Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:41, доклад
Одним их важнейших достижений Б. стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов билогической и культурной эволюции. Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б. удалось доказать что, раса, язык и культура являются самостоятельными аспектами человеского существования.
Малиновский
родился в Кракове на территории Австро-Венгерской и
С началом Первой мировой войны уехал в британскую колониальную территорию Папуа, где выполнил полевые исследования сначала на Маилу (1914), а затем на островах Тробриан (1915—1918). Там он встретил Рэдклифф-Брауна, который дал ему советы по полевой работе. В отличие от других исследователей первобытных племен, Малиновский жил среди туземцев и лично узнавал их быт. Именно его теория включенного наблюдения, является теперь ключевой в методологии антропологии.
В 1916 г. получил докторскую степень (D. Sc.) по антропологии. В 1920 — 21, лечась от туберкулеза, прожил год на Тенерифе (Канарские о-ва). К 1922 г. стал преподавать в LSE.
В 1933 читал лекции в Корнеллском университете, а в 1939—1942 был приглашенным профессором Йельского университета.
Выдающийся
ученый умер 16 мая 1942, на 58 году жизни, от
сердечного приступа,во время подготовки
к полевым исследованиям в Оаха
Альфред
Реджинальд Радклифф-Браун (или Рэдклифф-
Окончил Кембриджский университет. После окончания университета проводил полевые исследования: в 1906-08 изучал культуру туземного населения Андаманских островов, в 1910-12 — аборигенов, проживавших на территории Западной Австралии. Некоторое время работал министром образования Тонга. С 1920 года — в Южной Африке; преподавал в Университете Кейптауна. В 1925-31 преподавал в Университете Сиднея, в 1931-37 — в Университете Чикаго.
На
научные взгляды Радклифф-
Социально-культурную
антропологию Радклифф-Браун считал
высшей степенью обобщения теоретического
материала, собранного этнографией. Он
также считал необходимым использовать
эмпирические методы исследования.
Эдуард
Бернетт Тайлор (в
старой транскрипции Тэйлор[1]; англ.
Опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках мира. В 1871 избран членом Королевского научного общества. С 1883 по 1886 был хранителем этнографического музея Оксфордского университета,занимался преподавательской деятельностью, а в 1896 году основал первую в Англии кафедру антропологии при Оксфордском университете.
Считается
отцом эволюционной
теории развития культуры.
Основоположник анимистической
Тайлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Всемирную известность Тайлору принесла разработанная им анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии.
МОСС
(Mauss)
Марсель (1872—1950) — фр. социолог
и социальный антрополог. Заведовал
кафедрой истории религий
ЛЕВИ-БРЮЛЬ
(Levy-Bruhl) Люсьен
(1857-1939) - французский философ, антрополог
и социолог. Профессор Сорбонны (с 1904).
Был близок к школе Э. Дюркгейма. Один из
создателей Института этнологии в Парижском
университете (1926). Наибольшую известность
Л.-Б. принесли исследования в области
психологии мышления «примитивных народов».
Л.-Б. опирался на разработанное в рамках
школы Дюркгейма понятие о «коллективных
представлениях». По Л.-Б., они конституируют
особый субъект, отличный от индивидуального
сознания. «Коллективные представления»
имеют свои собственные законы развития.
С его точки зрения в различных социокультурных
системах существую специфические формы
«коллективных представлений». Л.-Б. подверг
резкой критике положения Тайлора и Д.
Фрезера об одинаковости мышления людей
на всех стадиях исторического развития
человечества. Их главной ошибкой, с его
точки зрения, было отождествление индивидуального
и коллективного уровней мышления. Ссылаясь
на многочисленные факты Л.-Б. утверждал,
что «коллективные представления» примитивных
народов существенно отличаются от мышления
современных народов. Эти отличия выражаются
в тесном преплетении мышления с эмоциями,
мистицизме, отсутствии стремления к объяснению
мира. Для первобытного мышления характерны
не логические законы современности, а
законы пратипа-ции (сопричастности), согласно
которым субъект может быть одновременно
самим собой и еще каким-либо существом,
в другом пространстве и времени. Такой
тип мышления Л.-Б. предлагал называть
«дологическим», обращая внимание при
этом на то, что оно не является нелогическим
или антилогическим, а просто подчиняется
своим собственным законам. Одновременно
он подчеркивал, что «дологический» тип
мышления характерен исключительно для
коллективного уровня, а индивидуальное
мышление представителей примитивных
народов тождественно современному европейскому.
Кроме этого Л.-Б. считал, что «дологические»
коллективные представления продолжают
существовать и в современном обществе
в форме религии, моральных понятий и обычаев
там, где существует потребность в живом
общении с окружающим миром, которое не
может заменить современная наука. Концепция
Л.-Б. была подвергнута критике со стороны
ряда известных антропологов, в том числе
У. Риверса, Малиновского, Боаса за чрезмерный
схематизм и определенную тенденциозность
при характеристике форм мышления неевропейских
народов. Основные сочинения: «Мораль
и наука о нравах» (1903), «Первобытное мышление»
(русск. изд., 1930); «Ментальные функции в
неразвитых обществах» (1910); «Сверхъестественное
в первобытном мышлении» (1931); «Первобытная
мифология» (1935) и др.