Антропологическая школа культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:41, доклад

Краткое описание

Одним их важнейших достижений Б. стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов билогической и культурной эволюции. Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б. удалось доказать что, раса, язык и культура являются самостоятельными аспектами человеского существования.

Файлы: 1 файл

Антропологическая школа культурологии.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

   Малиновский родился в Кракове на территории Австро-Венгерской империи. Отец его был профессором-лингвистом, мать из польской семьи землевладельцев. Ребенком рос болезненным, но превосходным учеником в школе. После окончания школы он поступил в Краковский университет. В 1908 г. получил докторскую степень (Ph. D.) по физике и математике. Под впечатлением книги «Золотая ветвь» («The Golden Bough»Дж. Фрэзера, увлекся антропологией и начал искать возможность работы с дикими племенами. Для лечения туберкулеза переехал в Германию, где проработал два года в Лейпцигском университете у Вундта. В 1910 г. переехал в Англию для обучения в Лондонской школе экономики (LSE), где позже работал по 1939.

   С началом Первой мировой войны  уехал в британскую колониальную территорию Папуа, где выполнил полевые исследования сначала на Маилу (1914), а затем на островах Тробриан (1915—1918). Там он встретил Рэдклифф-Брауна, который дал ему советы по полевой работе. В отличие от других исследователей первобытных племен, Малиновский жил среди туземцев и лично узнавал их быт. Именно его теория включенного наблюдения, является теперь ключевой в методологии антропологии.

   В 1916 г. получил докторскую степень (D. Sc.) по антропологии. В 1920 — 21, лечась от туберкулеза, прожил год на Тенерифе (Канарские о-ва). К 1922 г. стал преподавать в LSE.

   В 1933 читал лекции в Корнеллском университете, а в 1939—1942 был приглашенным профессором Йельского университета.

   Выдающийся  ученый умер 16 мая 1942, на 58 году жизни, от сердечного приступа,во время подготовки к полевым исследованиям в Оахака, Мексика. Он был похоронен на кладбище Эвергрин в Нью-Хейвен, штат Коннектикут ( США). 

   Альфред Реджинальд Радклифф-Браун (или Рэдклифф-Браунангл. Alfred Reginald Radcliffe-Brown17 января 1881Бирмингем — 24 октября 1955Лондон) — британский этнограф и социальный (культурный) антрополог, один из основоположников структурного функционализма и современной социально-культурной антропологии.

   Биография

   Окончил Кембриджский университет. После окончания университета проводил полевые исследования: в 1906-08 изучал культуру туземного населения Андаманских островов, в 1910-12 — аборигенов, проживавших на территории Западной Австралии. Некоторое время работал министром образования Тонга. С 1920 года — в Южной Африке; преподавал в Университете Кейптауна. В 1925-31 преподавал в Университете Сиднея, в 1931-37 — в Университете Чикаго.

   Научные взгляды

   На  научные взгляды Радклифф-Брауна оказали влияние французская  социологическая школа (прежде всего, Эмиль Дюркгейм) и идеипозитивизма. По мнению Радклифф-Брауна, социальные отношения являются результатом удовлетворения потребностей человека. В отличие отБронислава Малиновского, Радклифф-Браун полагал, что культура удовлетворяет базовые потребности не каждого человека в отдельности, а всего общества в целом. Также Радклифф-Браун придавал большое значение самому процессу формирования культуры и процессам взаимодействия.

   Социально-культурную антропологию Радклифф-Браун считал высшей степенью обобщения теоретического материала, собранного этнографией. Он также считал необходимым использовать эмпирические методы исследования. 

   Эдуард Бернетт Тайлор (в старой транскрипции Тэйлор[1]англ. Edward Burnett Tylor2 октября 1832, район Лондона Кэмбервилл — 2 января1917) — выдающийся английский этнографкультуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии иантропологии.

   Опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках мира. В 1871 избран членом Королевского научного общества. С 1883 по 1886 был хранителем этнографического музея Оксфордского университета,занимался преподавательской деятельностью, а в 1896 году основал первую в Англии кафедру антропологии при Оксфордском университете.

   Считается отцом эволюционной теории развития культуры. Основоположник анимистической теории происхождения религии. Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живет в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито. Метод Тайлора напоминал работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать в зависимости от географической и исторической принадлежности, а затем составить из них генетические ряды. Явления культуры, подобно растениям и животным, распадаются на роды, виды, подвиды. Внутри вида обычаев содержатся такие подвиды, как обычай наносить татуировки, обычай подпиливать зубы, обычай счета десятками и т. д. Подобно животным или растениям обычаи и другие культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной исторической эпохи в другую. Поэтому у разных народов, живущих в разные периоды истории, отмечаются сходные культурные черты. Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа, Тайлор называл культурой. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда, согласно Тайлору, обусловлена не столько усилиями мысли, сколько действием механизма проб и ошибок, поощрения и наказания, а также подражанием, внушением, влиянием индивидуальных и групповых интересов. Эволюционные ряды независимы, но они способны перекрещиваться, и тогда соединение далеко отстоящих друг от друга культурных явлений порождает качественно новые решения.

