовал
на него четырежды. На играх в Лос-Анджелесе
из-за бойкота СССР ему не удалось принять
участие, а в Барселоне, Атланте и Сиднее
успешно выступить помешали травмы. Этот
факт его биографии назвали «олимпийским
проклятием». Только на состязаниях в
Сеуле в 1988-м ему удалось подняться на
высшую ступень олимпийского пьедестала.
За победы
и рекорды атлета наградили орденами Ленина
и Трудового Красного Знамени. Символично,
что самый высокий перелет через планку
Бубка совершил в 1993-м в своем городе –
Донецке. Всего 13 человек с 1985 года преодолели
шестиметровый рубеж. А рекорд 6,15 не перекрыл
вообще никто. Легкую атлетику называют
королевой спорта. Истинным королем спорта
стал Сергей Бубка.
Развитие физической культуры и спорта — одно из направлений деятельности Советского государства в 1960-1990 гг.
Одной из социальных
функций физической культуры и спорта
в 1960-1990 гг. являлось укрепление здоровья,
воспитание физически развитой личности.
В условиях социалистического общества
ее осуществление имело важное государственное
значение. В Программе КПСС сказано: «Социалистическое
государство … берет на себя заботу об
охране и постоянном улучшении здоровья
всего населения». Данное положение получило
развитие в Основах законодательства
Союза ССР и союзных республик о здравоохранении:
«Охрана здоровья народа — одна из важнейших
задач Советского государства». Статья
49 Основ законодательства СССР предусматривает
организацию физической культуры, спорта
и туризма в стране.
С хозяйственно-организаторской
функцией государства физическая культура
и спорт имеют косвенную связь. Однако
физическая культура и спорт играют большую
роль в подготовке людей к трудовой деятельности,
в повышении производительности труда
и профилактике заболеваемости трудящихся,
способствуя тем самым росту экономической
эффективности производства.
Социальные функции
физической культуры и спорта в концентрированной
форме получили свое воплощение в физкультурном
комплексе «Готов к труду и обороне СССР»
— государственной основе массового физического
воспитания. Как фактор, содействующий
подготовке молодежи к трудовой деятельности,
повышению производительности труда и
профилактике заболеваемости трудящихся,
комплекс ГТО отражал объективную и тесную
связь физической культуры и спорта с
хозяйственно-организаторской функцией
государства. Важна роль комплекса ГТО
в осуществлении внешней функции государства
— обороне страны. Иначе говоря, комплекс
ГТО отражал единство физической культуры
и спорта как многофункциональной системы.
Закрепляя в законодательстве
наиболее важные социальные функции физической
культуры и спорта. Советское государство,
таким образом, придавало им общеобязательное,
юридическое значение, обеспечивает их
реальное воплощение в жизнь.
Участие СССР в олимпиаде.
Человечество не вспоминало об Олимпийских играх до 1920 года... А в Советской России «забыли» о них почти на сорок лет!
В первые послевоенные годы и в нашем спорте начались серьезные преобразования. Рос интерес к спорту молодежи, начиналась интенсивная подготовка тренеров, развивалась спортивная наука, ведущие спортсмены стали получать поддержку государства. И все это вместе взятое сразу же привело к успехам на чемпионатах мира и Европы. Наш спорт вышел на передовые позиции.
Взгляд на олимпийские соревнования изменился после победы над фашизмом в 1945 году. Отношения с ведущими капиталистическими странами, хотя и ненадолго, стали лучше. И советские руководители решились на участие в Играх 1952 года. Они должны были проводиться в Хельсинки.