Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:20, курсовая работа
Актуальность исследования процесса информатизации профессионального образования обусловлена быстрым накоплением и обновлением научных знаний при фиксированном времени обучения, возросшими объективными потребностями народного хозяйства в подготовке квалифицированных рабочих для автоматизированного производства, а также изменениями в организации и содержании труда рабочих, связанными с компьютеризацией рабочих мест.
Актуальность исследования процесса информатизации профессионального образования обусловлена быстрым накоплением и обновлением научных знаний при фиксированном времени обучения, возросшими объективными потребностями народного хозяйства в подготовке квалифицированных рабочих для автоматизированного производства, а также изменениями в организации и содержании труда рабочих, связанными с компьютеризацией рабочих мест.
Стремительный процесс развития компьютерной техники, широкое внедрение ЭВМ во все сферы человеческой деятельности не могут оставить без изменения "технологию" обучения и не повлиять на арсенал технических средств обучения, используемых преподавателями.
Появившиеся в конце XX века и стремительно развивающиеся новые информационные технологии характеризуются всепроникающим характером, что объясняется единством закономерностей протекания информационных процессов во многих сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Логическим следствием и частью процесса информатизации общества является информатизация образования. В научно-педагогической литературе под информатизацией образования понимается процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и развития субъектов профессионально-педагогической деятельности.
Существенную роль для определения содержания информационных технологий обучения представляют работы отечественных исследователей: А.П. Ершова, Г.Р. Громова, В.И. Гриценко, A.M. Довгялло, Б.Н. Панышина, А.А. Кузнецова, В.Ф. Шолоховича, а также зарубежных исследователей Р. Вильямса, П. Дюге, М. Кларка, К. Маклина, С. Пэйперта и др.
Вопросы психолого-педагогического обоснования компьютерных и информационных технологий обучения рассматривались в исследованиях Б.С. Гершунского, Б.Ф. Ломова, Е.И. Машбица, И.В. Роберт, В.В. Рубцова, Э.Г. Скибитского, Н.Ф. Талызиной.
Анализ состояния использования НИТ в системе профессионального образования (В.В. Шапкин, М.Б. Лебедева, A.M. Довгялло) позволяет констатировать, что внедрение информационных технологий в практику начального профессионального образования (НПО) происходит медленно, продолжают доминировать традиционные методы и средства обучения. На это есть ряд объективных и субъективных причин: недостаточный уровень обеспеченности средствами вычислительной техники и квалифицированными, информационно грамотными преподавателями и мастерами производственного обучения.
Кроме того, на наш взгляд, практическое применение средств информатизации, в первую очередь персональных компьютеров, во многом сдерживается недостаточностью исследований по определению дидактических условий, являющихся предпосылкой оптимального внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.
Вследствие вышеназванных причин необходимо констатировать противоречие между объективной необходимостью и реальным уровнем внедрения информационных технологий в образовательный процесс начального профессионального образования с целью повышения его эффективности.
Цель исследования: изучить применение информационных технологий в процессе преподавания «Организации обслуживания».
Объект исследования: процесс преподавания с использованием информационных технологий.
Предмет исследования: формы применения информационной технологии преподавания «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания» с использованием информационных технологий позволит заложить у учащихся базовую систему знаний, умений и навыков, которая будет иметь широкое и повседневное использование в практической деятельности.
В главе мы представили учебное занятие с применением информационной технологии: материал содержит конспект по теме «Организация питания по типу «шведский стол» и фуршет».
Данная разработка сопровождается презентациями.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучения в учебном заведении НПО; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно-программной документации по дисциплинам профессионального цикла.
Теоретико-методическая основа исследования: Беликов В.А. раскрывает дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности студентов; Вопросы профессиональной педагогики освещены в работе М.И. Скаткина; Захарова И.Г. в учебном пособии освещает вопросы применения информационных технологий в образовании.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Основные черты современных ИТ:
Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.
Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.
ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью. ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.
ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее.
Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п.
По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием.
В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.
К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.
К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:
- технологии, использующие
компьютерные обучающие
- мультимедия технологии;
- технологии дистанционного обучения.
Современные средства компьютерной техники можно классифицировать. Персональные компьютеры - это вычислительные системы с ресурсами, полностью направленными на обеспечение деятельности одного управленческого работника. Это наиболее многочисленный класс вычислительной техники, в составе которого можно выделить персональные компьютеры IBM PC и совместимые с ними компьютеры, а также персональные компьютеры Macintosh. Интенсивное развитие современных информационных технологий обусловлено как раз широким распространением с начала 1980-х гг. персональных компьютеров, сочетающих в себе такие качества, как относительная дешевизна и достаточно широкие для непрофессионального пользователя функциональные возможности.
Корпоративные компьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ или main frame) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность большого количества интеллектуальных работников в какой-либо организации, проекте при использовании единых информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок большой вычислительной мощности и со значительными информационными ресурсами, к которому подсоединено большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью (обычно это клавиатура, устройства позиционирования типа «мышь» и, возможно, устройство печати). В качестве рабочих мест, подсоединяемых к центральному блоку корпоративного компьютера, могут выступать и персональные компьютеры. Сфера использования корпоративных компьютеров - обеспечение управленческой деятельности в крупных финансовых и производственных организациях. Организация различных информационных систем для обслуживания большого количества пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов населению и т.п.).
Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях, и фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды. Данная классификация довольно условленна, так как интенсивное развитие технологий электронных компонентов и совершенствование архитектуры компьютеров, а также наиболее важных их элементов приводят к размыванию границ между средствами вычислительной техники.
Интеллектуальные обучающие системы - это качественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний; автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных.
Технологии мультимедиа (от англ. multimedia - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и том самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.
Виртуальная реальность (от англ. virtual reality -возможная реальность) - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно поддерживается иллюзия места нахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки телемониторы, в которых воспроизводятся непрерывно изменяющиеся события виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, определяющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого в распоряжении пользователя есть устройство создания и передачи звуковых сигналов.