   Тайлор  был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Всемирную известность Тайлору принесла разработанная им анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии.

   Основные работы

  • Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние  и современные (1861).
  • Исследования в области древней истории человечества (1865).
  • Первобытная культура (1871).
  • Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации (1881).
  • Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев.
 

   МОСС

   (Mauss) Марсель (1872—1950) — фр. социолог  и социальный антрополог. Заведовал  кафедрой истории религий нецивилизованных  народов Высшей школы практических  исследований (с 1900), проф. социологии  в Коллеж де Франс (с 1931). Образование получил в Бордоском ун-те. М. был племянником, учеником и сотрудником Э. Дюркгейма, активным приверженцем дюркгеймовской социологической школы. После смерти основателя школы он руководил ею в качестве главного редактора жур. «L'Annee sociologique» (1925— 1927). В политическом плане М. был сторонником реформистского социализма. Будучи в целом последователем Дюркгейма, М. тем не менее отказался от антипсихологизма своего учителя, стремясь в своих исследованиях к синтезу социологического и психологического подходов в изучении человека. Он подчеркивал важность исследования «целостного человека» в единстве его социальных, психических и биологических свойств. В отличие от Дюркгейма, М. не был склонен к разработке универсальных теорий, сосредоточившись гл. обр. на структурно-функциональном и сравнительно-историческом исследованиях конкретных фактов в рамках конкретных социальных систем. Главная работа М., ставшая классической, — «Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925); в ней он на огромном историко-культурном материале обосновывает ключевое значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений. Дары, по М., формально добровольны, реально обязательны; давать, брать и возвращать дар — это обязанности, нарушение которых влечет за собой социальные санкции. В этом произведении М. выдвинул идею «целостных социальных фактов»: ориентацию на комплексное исследование фактов и выявление наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все стороны социальной жизни и выступающих одновременно как экономические, юридические, религиозные и т.д. Большое научное значение имели и др. исследования М., в частности «О некоторых первобытных формах классификации» (1903, в соавт. с Дюркгеймом), «Опыт о сезонных вариациях в эскимосских обществах» (1906, при участии А. Беша), «Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «Я» (1938) и др. В области общей социологической теории идеи М., особенно идея «целостных социальных фактов», оказали определенное воздействие на труды Г.Д. Гуревича и К. Леви-Строса. Работы М. и его преподавательская деятельность повлияли на развитие различных отраслей социального знания, в частности этнологии, фольклористики, исторической психологии, индологии и др. 

   ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) - французский философ, антрополог и социолог. Профессор Сорбонны (с 1904). Был близок к школе Э. Дюркгейма. Один из создателей Института этнологии в Парижском университете (1926). Наибольшую известность Л.-Б. принесли исследования в области психологии мышления «примитивных народов». Л.-Б. опирался на разработанное в рамках школы Дюркгейма понятие о «коллективных представлениях». По Л.-Б., они конституируют особый субъект, отличный от индивидуального сознания. «Коллективные представления» имеют свои собственные законы развития. С его точки зрения в различных социокультурных системах существую специфические формы «коллективных представлений». Л.-Б. подверг резкой критике положения Тайлора и Д. Фрезера об одинаковости мышления людей на всех стадиях исторического развития человечества. Их главной ошибкой, с его точки зрения, было отождествление индивидуального и коллективного уровней мышления. Ссылаясь на многочисленные факты Л.-Б. утверждал, что «коллективные представления» примитивных народов существенно отличаются от мышления современных народов. Эти отличия выражаются в тесном преплетении мышления с эмоциями, мистицизме, отсутствии стремления к объяснению мира. Для первобытного мышления характерны не логические законы современности, а законы пратипа-ции (сопричастности), согласно которым субъект может быть одновременно самим собой и еще каким-либо существом, в другом пространстве и времени. Такой тип мышления Л.-Б. предлагал называть «дологическим», обращая внимание при этом на то, что оно не является нелогическим или антилогическим, а просто подчиняется своим собственным законам. Одновременно он подчеркивал, что «дологический» тип мышления характерен исключительно для коллективного уровня, а индивидуальное мышление представителей примитивных народов тождественно современному европейскому. Кроме этого Л.-Б. считал, что «дологические» коллективные представления продолжают существовать и в современном обществе в форме религии, моральных понятий и обычаев там, где существует потребность в живом общении с окружающим миром, которое не может заменить современная наука. Концепция Л.-Б. была подвергнута критике со стороны ряда известных антропологов, в том числе У. Риверса, Малиновского, Боаса за чрезмерный схематизм и определенную тенденциозность при характеристике форм мышления неевропейских народов. Основные сочинения: «Мораль и наука о нравах» (1903), «Первобытное мышление» (русск. изд., 1930); «Ментальные функции в неразвитых обществах» (1910); «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (1931); «Первобытная мифология» (1935) и др. 

Информация о работе Антропологическая школа культурологии