Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:41, доклад
Одним их важнейших достижений Б. стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов билогической и культурной эволюции. Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б. удалось доказать что, раса, язык и культура являются самостоятельными аспектами человеского существования.
Франц
Боас (нем. Franz Boas, 9 июля 1858, Минден — 21 декабря 1942, Нью-Йорк)
— американский антрополог, лингв
Родился
в еврейской семье в Германии.
Изучал физику и математику в Гейдельбергском
и Боннском университетах. Докторская
диссертация по физической географии
была посвящена проблеме цвета моской
воды (1881). После экспедиции на Баффинову
землю (1883-1884) заинтересовался антропологией.
В 1886 переехал в США. Профессор Колумбийского
университета (1896-1936). Основные сочинения:
«Пределы сравнительного метода в антропологии»
(1896); «Ум первобытного человека» (русск.
изд., 1926); «Антропология в современной
жизни» (1929); «Раса, язык и культура» (1940);
«Общая антропология» (1944) и др. Б. стал
основателем направления в антропологии,
получившего наименование исторический
партикуляризм. Среди его учеников - М.
Мид, Р. Бенедикт, Э. Сэпир, А. Кребер и др.
Б. выступил с критикой идей Тайлора, Моргана
и всей концепции эволюционизма за ее
стремление к генерализации и поиску универсальных
законов развития культуры. По Б., социокультурные
вариации чрезвычайно значительны, а информация
о них слишком фрагментарна для того, чтобы
заниматься построением универсальной
теории. Основываясь на идиографической
методологии неокантианства, Б. считал,
что каждая отдельная культура имеет свою
длительную и уникальную историю. Для
понимания отдельной культуры требуется
реконструкция ее индивидуального пути
развития. Подчеркивая уникальность каждой
культуры, Б. фактически отвергал возможность
построения универсальных теорий. Другой
значительной чертой исторического партикуляризма
Б. был принцип культурного релятивизма,
согласно с которым в культуре не существует
высших и низших форм и, следовательно,
понятия прогресса. Такие термины, как
дикость, варварство, цивилизация, по Б.,
отражают лишь этноцентризм тех народов,
которые считают собственный образ жизни
более нормальным, чем у других. Вместо
бесплодного теоретизирования, свойственного
эволюционизму, Б. призывал антропологов
к скрупулезному собиранию эмпирических
материалов, основанному на том же принципе
культурного релятивизма. В данном случае
он означал отказ исследователя от установок
собственной культуры и ориентация на
познание другой культуры, исходя из ее
собственных ценностных ориентации. Одним
их важнейших достижений Б. стала аргументированная
критика положения социального дарвинизма
о единстве процессов билогической и культурной
эволюции. Основываясь на примерах языковых
и культурных различий в пределах одной
и той же расы, Б. удалось доказать что,
раса, язык и культура являются самостоятельными
аспектами человеского существования.
Бенедикт (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) - американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления ("культура и личность") в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском университете культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию"Представления американских индейцев о духах-оберегах". С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском университете, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского университета.
Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по резултьтатам которых она опубликовала в 1935 монографию "Мифология зунья". Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в начале 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье "Конфигурации культуры" (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на "аполлоновский" и "дионисийский" типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры - это "индивидуальная психология, отраженная на большом экране". В статье"Антропология и анормальное" (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий.
В
своем главном
В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением япон. нац. психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику "дистанционного изучения культуры" (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка.
На основе собранных материалов написала знаменитую книгу "Хризантема и меч" (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японской концепциям "он" (милость, благодеяние) и "гири" (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что "Хризантема и меч" получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт - М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн - широко использовали и углубили разработанную Б. технику "дистанционного изучения культуры".
Принимала
участие в экспедициях по изучению североамериканских пл
В 1934 году вышла книга «Модели культуры» (Patterns of Culture). Книга переведена на 14 языков и преподаётся в американских университетах как классический труд по антропологии. Именно в этом труде Рут Бенедикт развила новую теоретическую схему изучения культур. В основе такого исследования лежит концепция «моделей культуры», направленная на выявление присущего каждой культуре единства — центрального стрежня, общей темы культуры, определяющей конфигурацию всех ее элементов. Этот центральный момент Бенедикт называет этосом культуры. По Бенедикт, природа отдельного человека столь пластична, что общество «лепит» из него нечто самоподобное.
На этой же конценпии основывается и работа «Хризантема и меч» (англ. The Chrysanthemum and the Sword), изданная в 1946 году. Здесь основной целью автора было выявление этоса японской культуры. Кроме того, из-за принципиальной невозможности изучать японскую культуру изнутри, Рут Бенедикт был предложен и теоретически обоснован метод изучения культуры на расстоянии. Этот метод строится на изучении исторических исследований, мемуаров путешественников, художественной литературы, философии и религии, пропагандистских и политических материалов.
Родилась в квакерской семье в Филадельфии, в семье отца — профессора Уортонской школы бизнеса, и матери — социолога, работавшего с итальянскими иммигрантами. Один год проучилась в университете Де По в Индиане, получила степень бакалавра вКолумбийском университете (1923); в 1924 году защитила там же магистерскую диссертацию. На её научные взгляды оказали большое влияние Рут Бенедикт и Франц Боас. В 1925 году отправилась на полевые исследования в Полинезию, на Самоа, где собрала большой материал о процессе социализации детей и подростков в самоанское общество.
После возвращения из Полинезии в 1926 году начала работать куратором в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. В1929 году защитила диссертацию в Колумбийском университете и получила степень доктора философии (Ph.D.).
Трижды была замужем за различными антропологами (в том числе за Грегори Бейтсоном).
Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах (разрыв поколений), детскую психологию с позиций т. н. этнопсихологической школы.
В работе «Взросление на Самоа» (1928) пришла к выводу об отсутствии конфликта поколений и трудностей социализации подростков в традиционном обществе.
Мид также выделила три основных типа обмена знаний между взрослыми и детьми:
Бронислав
Малиновский (польск. Bronisław
Kasper Malinowski, 7
апреля 1884, Краков — 16
мая 1942, Нью-Хейвен) — британ